1

Взаимодействие с бизнесом становится ключевым фактором успешной реализации интеграционной повестки

   Деловое сообщество стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) готово включиться в проекты, расширяющие сферы их сотрудничества. Об этом заявили главы бизнес-ассоциаций государств Союза на заседании президиума Делового совета ЕАЭС 8 февраля, в котором приняли участие министры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Социальная сфера, экология, атомная энергетика, возобновляемые источники, космос и туризм могут стать новыми драйверами для развития интеграционных процессов. Еще одной темой для дискуссии стали глобальные вызовы 2018 года и предложения по реализации приоритетных направлений деятельности ЕАЭС, озвученные представителями России, которая председательствует в органах Союза в 2018 году.
 
   Президент Делового Совета Виктор Христенко приветствовал участников заседания, отметив, что в зале присутствуют не только представители бизнеса пяти государств-членов Союза, но и предпринимательского сообщества страны-наблюдателя в Деловом Совете ЕАЭС – Молдовы. Он подчеркнул, что Россия в 2018 году председательствует в Евразийском экономическом союзе и Деловом совете, и это для нее – большая ответственность, поскольку нынешний год будет сложным и во многом определяющим. Это связано как с политическими внутренними календарями, так и с масштабными изменениями, которые происходят в мире. «Мы, например, находимся внутри бурного процесса – новой технологической революции, связанной с оцифровкой экономики, по сути, со сменой технологических укладов, – сказал Виктор Христенко. – Все это накладывает особый отпечаток на 2018 год и должно стимулировать бизнес к поиску новых стратегических решений, в том числе на площадке Делового совета ЕАЭС, необходимых для того, чтобы вписаться в этот «сгусток» вызовов».
   Член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Жаксылыков заявил, что в рамках интеграции сделано немало, но предстоит сделать еще больше. «Ключевой вопрос – насколько хорошо Комиссии удастся использовать потенциал интеграции в интересах бизнеса, который, по сути, является движущей силой экономики, насколько комфортным окажется в Союзе деловой климат», – подчеркнул министр ЕЭК.
   Евразийское интеграционное объединение, как отметил Тимур Жаксылыков, поступательно движется по пути сокращения барьеров в торговле. Другое важное направление, по которому намерены продвигаться страны Союза, – реализация проектов в реальном секторе экономики, развитие единой инфраструктуры, производственная и технологическая кооперация. И еще один важнейший вектор взаимодействия евразийской «пятерки» – появившаяся в прошлом году цифровая повестка.
   «Мы активно работаем над процедурой оценки регулирующего воздействия: большое количество решений Комиссии проходит через эту процедуру, – обратил внимание министр ЕЭК. – В прошлом году мы распространили ее на техническое регулирование, применительно к проектам технических регламентов Союза. И думаем, что бизнес может с помощью этой процедуры защищать свои интересы более эффективно».
   Председатель Президиума Делового совета ЕАЭС, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин подчеркнул, что ЕАЭС стал полноправным игроком на глобальном экономическом пространстве. Это подтверждается растущим интересом к нему со стороны мирового сообщества. Китай, Иран, Индия и многие другие страны готовы выстраивать с Союзом и Евразийской экономической комиссией взаимовыгодные торговые отношения. Но в то же время нарастает число нерешенных вопросов, в том числе в сфере разделения национальных и наднациональных полномочий, ощущается определенная неудовлетворенность от нереализованных ожиданий, недостаточной интеграции, хотя и связанной во многом с объективными условиями развития экономик стран ЕАЭС.
   «Надо сказать, что есть в этом и субъективная составляющая, в том числе со стороны бизнеса, – заметил Александр Шохин. – Не всегда мы оперативно формируем как консолидированную позицию внутри национальных бизнес-сообществ, так и консолидированную позицию бизнеса Евразийского экономического союза».
   К основным позитивным результатам интеграции стран евразийской «пятерки» он отнес функционирование общих рынков услуг и рабочей силы, начало работы единого рынка лекарств и медизделий, вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС, поддержку президентами стран Союза курса на формирование общей цифровой повестки ЕАЭС, систематизацию работы по устранению барьеров на внутренних союзных рынках. «Наступивший год должен стать периодом закрепления и развития достигнутых уровней интеграции», – уверен Александр Шохин.
   При этом, по словам председателя президиума Делового совета ЕАЭС, важно направить усилия бизнеса на поддержание и развитие атмосферы доверия во взаимоотношениях участников внутреннего рынка Союза, в том числе путём расширения хозяйственных связей и кооперации между предприятиями и организациями стран-участниц.
   По словам члена Коллегии (министра) по интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяны Валовой, с точки зрения дальнейшего развития евразийской интеграции перед Комиссией стоит триединая задача.
