Page 46 - №1-2021
P. 46
ПАРТНЕР ПАРТНЕР
Сохранение и расширение субсидирования перевозок зопоток может вырасти до 1.3 млн. TEU в транзите и до
со стороны китайских провинций — ключевой вопрос для 2 млн. ТEU cовокупно.
перспектив роста контейнеропотока. Рост железнодорож- Есть ряд проблем, как внешнего, так и внутреннего ха-
ного контейнеропотока между Китаем и ЕС за 2011–2017 рактера.
годы с 3.7 до 49 тыс. 40-футовых контейнеров (или с 7.5 до Среди внешних можно выделить две. Первая – риск
97 тыс. TEU) достигнут при уровне сквозного железнодо- прекращения или сокращения размеров субсидирования
рожного тарифа $4800–6000 за 40-футовый контейнер (с Китаем перевозок после 2020 года. Причиной этому может
учетом субсидирования в размере около 40%).. послужить рост спроса на контейнерные перевозки по на-
Точность железнодорожного расписания (99.7% контей- правлению КНР — ЕС среди китайских грузоотправите-
нерных поездов на маршрутах между Китаем и Европой лей вследствие использования ими дополнительных пре-
следуют точно по расписанию) и примерно в три раза мень- имуществ железнодорожных маршрутов (по сравнению с
шие сроки доставки по сравнению с морским транспортом морскими): удобство (скорость, частота и регулярность,
обеспечивают комплексное преимущество «по удобству». адресность и т. д.) компенсирует тарифный диспаритет.
По нашим оценкам, потенциал развития контейнерных Для дальнейшего роста грузопотока необходимы гарантии
перевозок между Китаем и Европой за счет преимуществ сохранения субсидирования перевозок со стороны КНР.
«по удобству» (срокам, регулярности, точности доставки) Вторая – недостаточные пропускные и перерабатываю-
при сохранении нынешнего уровня сквозных тарифов (с щие мощности польских железных дорог, включая пункты
учетом субсидирования Китаем) далеко не исчерпан и пропуска на белорусско-польской границе. Наиболее ин-
позволит к 2020 году кратно увеличить число контейнер- тенсивный трафик контейнерных поездов характерен для
ных поездов: число отправлений поездов в неделю вырас- погранперехода Брест (Беларусь) – Малашевиче (Польша).
тет в три раза (около 100 в неделю). Через него проходят практически все маршруты, связыва-
До 2019–2020 годов взрывной рост контейнеропотока по ющие Китай и ЕС. С учетом текущего состояния инфра-
оси КНР — ЕАЭС — ЕС мы считаем обеспеченным. Со- структуры, локомотивного и вагонного парков в Польше
гласно нашим оценкам, применяемый в настоящее время существенный рост контейнеропотока через переход
сквозной тариф (с учетом субсидий) сохраняет потенци- Брест – Малашевиче видится чрезвычайно проблемным.
ал увеличения грузопотока до 500 тыс. TEU в 2020 году, Уже сейчас вместо передачи согласованных 14 маршрутов
то есть в два раза за три года. После этого поддержание в сутки польская сторона принимает всего 9-10 составов.
тарифа на прежнем уровне уже не будет иметь столь вы- Совокупная мощность действующей и перспективной пе-
раженного эффекта, и темпы прироста контейнеропотока рерабатывающей инфраструктуры Польши существенно – Одним из решений проблемы польских железных до- Точность железнодорожного распи-
резко снизятся. ниже планируемого многими участниками трансевразий- рог могли бы стать инвестиции в альтернативные маршру-
Для дальнейшего роста будет необходим более низкий ского транзита контейнеропотока. ты для движения контейнерных поездов по направлению сания (99.7% контейнерных поездов
тариф, инвестиции в расшивку узких мест транспортной и Внутри ЕАЭС актуальна тема финансирования инф- Восток – Запад. В данном случае ключевыми направлени- на маршрутах между Китаем и Евро-
логистической инфраструктуры (строительство дополни- раструктурных проектов, а также координация транс- ями могут стать: (1) расширение практики использования
тельных железнодорожных путей, электрификация участ- портных политик и соответствующих инвестиционных транспортного узла Санкт-Петербурга; (2) использование пой следуют точно по расписанию) и
ков железной дороги, обновление и модернизация тяговой решений. Кем и за чей счет будет создаваться либо мо- в международном транзите транспортно-логистической примерно в три раза меньшие сроки
силы, специализированный подвижной состав, строитель- дернизироваться транспортная инфраструктура? Рассчи- инфраструктуры Калининградской области (перегрузоч- доставки по сравнению с морским
ство транспортно-логистических центров, инфраструкту- тывать на бурный поток китайских прямых инвестиций ные пункты в Черняховске и Калининграде). Для полно-
ра пограничных переходов и т.п.) и скоординированная в транспорт и инфраструктуру пока нет оснований. Ни в ценного использования данного маршрута необходимы транспортом обеспечивают комплек-
транспортная политика на уровне «Большой Евразии». В 2015, ни в 2016, ни в первой половине 2017-го года проек- инвестиции в увеличение перерабатывающих мощностей сное преимущество «по удобству».
