Page 47 - №1-2021
P. 47

ПАРТНЕР                                                                                                          ПАРТНЕР



 Сохранение  и  расширение  субсидирования  перевозок   зопоток может вырасти до 1.3 млн. TEU в транзите и до
 со стороны китайских провинций — ключевой вопрос для   2 млн. ТEU cовокупно.
 перспектив роста контейнеропотока. Рост железнодорож-  Есть ряд проблем, как внешнего, так и внутреннего ха-
 ного контейнеропотока между Китаем и ЕС за 2011–2017   рактера.
 годы с 3.7 до 49 тыс. 40-футовых контейнеров (или с 7.5 до   Среди  внешних  можно  выделить  две.  Первая  –  риск
 97 тыс. TEU) достигнут при уровне сквозного железнодо-  прекращения или сокращения размеров субсидирования
 рожного  тарифа  $4800–6000 за  40-футовый  контейнер  (с   Китаем перевозок после 2020 года. Причиной этому может
 учетом субсидирования в размере около 40%)..   послужить рост спроса на контейнерные перевозки по на-
 Точность железнодорожного расписания (99.7% контей-  правлению КНР — ЕС среди китайских грузоотправите-
 нерных  поездов  на  маршрутах  между  Китаем  и Европой   лей вследствие использования ими дополнительных пре-
 следуют точно по расписанию) и примерно в три раза мень-  имуществ железнодорожных маршрутов (по сравнению с
 шие сроки доставки по сравнению с морским транспортом   морскими):  удобство  (скорость,  частота  и  регулярность,
 обеспечивают комплексное преимущество «по удобству».   адресность  и  т.  д.)  компенсирует  тарифный  диспаритет.
 По  нашим  оценкам,  потенциал  развития  контейнерных   Для дальнейшего роста грузопотока необходимы гарантии
 перевозок между Китаем и Европой за счет преимуществ   сохранения субсидирования перевозок со стороны КНР.
 «по удобству» (срокам, регулярности, точности доставки)   Вторая – недостаточные пропускные и перерабатываю-
 при сохранении нынешнего уровня сквозных тарифов (с   щие мощности польских железных дорог, включая пункты
 учетом  субсидирования  Китаем)  далеко  не  исчерпан  и   пропуска на белорусско-польской границе. Наиболее ин-
 позволит к 2020 году кратно увеличить число контейнер-  тенсивный трафик контейнерных поездов характерен для
 ных поездов: число отправлений поездов в неделю вырас-  погранперехода Брест (Беларусь) – Малашевиче (Польша).
 тет в три раза (около 100 в неделю).  Через него проходят практически все маршруты, связыва-
 До 2019–2020 годов взрывной рост контейнеропотока по   ющие Китай и ЕС. С учетом текущего состояния инфра-
 оси КНР — ЕАЭС — ЕС мы считаем обеспеченным. Со-  структуры, локомотивного и вагонного парков в Польше
 гласно нашим оценкам, применяемый в настоящее время   существенный  рост  контейнеропотока  через  переход
 сквозной тариф (с учетом субсидий) сохраняет потенци-  Брест – Малашевиче видится чрезвычайно проблемным.
 ал  увеличения  грузопотока  до  500 тыс.  TEU в 2020 году,   Уже сейчас вместо передачи согласованных 14 маршрутов
 то  есть  в два  раза  за  три  года.  После  этого  поддержание   в сутки польская сторона принимает всего 9-10 составов.
 тарифа на прежнем уровне уже не будет иметь столь вы-  Совокупная мощность действующей и перспективной пе-
 раженного эффекта, и темпы прироста контейнеропотока   рерабатывающей  инфраструктуры  Польши  существенно   – Одним из решений проблемы польских железных до-  Точность железнодорожного распи-
 резко снизятся.   ниже планируемого многими участниками трансевразий-  рог могли бы стать инвестиции в альтернативные маршру-
 Для дальнейшего роста будет необходим более низкий   ского транзита контейнеропотока.  ты для движения контейнерных поездов по направлению   сания (99.7% контейнерных поездов
 тариф, инвестиции в расшивку узких мест транспортной и   Внутри  ЕАЭС  актуальна  тема  финансирования  инф-  Восток – Запад. В данном случае ключевыми направлени-  на маршрутах между Китаем и Евро-
 логистической инфраструктуры (строительство дополни-  раструктурных  проектов,  а  также  координация  транс-  ями могут стать: (1) расширение практики использования
 тельных железнодорожных путей, электрификация участ-  портных  политик  и  соответствующих  инвестиционных   транспортного узла Санкт-Петербурга; (2) использование   пой следуют точно по расписанию) и
 ков железной дороги, обновление и модернизация тяговой   решений.  Кем  и  за  чей  счет  будет  создаваться  либо  мо-  в  международном  транзите  транспортно-логистической   примерно в три раза меньшие сроки
 силы, специализированный подвижной состав, строитель-  дернизироваться транспортная инфраструктура? Рассчи-  инфраструктуры  Калининградской  области  (перегрузоч-  доставки по сравнению с морским
 ство транспортно-логистических центров, инфраструкту-  тывать на бурный поток китайских прямых инвестиций   ные пункты в Черняховске и Калининграде). Для полно-
