Page 83 - IE_3_2024
P. 83

ЧТО ВХОДИТ В ПОНЯТИЕ «МЕЖДУНАРОДНЫЕ                   •  западный, идущий из Ирана в Россию по территории Азер-
            ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ»                                  байджана;
            Понятие «международный транспортный коридор» (МТК)    •  центральный, Транскаспийский, лежащий между указанными
            юридически не закреплено. Несмотря на то что встречается в   двумя направления по Каспийскому морю.
            документах национальных правительств, международных орга-  Развитие МТК декларировалось как задача стратегической
            низаций, включая ООН, а также используется в транспортном   важности, но в реальности не было ни четкого плана этого раз-
            бизнесе и логистической литературе.                   вития, ни системных инвестиций. Изменения начались в 2022
              Впрочем, отсутствие юридического закрепления и широкая   году, когда для России и Беларуси стали актуальными торговые
            трактовка даже в научных публикациях не мешает быть этому   отношения со странами прикаспийского региона. Тенденция
            понятию «рабочим».                                    продолжилась и в 2023 году: российские порты на Каспии (Оля,
              На практике сложилось так, что под «международным транс-  Астрахань и Махачкала) обработали 7,8 млн тонн грузов, что на
            портным коридором» подразумевается маршрут или совокуп-  29,7% выше, чем в 2022-м, а тот показал существенный рост в
            ность маршрутов через несколько стран с уже имеющимся или   сравнении с 2021-м.
            возможным грузопотоком. Маршрут может образоваться исто-  Итоги января 2024 года: в то время как общий грузооборот
            рически, либо его определяют политическими и экономически-  российских терминалов упал к январю 2023 на 6,2%, каспийские
            ми соглашениями между государствами.                  гавани, напротив, увеличили.
              Приведем два примера:                                 Согласно аналитике Евразийского банка развития (ЕАБР), тя-
            •  МТК «Восток — Запад» соединяет Юго-Восточную Азию с Ев-  готеющий МТК «Север-Юг» грузопоток к 2030 году составит:
              ропой через территорию России, Монголии и Казахстана. Су-  •  от 325 тыс. до 662 тыс. TEU (от 5,9 до 11,9 млн тонн);
              ществует этот транспортный коридор только «на бумаге», не   •  включая номенклатуру, непригодную к контейнеризации, —
              имея официального статуса;                            от 14,6 до 24,7 млн тонн.
            •  МТК «Север — Юг» был «узаконен» в 2000 году межправитель-
              ственным соглашением на II Евроазиатской конференции по        Под «международным транспортным
              транспорту, которое подписали Россия, Иран и Индия. К со-
              глашению присоединились Азербайджан, Беларусь, Казахстан       коридором» подразумевается маршрут
              и другие страны, в общей сложности 14 государств.              или совокупность маршрутов через
              Мы намеренно привели в пример эти два МТК. Основные
            международные коридоры России, а точнее, проходящие на ее        несколько стран с уже имеющимся
            территории, — как раз эти указанные направления. И они явля-     или возможным грузопотоком.
            ются точками активного развития и высокого приоритета в по-      Маршрут может образоваться
            следние несколько лет.
                                                                             исторически, либо его определяют
            МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР                               политическими и экономическими
            «ВОСТОК — ЗАПАД»
            Маршруты между ЮВА и Европой: Транссибирская магистраль,         соглашениями между государствами.
            Байкало-Амурская магистраль, и железнодорожные, и автомо-
            бильные трассы, проходящие из Китая в Россию через Казахстан,   Прогноз имеет все шансы претвориться в реальность, чему
 ГК «Глобал Логистик»  служат для доставки товаров из Китая в европейские страны.   способствуют несколько факторов.
                                                                    Экономики прикаспийских государств, как и соседних с ними
            С начала 2022 года, если говорить о России, значение этого ко-  стран в Центральной Азии и на Ближнем Востоке, показывают
            ридора изменилось. Из-за переориентации торговли на Восток
 МЕЖДУНАРОДНЫЕ   бОльшую актуальность приобретают те участки коридора, кото-  рост внутреннего валового продукта (ВВП).
                                                                    На высоком уровне находится инвестиционная деятельность
            рые соединяют Россию со странами Азиатского-Тихоокеанского
            региона (АТР).
              Это видно из статистики Федеральной таможенной службы: в   по расшивке узких мест в транспортной инфраструктуре. Важно
                                                                  отметить, что подобная активность наблюдается не в отдельных
            2023 году через железнодорожные погранпереходы было пере-
                                                                  странах, а во всех, которые имеют отношение к коридору. Так,
 ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ:  везено 161 млн тонн грузов, +36% к 2022 году. Выросли желез-  Иран, Казахстан и Россия увеличивают пропускную способность
            нодорожные перевозки по этому направлению и в январе 2024
                                                                  каспийских портов, в первую очередь, Оля, Бендер-Аббаса и
            года — в полтора раза к январю 2023 года. Оборот дальневосточ-
            ных портов, чей грузопоток ориентирован на экспорт в Азию и   Атырау. На российской стороне принимают меры по углублению
                                                                  Волго-Каспийского канала, что позволит судам класса «река-мо-
            импорт из этого региона, достиг в прошлом году 238,1 млн тонн,   ре» перевозить грузы, допустим, из иранских портов в европей-
 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 2024  +4,5% к 2022.                     ские без необходимости перевалки на другие виды транспорта.
                                                                    Существует и геополитическая причина, по которой МТК «Се-
            МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР
                                                                  вер — Юг» в ближайшие годы обречен на внимательное отноше-
            «СЕВЕР — ЮГ»                                          ние со стороны бизнеса и государств. Он альтернатива морской
            МТК «Север — Юг» соединяет страны Южной Азии с Европой   перевозке через Красное море и Суэцкий канал — регион, став-
            через каспийский регион. Условной точкой отсчета на юге можно   ший в 2023 году крайне нестабильным с точки зрения безопас-
 НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ МЕНЯЮТ КАРТУ МАРШРУТОВ, ПО КОТОРЫМ ПЕРЕВОЗЯТСЯ   назвать Иран, на севере — Санкт-Петербург.  ности судоходства. И даже если военные и политические страсти
 ТОВАРЫ МЕЖДУ СТРАНАМИ. ОЧЕВИДНО, ЧТО ДЛЯ РОССИИ ОСТАНЕТСЯ И, ВОЗМОЖНО, СТАНЕТ БОЛЕЕ   У этого международного коридора три основных маршрута:  быстро улягутся, понимание того, что риски никуда не делись, —
 АКТУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ЮГО-ВОСТОЧНУЮ АЗИЮ УЧАСТКА МЕЖДУНАРОДНОГО   •  восточный, который проходит из Ирана в Россию по террито-  останется. А значит, в «Север — Юг» продолжатся инвестиции
 КОРИДОРА «ВОСТОК — ЗАПАД» И КОРИДОРА «СЕВЕР — ЮГ».  рии Туркменистана и Казахстана;  как в «тихую гавань».


 80  I  ОСЕНЬ 2024                                                                                             ОСЕНЬ 2024  I  81
   78   79   80   81   82   83   84   85   86   87   88