Page 80 - IE_3_2024
P. 80
главнейший камень преткновения. Армения и Беларусь стоят ключения сделок, правил заключения договоров, доступа есте-
на позиции введения единых цен и тарифов на прокачку газа, ственных монополий на общий рынок.
Россия же предлагает рыночные цены для разных пользова-
телей, мотивируя невозможность унификации тарифов и цен ДОЛГИЙ ПУТЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
отсутствием единого бюджета и системы налогообложения. СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Вследствие этого противоречия создание общего рынка газа не- Еще осенью 1999 года Россия и Белоруссия подписали соглаше-
которые эксперты откладывают до 2030 года. Ещё один важный ние о создании Объединенной электроэнергетической системы,
вопрос — использование газопроводов и другой инфраструк- понимая под этим совместную синхронную работу и энергоси-
туры между странами-членами ЕАЭС. Для нормализации это- стем России и Белоруссии, координированное диспетчерское
го процесса необходимо введение наднациональных структур управление электростанциями и магистральными электросетя-
Союза, новой нормативно-правовой базы и технических тре- ми, работу в едином технологическом режиме. При этом стороны
бований, также наднациональных, которые обеспечат равный не стали создавать единого органа управления энергосистемой,
доступ участников рынка к услугам естественных монополий. остановившись на том, что оперативное управление останется за
центральными диспетчерскими управлениями каждой из участ-
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО ниц соглашения. Видимо, отказ от единого координационного
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА СТРАН органа и привел к тому, что соглашение долгое время оставалось
ЕЭАС всего лишь документом, не наполненным реальным содержани-
В данной сфере важнейшей проблемой является различные ем. Ратификация соглашения Национальным собранием Бело-
системы электрогенерации во всех странах. Основа этого раз- руссии и Госдумой России произошла только в 2011 году, однако
личия кроется в исторической системе формирования рынков так ли это плохо – большой вопрос. Ведь, благодаря такой паузе,
электрической энергии: технологическая инфраструктура пер- Белоруссия и ее энергетическое хозяйство избежали необходи-
воначально формировалась в советский период, проектируясь мости вместе с ЕЭС России переживать все события, связанные
на основе единых принципов и стандартов в расчете на син- с реформами Анатолия Чубайса и теперь имеют возможность
хронную работу, а коммерческая инфраструктура формирова- учесть, как все плюсы, так и минусы российского опыта. Рос-
лась и вовсе отдельно в каждом из государств. Более того, все сийского «разгосударствления» в Белоруссии не произошло,
энергосистемы стран — членов ЕАЭС являются избыточными производство, поставка, сбыт электроэнергии по-прежнему со-
[7]. Взаимные поставки электроэнергии государств — членов средоточено в руках государственного объединения «Белэнер-
ЕАЭС за 2021 год составили 4,1 млрд кВт*ч. Для понимания го». Окончательно объединенный рынок электрической энергии
перспектив гармонизации общего рынка нужно обозначить Союзного государства реально создается Постановлением Пра-
особенности электрогенерации в странах Союза. вительства Российской Федерации от 20.07.2024 г. № 988.
В электроэнергетике Беларуси существует вертикально-инте- Формирование, функционирование и развитие объединен-
грированная государственная монополия «Белэнерго»: все та- ного рынка электрической энергии Союзного государства осу-
рифы регулируются государством, а генерирующие мощности ществляются на основе следующих принципов:
в основном работают на импортном газе. В Киргизии основа • сотрудничество на основе равноправия, взаимной выгоды и
электрогенерации — гидроэлектростанции, а также несколько ненанесения экономического ущерба любой из Сторон;
угольных ТЭЦ. В Армении генерацию обеспечивают ГЭС, АЭС, • соблюдение баланса экономических интересов производите-
газовые ТЭС. Структура электрогенерации в странах ЕАЭС лей и потребителей электрической энергии, а также других
по видам топлива представлена в таблице 3. Важно отметить, субъектов объединенного рынка электрической энергии Со-
что структура достаточно диверсифицирована во всех странах, юзного государства;
за исключением, разве что, Беларуси в отличие от, к примеру, • приоритетное использование рыночных отношений и до-
таких стран БРИКС, как Китай (до 80 % электрогенерации на бросовестной конкуренции для формирования устойчивой
угольных ТЭС) и Бразилии (до 80 % электрогенерации на ГЭС). системы удовлетворения спроса на электрическую энергию в
В этих трёх странах рынок менее конкурентный, тарифы ре- конкурентных видах деятельности с учетом технологических
гулируются государством. В России и Казахстане существуют особенностей работы электроэнергетических систем Сторон
оптовый и розничный рынки электроэнергии и мощности. В и их параллельной работы;
Казахстане государством устанавливаются предельные цены • формирование правовой и при необходимости технологиче-
на производство, тарифы на передачу электроэнергии. В Рос- ской основ объединенного рынка электрической энергии Со-
сии ценообразование свободное, однако тарифы для населения юзного государства;
регулируются. • поэтапное формирование и развитие объединенного рынка
Международный договор по созданию общего электроэнер- электрической энергии Союзного государства с учетом осо-
гетического рынка (Протокол о внесении изменений в Дого- бенностей существующих моделей электроэнергетических
вор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года рынков Сторон;
в части формирования общего электроэнергетического рын- • использование технических и экономических преимуществ
ка Евразийского экономического союза) заключен в 2019 году параллельной работы электроэнергетических систем Сторон
и ратифицирован сторонами в 2021 году в виде протокола о с соблюдением взаимосогласованных условий их параллель-
внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом ной работы;
союзе в части формирования общего электроэнергетического • осуществление торговли электрической энергией между
рынка ЕАЭС. Создана единая инфраструктура ЛЭП, система субъектами внутренних оптовых электроэнергетических
коммерческого учета электроэнергии. Необходимо урегулиро- рынков Сторон с учетом энергетической безопасности Сто-
вание технических аспектов: валютных расчетов, времени за- рон и в соответствии с Правилами рынка.
78 I ОСЕНЬ 2024