   Во-первых, важно выполнить все интеграционные цели, которые заложены в Договоре о ЕАЭС, в обозначенные в нем сроки. «Справедливо говорится, что по многим направлениям у нас сейчас существует отставание. Мы сами детально проанализировали эту ситуацию в соответствующем документе – докладе президентам наших стран, который будет представлен в этом году, – и намерены сделать все для ускоренного движения вперед».
   Второе, что является, по мнению министра ЕЭК, очень важным, – использование возможностей, которые есть в Договоре о Союзе. Министр ЕЭК подчеркнула, что большое количество норм носят диспозитивный  характер: то есть страны могут в той или иной сфере сотрудничать, но не обязаны это делать. В Договоре заложено большое количество интересных треков работы, например в сферах реальной экономики, промышленности, сельского хозяйства. И Комиссия всегда готова принять и использовать предложения бизнеса по конкретные проектам в этих областях, что «может наполнить реальным содержанием все нормы, которые есть в Договоре о ЕАЭС».
   Третье – странам Союза нужно стремиться к новым горизонтам интеграции. В этой связи Татьяна Валовая напомнила о недавнем выступлении на цифровом форуме в Алматы Премьер-министра Республики Казахстан Бакытжана Сагинтаева, который говорил о том, что с учетом мировых реалий, возможно, не стоит ограничиваться только экономической повесткой, прописанной в Договоре о ЕАЭС. Жизнь – гораздо шире, и странам евразийской «пятерки» нужно подумать о расширении сотрудничества, например в социальной сфере. Россия в рамках председательства в ЕАЭС также предложила обсудить возможность расширения интеграционных связей по таким направлениям, как экология, атомная энергетика, возобновляемые источники, космос, туризм и т.д. «Конечно, для того, чтобы это развивать дальше, – подчеркнула Татьяна Валовая, – нам нужны импульсы от бизнеса».
   Член Коллегии (министр) по техническому регулированию ЕЭК Валерий Корешков сообщил, что его направление – одно из тех, где работа Комиссии с бизнесом давно налажена и без нее было бы невозможно принять ни одного технического регламента Евразийского экономического союза и перечня стандартов. «Совместно с бизнесом мы к настоящему времени разработали и приняли 46 технических регламентов, 37 из которых уже действуют, а еще три вступят в силу в 2018 году, – отметил Валерий Корешков. – Это означает, что порядка 85% продукции на рынке Союза скоро будет обращаться по единым требованиям».
   Комиссия вместе со специалистами союзных стран завершает разработку единой информационной системы учета лекарств, которая облегчит предпринимателям Союза регистрацию лекарственных препаратов на общем рынке и обеспечит потребителей наиболее полной информацией о них. Интеграционный компонент системы полностью готов, завершается создание ее национальных сегментов. Комиссия подготовила подробный технологический документ, отражающий ключевые процессы общего рынка лекарств и содержащий базовые реестры ЕАЭС. База данных системы включает сведения о лекарствах, не соответствующих союзным требованиям по качеству, а также фальсифицированных и контрафактных, выявленных органами контроля в государствах-членах.
   Применение инструментов технического регулирования наряду с упорядочиванием работы таможенных органов и деятельности органов контроля (надзора) по пресечению ввоза и реализации фальсифицированной продукции позволяют минимизировать риски появления опасной продукции на рынке. Эти риски станут еще меньше, если страны гармонизируют подходы и принципы в сфере контроля (надзора) за товарами.
   Участники заседания отметили важность поддержки высокотехнологичных отраслей промышленности и агропромышленного комплекса, в том числе за счет развития инноваций и цифровых технологий, а также работе по формированию и реализации новых совместных кооперационных проектов.
   Деловой совет ЕАЭС планирует в 2018 году выработать консолидированную позицию деловых сообществ и предложения для «дорожной карты» по реализации цифровой повестки Союза. На осень 2018 года намечено проведение цифрового форума бизнеса евразийского континента в Беларуси.
Справка
   Деловой совет ЕАЭС – постоянно действующий координационно-совещательный орган деловых кругов государств Союза. В Совет входят Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении, Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей) Беларуси, Национальная палата предпринимателей Казахстана «Атамекен», Кыргызский союз промышленников и предпринимателей и Российский союз промышленников и предпринимателей.
    Совет осуществляет деятельность в целях выработки скоординированной позиции делового сообщества государств ЕАЭС при взаимодействии с органами Союза, налаживания прямых связей и диалога между деловыми кругами стран Союза, содействия развитию торгово-экономических отношений, промышленного и финансового сотрудничества, повышения конкурентоспособности национальных экономик, выявления барьеров, изъятий и ограничений взаимного доступа на рынки интеграционного объединения.

Метки: нет меток

Комментарии закрыты.