Page 46 - №1-2021
P. 46

ПАРТНЕР                                                                                                                                                                                                                                    ПАРТНЕР



                                  Сохранение  и  расширение  субсидирования  перевозок   зопоток может вырасти до 1.3 млн. TEU в транзите и до
                                со стороны китайских провинций — ключевой вопрос для   2 млн. ТEU cовокупно.
                                перспектив роста контейнеропотока. Рост железнодорож-  Есть ряд проблем, как внешнего, так и внутреннего ха-
                                ного контейнеропотока между Китаем и ЕС за 2011–2017   рактера.
                                годы с 3.7 до 49 тыс. 40-футовых контейнеров (или с 7.5 до   Среди  внешних  можно  выделить  две.  Первая  –  риск
                                97 тыс. TEU) достигнут при уровне сквозного железнодо-  прекращения или сокращения размеров субсидирования
                                рожного  тарифа  $4800–6000 за  40-футовый  контейнер  (с   Китаем перевозок после 2020 года. Причиной этому может
                                учетом субсидирования в размере около 40%)..    послужить рост спроса на контейнерные перевозки по на-
                                  Точность железнодорожного расписания (99.7% контей-  правлению КНР — ЕС среди китайских грузоотправите-
                                нерных  поездов  на  маршрутах  между  Китаем  и Европой   лей вследствие использования ими дополнительных пре-
                                следуют точно по расписанию) и примерно в три раза мень-  имуществ железнодорожных маршрутов (по сравнению с
                                шие сроки доставки по сравнению с морским транспортом   морскими):  удобство  (скорость,  частота  и  регулярность,
                                обеспечивают комплексное преимущество «по удобству».   адресность  и  т.  д.)  компенсирует  тарифный  диспаритет.
                                По  нашим  оценкам,  потенциал  развития  контейнерных   Для дальнейшего роста грузопотока необходимы гарантии
                                перевозок между Китаем и Европой за счет преимуществ   сохранения субсидирования перевозок со стороны КНР.
                                «по удобству» (срокам, регулярности, точности доставки)   Вторая – недостаточные пропускные и перерабатываю-
                                при сохранении нынешнего уровня сквозных тарифов (с   щие мощности польских железных дорог, включая пункты
                                учетом  субсидирования  Китаем)  далеко  не  исчерпан  и   пропуска на белорусско-польской границе. Наиболее ин-
                                позволит к 2020 году кратно увеличить число контейнер-  тенсивный трафик контейнерных поездов характерен для
                                ных поездов: число отправлений поездов в неделю вырас-  погранперехода Брест (Беларусь) – Малашевиче (Польша).
                                тет в три раза (около 100 в неделю).            Через него проходят практически все маршруты, связыва-
                                  До 2019–2020 годов взрывной рост контейнеропотока по   ющие Китай и ЕС. С учетом текущего состояния инфра-
                                оси КНР — ЕАЭС — ЕС мы считаем обеспеченным. Со-  структуры, локомотивного и вагонного парков в Польше
                                гласно нашим оценкам, применяемый в настоящее время   существенный  рост  контейнеропотока  через  переход
                                сквозной тариф (с учетом субсидий) сохраняет потенци-  Брест – Малашевиче видится чрезвычайно проблемным.
                                ал  увеличения  грузопотока  до  500 тыс.  TEU в 2020 году,   Уже сейчас вместо передачи согласованных 14 маршрутов
                                то  есть  в два  раза  за  три  года.  После  этого  поддержание   в сутки польская сторона принимает всего 9-10 составов.
                                тарифа на прежнем уровне уже не будет иметь столь вы-  Совокупная мощность действующей и перспективной пе-
                                раженного эффекта, и темпы прироста контейнеропотока   рерабатывающей  инфраструктуры  Польши  существенно                       – Одним из решений проблемы польских железных до-    Точность железнодорожного распи-
                                резко снизятся.                                 ниже планируемого многими участниками трансевразий-                            рог могли бы стать инвестиции в альтернативные маршру-
                                  Для дальнейшего роста будет необходим более низкий   ского транзита контейнеропотока.                                        ты для движения контейнерных поездов по направлению    сания (99.7% контейнерных поездов
                                тариф, инвестиции в расшивку узких мест транспортной и   Внутри  ЕАЭС  актуальна  тема  финансирования  инф-                   Восток – Запад. В данном случае ключевыми направлени-  на маршрутах между Китаем и Евро-
                                логистической инфраструктуры (строительство дополни-  раструктурных  проектов,  а  также  координация  транс-                  ями могут стать: (1) расширение практики использования
                                тельных железнодорожных путей, электрификация участ-  портных  политик  и  соответствующих  инвестиционных                     транспортного узла Санкт-Петербурга; (2) использование   пой следуют точно по расписанию) и
                                ков железной дороги, обновление и модернизация тяговой   решений.  Кем  и  за  чей  счет  будет  создаваться  либо  мо-        в  международном  транзите  транспортно-логистической   примерно в три раза меньшие сроки
                                силы, специализированный подвижной состав, строитель-  дернизироваться транспортная инфраструктура? Рассчи-                    инфраструктуры  Калининградской  области  (перегрузоч-  доставки по сравнению с морским
                                ство транспортно-логистических центров, инфраструкту-  тывать на бурный поток китайских прямых инвестиций                      ные пункты в Черняховске и Калининграде). Для полно-
                                ра  пограничных  переходов  и  т.п.)  и  скоординированная   в транспорт и инфраструктуру пока нет оснований. Ни в             ценного  использования  данного  маршрута  необходимы   транспортом обеспечивают комплек-
                                транспортная политика на уровне «Большой Евразии». В   2015, ни в 2016, ни в первой половине 2017-го года проек-               инвестиции в увеличение перерабатывающих мощностей     сное преимущество «по удобству».
                                благоприятном сценарии в долгосрочной перспективе гру-  тов в транспорте стран ЕАЭС с привлеченными прямы-                     перегрузочных  пунктов  и  инфраструктуру  пограничных
