Page 80 - IE_3_2024
P. 80

главнейший камень преткновения. Армения и Беларусь стоят   ключения сделок, правил заключения договоров, доступа есте-
                      на позиции введения единых цен и тарифов на прокачку газа,   ственных монополий на общий рынок.
                      Россия же предлагает рыночные цены для разных пользова-
                      телей,  мотивируя  невозможность  унификации  тарифов  и  цен   ДОЛГИЙ ПУТЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
                      отсутствием единого бюджета и системы налогообложения.   СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
                      Вследствие этого противоречия создание общего рынка газа не-  Еще осенью 1999 года Россия и Белоруссия подписали соглаше-
                      которые эксперты откладывают до 2030 года. Ещё один важный   ние о создании Объединенной электроэнергетической системы,
                      вопрос — использование газопроводов и другой инфраструк-  понимая под этим совместную синхронную работу и энергоси-
                      туры между странами-членами ЕАЭС. Для нормализации это-  стем России и Белоруссии,  координированное диспетчерское
                      го процесса необходимо введение наднациональных структур   управление электростанциями и магистральными электросетя-
                      Союза, новой нормативно-правовой базы и технических тре-  ми, работу в едином технологическом режиме. При этом стороны
                      бований, также наднациональных, которые обеспечат равный   не стали создавать единого органа управления энергосистемой,
                      доступ участников рынка к услугам естественных монополий.  остановившись на том, что оперативное управление останется за
                                                                            центральными диспетчерскими управлениями каждой из участ-
                      ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО                                   ниц соглашения. Видимо, отказ от единого координационного
                      ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА СТРАН                    органа и привел к тому, что соглашение долгое время оставалось
                      ЕЭАС                                                  всего лишь документом, не наполненным реальным содержани-
                      В данной сфере важнейшей проблемой является различные   ем.  Ратификация соглашения  Национальным  собранием Бело-
                      системы электрогенерации во всех странах. Основа этого раз-  руссии и Госдумой России произошла только в 2011 году, однако
                      личия кроется в исторической системе формирования рынков   так ли это плохо – большой вопрос. Ведь, благодаря такой паузе,
                      электрической энергии: технологическая инфраструктура пер-  Белоруссия и ее энергетическое хозяйство избежали необходи-
                      воначально формировалась в советский период, проектируясь   мости вместе с ЕЭС России переживать все события, связанные
                      на основе единых принципов и стандартов в расчете на син-  с реформами Анатолия Чубайса и теперь имеют возможность
                      хронную работу, а коммерческая инфраструктура формирова-  учесть,  как  все  плюсы,  так  и минусы  российского опыта. Рос-
                      лась и вовсе отдельно в каждом из государств. Более того, все   сийского «разгосударствления» в Белоруссии не произошло,
                      энергосистемы стран — членов ЕАЭС являются избыточными   производство, поставка, сбыт электроэнергии по-прежнему со-
                      [7]. Взаимные поставки электроэнергии государств — членов   средоточено в руках государственного объединения «Белэнер-
                      ЕАЭС  за  2021  год  составили  4,1  млрд  кВт*ч.  Для  понимания   го». Окончательно объединенный рынок электрической энергии
                      перспектив гармонизации общего рынка нужно обозначить   Союзного государства реально создается Постановлением Пра-
                      особенности электрогенерации в странах Союза.         вительства Российской Федерации от 20.07.2024 г. № 988.
                        В электроэнергетике Беларуси существует вертикально-инте-  Формирование, функционирование и развитие объединен-
                      грированная государственная монополия «Белэнерго»: все та-  ного рынка электрической энергии Союзного государства осу-
                      рифы регулируются государством, а генерирующие мощности   ществляются на основе следующих принципов:
                      в основном работают на импортном газе. В Киргизии основа   •  сотрудничество на основе равноправия, взаимной выгоды и
                      электрогенерации — гидроэлектростанции, а также несколько   ненанесения экономического ущерба любой из Сторон;
                      угольных ТЭЦ. В Армении генерацию обеспечивают ГЭС, АЭС,   •  соблюдение баланса экономических интересов производите-
                      газовые ТЭС. Структура электрогенерации в странах ЕАЭС   лей и потребителей электрической энергии, а также других
                      по видам топлива представлена в таблице 3. Важно отметить,   субъектов объединенного рынка электрической энергии Со-
                      что структура достаточно диверсифицирована во всех странах,   юзного государства;
                      за исключением, разве что, Беларуси в отличие от, к примеру,   •  приоритетное использование рыночных отношений и до-
                      таких стран БРИКС, как Китай (до 80 % электрогенерации на   бросовестной конкуренции для формирования устойчивой
                      угольных ТЭС) и Бразилии (до 80 % электрогенерации на ГЭС).   системы удовлетворения спроса на электрическую энергию в
                      В этих трёх странах рынок менее конкурентный, тарифы ре-  конкурентных видах деятельности с учетом технологических
                      гулируются государством. В России и Казахстане существуют   особенностей работы электроэнергетических систем Сторон
                      оптовый и розничный рынки электроэнергии и мощности. В   и их параллельной работы;
                      Казахстане государством устанавливаются предельные цены   •  формирование правовой и при необходимости технологиче-
                      на производство, тарифы на передачу электроэнергии. В Рос-  ской основ объединенного рынка электрической энергии Со-
                      сии ценообразование свободное, однако тарифы для населения   юзного государства;
                      регулируются.                                         •  поэтапное формирование и развитие объединенного рынка
                        Международный договор по созданию общего электроэнер-  электрической энергии Союзного государства с учетом осо-
                      гетического рынка (Протокол о внесении изменений в Дого-  бенностей существующих моделей электроэнергетических
                      вор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года   рынков Сторон;
                      в части формирования общего электроэнергетического рын-  •  использование технических и экономических преимуществ
                      ка Евразийского экономического союза) заключен в 2019 году   параллельной работы электроэнергетических систем Сторон
                      и ратифицирован сторонами в 2021 году в виде протокола о   с соблюдением взаимосогласованных условий их параллель-
                      внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом   ной работы;
                      союзе в части формирования общего электроэнергетического   •  осуществление торговли электрической энергией между
                      рынка ЕАЭС. Создана единая инфраструктура ЛЭП, система   субъектами внутренних оптовых электроэнергетических
                      коммерческого учета электроэнергии. Необходимо урегулиро-  рынков Сторон с учетом энергетической безопасности Сто-
                      вание технических аспектов: валютных расчетов, времени за-  рон и в соответствии с Правилами рынка.

           78  I  ОСЕНЬ 2024
   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84   85