Page 83 - IE_3_2024
P. 83
ЧТО ВХОДИТ В ПОНЯТИЕ «МЕЖДУНАРОДНЫЕ • западный, идущий из Ирана в Россию по территории Азер-
ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ» байджана;
Понятие «международный транспортный коридор» (МТК) • центральный, Транскаспийский, лежащий между указанными
юридически не закреплено. Несмотря на то что встречается в двумя направления по Каспийскому морю.
документах национальных правительств, международных орга- Развитие МТК декларировалось как задача стратегической
низаций, включая ООН, а также используется в транспортном важности, но в реальности не было ни четкого плана этого раз-
бизнесе и логистической литературе. вития, ни системных инвестиций. Изменения начались в 2022
Впрочем, отсутствие юридического закрепления и широкая году, когда для России и Беларуси стали актуальными торговые
трактовка даже в научных публикациях не мешает быть этому отношения со странами прикаспийского региона. Тенденция
понятию «рабочим». продолжилась и в 2023 году: российские порты на Каспии (Оля,
На практике сложилось так, что под «международным транс- Астрахань и Махачкала) обработали 7,8 млн тонн грузов, что на
портным коридором» подразумевается маршрут или совокуп- 29,7% выше, чем в 2022-м, а тот показал существенный рост в
ность маршрутов через несколько стран с уже имеющимся или сравнении с 2021-м.
возможным грузопотоком. Маршрут может образоваться исто- Итоги января 2024 года: в то время как общий грузооборот
рически, либо его определяют политическими и экономически- российских терминалов упал к январю 2023 на 6,2%, каспийские
ми соглашениями между государствами. гавани, напротив, увеличили.
Приведем два примера: Согласно аналитике Евразийского банка развития (ЕАБР), тя-
• МТК «Восток — Запад» соединяет Юго-Восточную Азию с Ев- готеющий МТК «Север-Юг» грузопоток к 2030 году составит:
ропой через территорию России, Монголии и Казахстана. Су- • от 325 тыс. до 662 тыс. TEU (от 5,9 до 11,9 млн тонн);
ществует этот транспортный коридор только «на бумаге», не • включая номенклатуру, непригодную к контейнеризации, —
имея официального статуса; от 14,6 до 24,7 млн тонн.
• МТК «Север — Юг» был «узаконен» в 2000 году межправитель-
ственным соглашением на II Евроазиатской конференции по Под «международным транспортным
транспорту, которое подписали Россия, Иран и Индия. К со-
глашению присоединились Азербайджан, Беларусь, Казахстан коридором» подразумевается маршрут
и другие страны, в общей сложности 14 государств. или совокупность маршрутов через
Мы намеренно привели в пример эти два МТК. Основные
международные коридоры России, а точнее, проходящие на ее несколько стран с уже имеющимся
территории, — как раз эти указанные направления. И они явля- или возможным грузопотоком.
ются точками активного развития и высокого приоритета в по- Маршрут может образоваться
следние несколько лет.
исторически, либо его определяют
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР политическими и экономическими
«ВОСТОК — ЗАПАД»
Маршруты между ЮВА и Европой: Транссибирская магистраль, соглашениями между государствами.
Байкало-Амурская магистраль, и железнодорожные, и автомо-
бильные трассы, проходящие из Китая в Россию через Казахстан, Прогноз имеет все шансы претвориться в реальность, чему
ГК «Глобал Логистик» служат для доставки товаров из Китая в европейские страны. способствуют несколько факторов.
Экономики прикаспийских государств, как и соседних с ними
С начала 2022 года, если говорить о России, значение этого ко- стран в Центральной Азии и на Ближнем Востоке, показывают
ридора изменилось. Из-за переориентации торговли на Восток
МЕЖДУНАРОДНЫЕ бОльшую актуальность приобретают те участки коридора, кото- рост внутреннего валового продукта (ВВП).
На высоком уровне находится инвестиционная деятельность
рые соединяют Россию со странами Азиатского-Тихоокеанского
региона (АТР).
Это видно из статистики Федеральной таможенной службы: в по расшивке узких мест в транспортной инфраструктуре. Важно
отметить, что подобная активность наблюдается не в отдельных
2023 году через железнодорожные погранпереходы было пере-
странах, а во всех, которые имеют отношение к коридору. Так,
ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ: везено 161 млн тонн грузов, +36% к 2022 году. Выросли желез- Иран, Казахстан и Россия увеличивают пропускную способность
нодорожные перевозки по этому направлению и в январе 2024
каспийских портов, в первую очередь, Оля, Бендер-Аббаса и
года — в полтора раза к январю 2023 года. Оборот дальневосточ-
ных портов, чей грузопоток ориентирован на экспорт в Азию и Атырау. На российской стороне принимают меры по углублению
Волго-Каспийского канала, что позволит судам класса «река-мо-
импорт из этого региона, достиг в прошлом году 238,1 млн тонн, ре» перевозить грузы, допустим, из иранских портов в европей-
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 2024 +4,5% к 2022. ские без необходимости перевалки на другие виды транспорта.
Существует и геополитическая причина, по которой МТК «Се-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР
вер — Юг» в ближайшие годы обречен на внимательное отноше-
«СЕВЕР — ЮГ» ние со стороны бизнеса и государств. Он альтернатива морской
МТК «Север — Юг» соединяет страны Южной Азии с Европой перевозке через Красное море и Суэцкий канал — регион, став-
через каспийский регион. Условной точкой отсчета на юге можно ший в 2023 году крайне нестабильным с точки зрения безопас-
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ МЕНЯЮТ КАРТУ МАРШРУТОВ, ПО КОТОРЫМ ПЕРЕВОЗЯТСЯ назвать Иран, на севере — Санкт-Петербург. ности судоходства. И даже если военные и политические страсти
ТОВАРЫ МЕЖДУ СТРАНАМИ. ОЧЕВИДНО, ЧТО ДЛЯ РОССИИ ОСТАНЕТСЯ И, ВОЗМОЖНО, СТАНЕТ БОЛЕЕ У этого международного коридора три основных маршрута: быстро улягутся, понимание того, что риски никуда не делись, —
АКТУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ЮГО-ВОСТОЧНУЮ АЗИЮ УЧАСТКА МЕЖДУНАРОДНОГО • восточный, который проходит из Ирана в Россию по террито- останется. А значит, в «Север — Юг» продолжатся инвестиции
КОРИДОРА «ВОСТОК — ЗАПАД» И КОРИДОРА «СЕВЕР — ЮГ». рии Туркменистана и Казахстана; как в «тихую гавань».
80 I ОСЕНЬ 2024 ОСЕНЬ 2024 I 81