3d rendering robot learning or solving problems

Создание современной востребованной экосистемы в ЕАЭС, базирующейся на методах искусственного интеллекта

И.А. Близнец, Заведующий кафедрой интеллектуальной собственности юридического факультета Московского университета им. А.С. Грибоедова, профессор, доктор юридических наук профессор Кафедры ИП МГЮА им. Кутафина, академик РАЕН.  

М.В. Тюнин, кандидат юридических наук, доцент кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования факультета таможенного дела Российской таможенной академии. Главный специалист-эксперт отдела обеспечения правовой защиты интересов государства Федеральной службы по интеллектуальной собственности.

  

   В статье рассмотрены вопросы, связанные с возможностью эффективного применения передовых методов искусственного интеллекта в ЕАЭС, цифровых технологий нового поколения, основанных на методах искусственного интеллекта. Обращено внимание на необходимость создания в ЕАЭС новых систем и сервисов поиска информации о данных научных исследованиях, приводящихся и планируемых к проведению в ЕАЭС. Сформулирована необходимость предоставления государственных гарантий охраны прав на ОИС, которые являются одним из стабилизирующих факторов стимулирования инновационной активности в ЕАЭС.

  В настоящее время мы становимся свидетелями такого явления, когда современные международные условия ускоряют процесс перестройки моделей ведения мировыми компаниями своего бизнеса, разработку и применение цифровых инноваций в сфере науки и технологий, базирующихся на методах искусственного интеллекта. В этой связи необходимо обратить внимание, что в современных условиях Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231 в Российской Федерации 2022-2031 годы объявлены Десятилетием науки и технологий.

   При этом, эффективное применение передовых методов искусственного интеллекта, цифровых технологий нового поколения, основанных на методах искусственного интеллекта, «сквозных» технологий, является залогом конкурентоспособности предприятий и отраслей промышленности в странах Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).

   Пунктом 8.2.2 Плана мероприятий по реализации Стратегических направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 года № 12, предусмотрено взаимное информирование о планах в области фундаментальных и прикладных научных исследований. В связи с данным обстоятельством представляется целесообразным создание в ЕАЭС новых систем и сервисов поиска информации о данных научных исследованиях, проводящихся и планируемых к проведению как в ЕАЭС, так и в мире. Потенциальными пользователями данных систем и сервисов будут являться авторы, заявители, правообладатели, патентные поверенные, представители бизнес-сообщества, а также частные лица.

   Необходимо обратить внимание, что в современных международных санкционных условиях данные системы и сервисы уже сейчас вызывают определенный практический интерес со стороны заказчиков научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обусловленный, в первую очередь, вероятностью сокращения материальных и временных затрат на повышение эффективности и оптимизацию бизнес-процессов и производства за счет использования возможностей данных систем и сервисов.

   В этой связи очевидна необходимость проведения системной работы в области использования результатов данных научных исследований в целях формирования цивилизованного рынка результатов научно-технической деятельности на территории стран Союза, минимизации возможностей недобросовестной конкуренции, а также исключения дублирования проведения научно-исследовательских работ.

   ЕАЭС необходимо выстраивать систему эффективного использования научных исследований с целью повышения конкурентоспособного развития экономики стран ЕАЭС, обеспечения эффективного процесса регулирования экономических отношений от момента принятия решения о проведении научных исследований до выявления проблем практического применения их результатов.

   В этой связи, в целях оптимизации отношений, представляется целесообразным провести в ЕАЭС комплекс мероприятий по созданию новых систем и сервисов поиска информации о таких исследованиях, как проводимых, так и планируемых к проведению в ЕАЭС и мире (далее – Платформа).

   При этом, необходимо в структуре Платформы предусмотреть, в том числе, специальный поисковый режим, базирующийся на методах искусственного интеллекта, ранее доступный только экспертам, позволяющий любому заявителю в режиме онлайн получить оперативный ответ на тот или иной вопрос, связанный с научно-практической деятельностью.

   Универсальные платформенные решения по встраиванию и подключению неограниченного числа внешних систем благодаря технологии больших данных и модульности Платформы позволят создать современную востребованную экосистему, позволяющую правообладателям реализовывать результаты научных исследований, а предпринимателям найти требуемые сервисы и технологии.

   Вместе с тем, в Платформе должны быть реализованы экспертные режимы поиска, результаты которого могут быть использованы в работе соответствующих рабочих групп по всем направлениям экономики и права. Кроме того, следует предусмотреть возможности специализированных поисков по результатам проведения научных исследований. 

