ооооооооооооооо

Стратегия-2025: перспективы развития таможенного регулирования в ЕАЭС

   Основным документом, определяющим направления развития интеграции, в том числе в сфере таможенного    регулирования, в ЕАЭС является программный документ «Стратегические направления дальнейшего развития евразийской экономической интеграции     до 2025 года» (Распоряжение ВЕЭС от 11 декабря 2020 г. № 12).

     Полномасштабная реализация Стратегии предполагает выстраивание новых форм совместной работы органов ЕАЭС, в том числе Комиссии,
с национальными правительствами государств-членов. Дальнейшее развитие таможенного регулирования ориентировано на расширение применения цифровых технологий в таможенной сфере, которые бы обеспечивали автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц.

В соответствии со Стратегией, основная цель и задачи блока по таможенному сотрудничеству Комиссии состоят в следующих аспектах:

– совершенствование таможенного регулирования в ЕАЭС, которое предполагает расширение применения цифровых технологий;

– совершенствование Таможенного кодекса ЕАЭС с учетом практики
его применения и внесение соответствующих изменений в акты органов ЕАЭС;

– обеспечение единого стандарта совершения таможенных операций
и проведения таможенного контроля;

– унификацию электронного документооборота между таможенными органами и участниками ВЭД, формирование приоритетных инструментов реализации механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности.

Реализация поставленных целей, безусловно, будет способствовать сокращению расходов бизнеса, участвующего во внешнеэкономических связях,  сделает таможенный контроль менее заметным и менее затратным для законопослушного бизнеса.

  Стратегия состоит из общих (концептуальных) положений и перечня мер и механизмов (330 позиций), сгруппированных в 11 системных блоков по направлениям деятельности ЕАЭС. Перечень мер и механизмов фактически является планом действий – «Дорожной картой» дальнейшего развития интеграции государств – членов ЕАЭС, выполнение которой предусматривает разработку и подписание: 13 международных договоров, более 60 нормативных правовых актов ЕАЭС, внесение порядка 25 изменений и дополнений в Договор о ЕАЭС и, соответственно, в национальные законодательства государств – членов.

     С 2020 года на площадке Комиссии начата работа по внесению изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС, которая ведется в рамках Рабочей группы
по совершенствованию таможенного регулирования в Союзе (в состав вошли заместители руководителей министерств и ведомств государств-членов, должностные лица Комиссии и представители бизнес-сообщества). Высокий уровень ее участников является залогом качественного и оперативного принятия необходимых решений. Участие представителей бизнес-сообщества позволяет обеспечивать баланс интересов всех участников таможенных правоотношений на разумной и справедливой основе. Непосредственной подготовкой изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС занимается экспертная группа, созданная при Рабочей группе.

    В целях обеспечения эффективного таможенного администрирования прорабатывается реализация Соглашения о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок (далее – Соглашение). Соглашением предусмотрено отслеживание с помощью электронных навигационных пломб товаров, перемещаемых, как в рамках таможенного транзита, так и ряда товаров во взаимной торговле (санкционные товары, алкоголь, табак). Сохраняется возможность определить перечень товаров, в отношении которых отслеживание применяться не будет (например, живые животные, грузы, перевозимые насыпью и др.).

    Отслеживание перевозок по территориям стран ЕАЭС на всем пути следования (перевозки) будет осуществлять национальный оператор государства-члена, на территории которого начинается такое отслеживание, информация от которого передается соответствующим контролирующим органам. Пломбы будут устанавливаться не только на фуры, но и на двери железнодорожных грузовых вагонов. Устройство будет непрерывно передавать в информационную систему слежения сведения о нахождении и сохранности груза. В «нештатной ситуации» пломба регистрирует и немедленно передает данные о событиях, которые с ней происходят (снятие крепежного троса, разрушение корпуса, отсутствие связи и др.). Все данные, которые пломба передает в систему, будут отслеживаться
контрольно-надзорными органами.

   Таким образом применение электронных пломб обеспечит:

– прозрачность и безопасность перевозок;

– отслеживание перемещения грузов в реальном времени;

– оптимизацию проведения контролирующими органами проверочных мероприятий с учетом данных навигационной пломбы о наличии либо отсутствии тревожных событий в ходе перевозки. Это позволит сократить количество проверочных мероприятий, связанных с досмотром  содержимого грузовых емкостей транспортных средств.

   Соглашением предусмотрено поэтапное введение отслеживания, что обеспечит «мягкую» адаптацию участников перевозок и государственных органов к новым условиям работы.

   Относительно вопроса обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей (таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при перевозке или транспортировке товаров) также  подписано отдельное Соглашение. Соглашение регулирует два блока вопросов.

   Первый предусматривает возможность применения упрощений для декларантов, имеющих опыт работы с генеральным обеспечением при совершении транзитных перевозок и отвечающих установленным критериям. Такие декларанты смогут предоставлять обеспечение в меньшем, чем обычно, размере. Снижение суммы может составить 20% или 30% в зависимости от соблюдения ряда условий.

   Второй блок направлен на развитие поручительства, как одного из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Он определяет общие условия признания поручителей национальными гарантами и предусматривает применение для них упрощений на сумму от 10% до 100% от размера финансовой гарантии.

   Заложенный в Соглашении «льготный» механизм обеспечения позволит снизить затраты участников внешнеэкономической деятельности при совершении транзитных перевозок в рамках ЕАЭС.

   Учитывая, что Союз является «мостом» между Европой и Азией, создание благоприятных условий для участников транзитной системы позволит содействовать инвестиционной привлекательности Союза, а также будет способствовать развитию экономик государств-членов.

   Убежден, что развитая транспортная и логистическая инфраструктура послужит мощным толчком в развитии экономик за счет повышения «связанности» территорий и снижения накладных расходов на доставку товаров до места назначения.

   “В Общих положениях Стратегии сформулированы ключевые направления дальнейшего хода интеграционных процессов в сфере таможенного регулирования:

расширение применения цифровых технологий в таможенном регулировании и внедрение технологий, обеспечивающих автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц;

совершенствование Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – Таможенный кодекс ЕАЭС) с учетом практики его применения и внесение соответствующих изменений в акты органов ЕАЭС;

  • обеспечение единого стандарта совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля;
  • унификация электронного документооборота между таможенными органами и участниками ВЭД. 

      Конкретные мероприятия, направленные на реализацию Стратегии закреплены в разделе II (например, такие как совершенствование ТК ЕАЭС; развитие единой системы транзита товаров в ЕАЭС; проведение скоординированного таможенного контроля; обеспечение единого стандарта совершения таможенных операций, проведения таможенного контроля, обмена информацией, унификации и имплементации систем управления рисками в ЕАЭС, совершенствование типовых требований к оснащению элементов таможенной инфраструктуры; организация информационного взаимодействия; унификация электронного документооборота; обеспечение трансграничного взаимодействия; и др.).

 

Мамытканов Максат Суйуналиевич, Член Коллегии (министр)

по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии

Метки: нет меток

Комментарии закрыты.