благоприятном сценарии в долгосрочной перспективе гру- тов в транспорте стран ЕАЭС с привлеченными прямы- перегрузочных пунктов и инфраструктуру пограничных
ми китайскими инвестициями зафиксировано не было. переходов (Польша – Калининградская область, Литва
Можно возразить, что Китай работает не через прямые – Калининградская область). При этом в средне- и дол- но освоение новых контейнеропригодных товарных ниш,
инвестиции, а через портфельные инвестиции и кредиты. госрочной перспективе в любом случае необходима под- которые будут востребованы на емком китайском рынке.
Действительно, в общей сложности Китай предоставил держка такого проекта со стороны польских железных Это могут быть продовольственные товары, фасованные
государствам Центральной Азии кредитов на сумму око- дорог. товары химической промышленности и нефтехимии, ма-
ло $30 млрд. – Создание опорных транспортно-логистических цент- шинотехническая продукция.
Основной поток кредитов идет в добычу и транспорти- ров (ТЛЦ) на территории России, Казахстана и Беларуси. На уровне «Большой Евразии» необходимы усилия по
ровку нефти и газа, создание энергетических мощностей и Нехватка опорных ТЛЦ на территории ЕАЭС повышает реализации скоординированной тарифной политики и
горнодобывающую промышленность. общий пробег транспорта и соответственно транспор- унификации нормативных и технических регламентов
Это говорит о том, что странам ЕАЭС нужно искать тные расходы грузоотправителей, а также увеличивает (правила перевозки различных видов груза, параметры
внутренние источники финансирования. В условиях ог- время аккумуляции и дистрибуции грузов. Цели создания используемого подвижного состава, экологические стан-
раниченности бюджетных ресурсов реализация инфра- транспортных хабов/ТЛЦ в ЕАЭС: (1) обработка на при- дарты и т.п.).
структурных проектов ЭПШП может приводить к зна- граничных территориях входящих в ЕАЭС контейнерных Важным аспектом в плане устранения барьеров в сфере
чительным задержкам. Необходимо привлекать частный грузов (из КНР и ЕС) и их дальнейшая дистрибуция желез- международных грузовых перевозок является взаимное
бизнес, использовать механизмы ГЧП, более активно под- нодорожным/автомобильным транспортом; (2) аккумуля- информирование между странами, по территории которых
ключать институты развития (МФО). ция контейнерных грузов на территории хабов/ТЛЦ и их проходят основные маршруты контейнерных перевозок,
Для увеличения пропускной способности сухопутных дальнейший экспорт железнодорожным/автомобильным о долгосрочных (5-10 лет) прогнозах развития взаимных
транспортных коридоров по оси КНР – ЕАЭС – ЕС, по- транспортом в КНР и страны ЕС (перевозки на коротком железнодорожных перевозок: перспективные направле-
вышения их конкурентоспособности по сравнению с мор- плече); (3) в перспективе возможна аккумуляция контей- ния и объемы перевозок грузов; планы о среднесуточных
скими маршрутами не требуются мегапроекты. Нужен нерных грузов на территории хабов/ТЛЦ для дальнейшей объемах приема/сдачи вагонов по стыковым пунктам сме-
не «второй Транссиб», а точечная расшивка «узких» мест дозагрузки ими транзитных контейнерных поездов, дви- ны ширины колеи; другая информация. Взаимный обмен
транспортной инфраструктуры, требующая ограничен- жущихся по оси КНР – ЕАЭС – ЕС. информацией позволит определить заранее потребность в
ных капиталовложений. – Развитие международных грузоперевозок через ис- организационно-технических мероприятиях и мероприя-
Среди перспективных направлений инвестиционной пользование спецконтейнеров/кузовов (для химических тиях по развитию железнодорожной и сопутствующей ин-
деятельности на территории стран ЕАЭС выделим следу- и минеральных грузов), рефрижераторных контейнеров фраструктуры для беспрепятственного следования грузов
ющие: (для транспортировки продовольственных товаров). Нуж- в установленные нормативом сроки.
46 весна 2018 47