   Доступность информации должна быть основана на методах искусственного интеллекта и может быть обеспечена посредством «единого окна» взаимодействия с внешними ресурсами поиска по международным профильным базам и другим источникам информации.

   Реализация требований пункта 8.2.2. Плана Мероприятий определяет необходимость проведения комплексной работы по принятию пакета международных документов (в первую очередь, соглашение и решения Комиссии) ЕАЭС, определяющих правовой статус Платформы как официального источника информации в ЕАЭС, регламентирующих вопросы её создания и использования заинтересованными лицами, устанавливающих технические  требования к Платформе, в том числе, с точки зрения информационной безопасности.

   Как представляется, основанием для реализации обозначенной инициативы должно стать соглашение в рамках ЕАЭС, которое бы регламентировало порядок обмена данными и их последующего использования, технические требования к данным, права и обязанности сторон, вопросы безопасности, а также закрепляло статус поисковых сервисов как официального источника информации стран Союза.

   Представляется, что данное обстоятельство вызовет определенный практический интерес со стороны заказчиков НИР, так как произойдет реальная экономия денежных средств и затраченного времени.

   В этой связи, во избежание спорных ситуаций, возникает экономическая необходимость в проведения комплексной работы в области использования результатов научных исследований, что позволит сформировать в ЕАЭС цивилизованный рынок прав на РИД и ОИС на территории стран Союза, а также создать юридические препятствия на пути недобросовестной конкуренции и дублирования результатов научно-технических исследований.

   Вместе с тем, чтобы стать мировым лидером рынке охраны и защиты прав на ОИС необходимо быстрее других генерировать идеи, разрабатывать, внедрять и охранять передовые технологии, формировать эффективные системы использования данных технологий, которые обязаны стимулировать экономическое развитие отдельных государств и ЕАЭС в целом.

    Для этого необходимо сформировать единые универсальные подходы к  правовому регулированию данных отношений, расширять возможности применения современных технологий, способов и методов их правового регулирования в экономике стран ЕАЭС, а также при реализации межведомственных и межгосударственных проектов, а главное –  повысить уровень доверия со стороны граждан и общества к внедрению технологий искусственного интеллекта.

  В целях выстраивания системы эффективного  использования результатов научных исследований, оптимизации процессов регулирования экономических отношений от момента принятия решения о проведении тех или иных исследований до внедрения их результатов  представляется целесообразным в ЕЭК создать поисковых  системы и сервисов на основе единой цифровой поисковой платформе при координирующей роли ЕЭК.

   При этом очень важно обратить внимание, что в целях эффективного их использования необходимо, чтобы представители бизнеса имели возможность доступа к вышеуказанным информационным сервисам и системам. Вместе с этим, создание данных сервисов и устранение экономических препятствий, связанных с правовой охраны технологий на указанной территории, являются серьезными факторами, которые могут оказать стимулирующее положительное воздействие для инновационной деятельности не только в Российской Федерации, но и в странах ЕАЭС в целом.

   Так, предоставление исключительного права на ОИС дает экономическую возможность правообладателю получить финансовые или экономические выгоды, вытекающие из существа обладания исключительным правом, тем самым, стимулируя его на создание новых технических решений. Одновременно, раскрытие сущность информации о новом техническом решении, которое необходимо для оформления исключительного права, обогащает науку новыми знаниями, чем стимулирует научные познания и развитие технологий.

   Очень важно, что предоставление государственных гарантий охраны прав на ОИС являются одним из стабилизирующих факторов стимулирования инновационной активности в ЕАЭС. Обсуждение и введение любого рода чрезвычайных мер ограничения патентной защиты в обход законодательно установленных процедур повлечет долгосрочные риски, связанные со снижением инвестиций в разработку инновационных технологий, нанося ущерб как иностранным, так и отечественным компаниям.

   В этой связи, учитывая важность стоящих в ЕАЭС задач, обусловленных необходимостью практического применения результатов данных исследований представляется целесообразным создание новых систем и сервисов поиска информации о проводящихся и планируемых к проведению как в ЕАЭС, так и в мире научных исследованиях для заинтересованных в её получении авторов, заявителей, правообладателей, патентных поверенных, представителей бизнес-сообщества, частных лиц, иных пользователей.

Метки: нет меток

Комментарии закрыты.