 ра  пограничных  переходов  и  т.п.)  и  скоординированная   в транспорт и инфраструктуру пока нет оснований. Ни в   ценного  использования  данного  маршрута  необходимы   транспортом обеспечивают комплек-
 транспортная политика на уровне «Большой Евразии». В   2015, ни в 2016, ни в первой половине 2017-го года проек-  инвестиции в увеличение перерабатывающих мощностей   сное преимущество «по удобству».
 благоприятном сценарии в долгосрочной перспективе гру-  тов в транспорте стран ЕАЭС с привлеченными прямы-  перегрузочных  пунктов  и  инфраструктуру  пограничных
 ми  китайскими  инвестициями  зафиксировано  не  было.   переходов  (Польша  –  Калининградская  область,  Литва
 Можно  возразить,  что  Китай  работает  не  через  прямые   – Калининградская  область).  При  этом  в  средне-  и  дол-  но освоение новых контейнеропригодных товарных ниш,
 инвестиции, а через портфельные инвестиции и кредиты.   госрочной перспективе в любом случае необходима под-  которые будут востребованы на емком китайском рынке.
 Действительно,  в  общей  сложности  Китай  предоставил   держка  такого  проекта  со  стороны  польских  железных  Это могут быть продовольственные товары, фасованные
 государствам Центральной Азии кредитов на сумму око-  дорог.         товары химической промышленности и нефтехимии, ма-
 ло $30 млрд.            – Создание опорных транспортно-логистических цент-  шинотехническая продукция.
 Основной поток кредитов идет в добычу и транспорти-  ров (ТЛЦ) на территории России, Казахстана и Беларуси.   На уровне «Большой Евразии» необходимы усилия по
 ровку нефти и газа, создание энергетических мощностей и   Нехватка  опорных  ТЛЦ  на  территории  ЕАЭС  повышает   реализации  скоординированной  тарифной  политики  и
 горнодобывающую промышленность.  общий  пробег  транспорта  и  соответственно  транспор-  унификации  нормативных  и  технических  регламентов
 Это  говорит  о  том,  что  странам  ЕАЭС  нужно  искать   тные  расходы  грузоотправителей,  а  также  увеличивает   (правила  перевозки  различных  видов  груза,  параметры
 внутренние  источники  финансирования.  В  условиях  ог-  время аккумуляции и дистрибуции грузов. Цели создания   используемого подвижного состава, экологические стан-
 раниченности  бюджетных  ресурсов  реализация  инфра-  транспортных хабов/ТЛЦ в ЕАЭС: (1) обработка на при-  дарты и т.п.).
 структурных  проектов  ЭПШП  может  приводить  к  зна-  граничных территориях входящих в ЕАЭС контейнерных   Важным аспектом в плане устранения барьеров в сфере
 чительным задержкам. Необходимо привлекать частный   грузов (из КНР и ЕС) и их дальнейшая дистрибуция желез-  международных  грузовых  перевозок  является  взаимное
 бизнес, использовать механизмы ГЧП, более активно под-  нодорожным/автомобильным транспортом; (2) аккумуля-  информирование между странами, по территории которых
 ключать институты развития (МФО).  ция контейнерных грузов на территории хабов/ТЛЦ и их   проходят  основные  маршруты  контейнерных  перевозок,
 Для  увеличения  пропускной  способности  сухопутных   дальнейший  экспорт  железнодорожным/автомобильным   о долгосрочных (5-10 лет) прогнозах развития взаимных
 транспортных коридоров по оси КНР – ЕАЭС – ЕС, по-  транспортом в КНР и страны ЕС (перевозки на коротком   железнодорожных  перевозок:  перспективные  направле-
 вышения их конкурентоспособности по сравнению с мор-  плече); (3) в перспективе возможна аккумуляция контей-  ния и объемы перевозок грузов; планы о среднесуточных
 скими  маршрутами  не  требуются  мегапроекты.  Нужен   нерных грузов на территории хабов/ТЛЦ для дальнейшей   объемах приема/сдачи вагонов по стыковым пунктам сме-
 не «второй Транссиб», а точечная расшивка «узких» мест   дозагрузки ими транзитных контейнерных поездов, дви-  ны ширины колеи; другая информация. Взаимный обмен
 транспортной  инфраструктуры,  требующая  ограничен-  жущихся по оси КНР – ЕАЭС – ЕС.  информацией позволит определить заранее потребность в
 ных капиталовложений.   – Развитие  международных  грузоперевозок  через  ис-  организационно-технических мероприятиях и мероприя-
 Среди  перспективных  направлений  инвестиционной   пользование  спецконтейнеров/кузовов  (для  химических   тиях по развитию железнодорожной и сопутствующей ин-
 деятельности на территории стран ЕАЭС выделим следу-  и  минеральных  грузов),  рефрижераторных  контейнеров   фраструктуры для беспрепятственного следования грузов
 ющие:                 (для транспортировки продовольственных товаров). Нуж-  в установленные нормативом сроки.

 46 весна 2018                                                                                                               47
   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52