                                                                                ми  китайскими  инвестициями  зафиксировано  не  было.                         переходов  (Польша  –  Калининградская  область,  Литва
                                                                                Можно  возразить,  что  Китай  работает  не  через  прямые                     – Калининградская  область).  При  этом  в  средне-  и  дол-  но освоение новых контейнеропригодных товарных ниш,
                                                                                инвестиции, а через портфельные инвестиции и кредиты.                          госрочной перспективе в любом случае необходима под-  которые будут востребованы на емком китайском рынке.
                                                                                Действительно,  в  общей  сложности  Китай  предоставил                        держка  такого  проекта  со  стороны  польских  железных  Это могут быть продовольственные товары, фасованные
                                                                                государствам Центральной Азии кредитов на сумму око-                           дорог.                                         товары химической промышленности и нефтехимии, ма-
                                                                                ло $30 млрд.                                                                     – Создание опорных транспортно-логистических цент-  шинотехническая продукция.
                                                                                 Основной поток кредитов идет в добычу и транспорти-                           ров (ТЛЦ) на территории России, Казахстана и Беларуси.   На уровне «Большой Евразии» необходимы усилия по
                                                                                ровку нефти и газа, создание энергетических мощностей и                        Нехватка  опорных  ТЛЦ  на  территории  ЕАЭС  повышает   реализации  скоординированной  тарифной  политики  и
                                                                                горнодобывающую промышленность.                                                общий  пробег  транспорта  и  соответственно  транспор-  унификации  нормативных  и  технических  регламентов
                                                                                 Это  говорит  о  том,  что  странам  ЕАЭС  нужно  искать                      тные  расходы  грузоотправителей,  а  также  увеличивает   (правила  перевозки  различных  видов  груза,  параметры
                                                                                внутренние  источники  финансирования.  В  условиях  ог-                       время аккумуляции и дистрибуции грузов. Цели создания   используемого подвижного состава, экологические стан-
                                                                                раниченности  бюджетных  ресурсов  реализация  инфра-                          транспортных хабов/ТЛЦ в ЕАЭС: (1) обработка на при-  дарты и т.п.).
                                                                                структурных  проектов  ЭПШП  может  приводить  к  зна-                         граничных территориях входящих в ЕАЭС контейнерных   Важным аспектом в плане устранения барьеров в сфере
                                                                                чительным задержкам. Необходимо привлекать частный                             грузов (из КНР и ЕС) и их дальнейшая дистрибуция желез-  международных  грузовых  перевозок  является  взаимное
                                                                                бизнес, использовать механизмы ГЧП, более активно под-                         нодорожным/автомобильным транспортом; (2) аккумуля-  информирование между странами, по территории которых
                                                                                ключать институты развития (МФО).                                              ция контейнерных грузов на территории хабов/ТЛЦ и их   проходят  основные  маршруты  контейнерных  перевозок,
                                                                                 Для  увеличения  пропускной  способности  сухопутных                          дальнейший  экспорт  железнодорожным/автомобильным   о долгосрочных (5-10 лет) прогнозах развития взаимных
                                                                                транспортных коридоров по оси КНР – ЕАЭС – ЕС, по-                             транспортом в КНР и страны ЕС (перевозки на коротком   железнодорожных  перевозок:  перспективные  направле-
                                                                                вышения их конкурентоспособности по сравнению с мор-                           плече); (3) в перспективе возможна аккумуляция контей-  ния и объемы перевозок грузов; планы о среднесуточных
                                                                                скими  маршрутами  не  требуются  мегапроекты.  Нужен                          нерных грузов на территории хабов/ТЛЦ для дальнейшей   объемах приема/сдачи вагонов по стыковым пунктам сме-
                                                                                не «второй Транссиб», а точечная расшивка «узких» мест                         дозагрузки ими транзитных контейнерных поездов, дви-  ны ширины колеи; другая информация. Взаимный обмен
                                                                                транспортной  инфраструктуры,  требующая  ограничен-                           жущихся по оси КНР – ЕАЭС – ЕС.                информацией позволит определить заранее потребность в
                                                                                ных капиталовложений.                                                            – Развитие  международных  грузоперевозок  через  ис-  организационно-технических мероприятиях и мероприя-
                                                                                 Среди  перспективных  направлений  инвестиционной                             пользование  спецконтейнеров/кузовов  (для  химических   тиях по развитию железнодорожной и сопутствующей ин-
                                                                                деятельности на территории стран ЕАЭС выделим следу-                           и  минеральных  грузов),  рефрижераторных  контейнеров   фраструктуры для беспрепятственного следования грузов
                                                                                ющие:                                                                          (для транспортировки продовольственных товаров). Нуж-  в установленные нормативом сроки.

              46 весна 2018                                                                                                                                                                                                                                           47
   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51