Page 79 - IE_3_2024
P. 79

конкуренции на общих рынках, отсутствие препятствий торгов-  нефтепродуктов — формирование унифицированного порядка
 А.В.Хребтов, член интеграционного совета РАПП с ЕЭК, руководитель рабочей группы по корпоративным инновациям и когнитивным технологиям подкомитета по цифровой экономике и   ле энергоресурсами, развитие транспортной инфраструктуры,    распределения технических возможностей транспортировки
 инновациям Комитета по международному сотрудничеству РСПП  недискриминационные условия для субъектов стран-членов,   нефти между участниками рынка. Трубопроводный транспорт
            благоприятные условия для привлечения инвестиций в энер-  во всех государствах-членах является естественно-монополь-
            гетический комплекс государств-членов, гармонизация норм и
                                                                  ным видом деятельности.
 ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО   правил  функционирования  технологической  и  коммерческой   ронних соглашений по нефти. Для формирования общего рын-
                                                                    Ещё одна проблема, требующая решения — наличие двусто-
            инфраструктуры общих рынков.
              Программы и планы мероприятий по формированию трёх
                                                                  принцип, подразумевающий квотирование поставок энерго-
            общих рынков, касающихся энергетики, приняты решения-  ка необходимы общие принципы, заменяющие двусторонний
 ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО   формирования общего электроэнергетического рынка в 2016   ночных цен на нефть. В России и Казахстане нефтяная отрасль
            ми Высшего евразийского экономического совета. Программа
                                                                  ресурсов. Сложность общего рынка есть и в определении ры-
                                                                  сильно монополизирована вертикально интегрированными
            году, программы и планы мероприятий общего рынка нефти и
            нефтепродуктов, общего рынка газа — в 2018 году. Мониторинг   компаниями. Из-за этого спрос и предложение на сырую нефть
                                                                  отсутствуют, что не дает ценовых индикаторов на нефть.
            выполнения программ проводится Евразийской экономиче-
 РЫНКА СТРАН ЕЭАС  ской комиссией — ЕЭК. При этом экспертные оценки провоз-  ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ОБЩЕГО РЫНКА
            глашают возможный экономический эффект от создания трёх
            единых рынков: нефти и нефтепродуктов — от 5 до 8 млрд долл.
                                                                  Объем взаимной торговли газом государств — членов ЕАЭС в
            США ежегодно, газа — 1 млрд долл. США ежегодно, электроэ-  ПРИРОДНОГО ГАЗА
            нергии — 7 млрд долл. США ежегодно.                   2021 году составил 24,67 млрд кубометров. Согласно предвари-
              В ЕАЭС государства-члены разделены на экспортеров неф-  тельной оценке Института энергетики и финансов, нижний по-
 ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ РЕГИОНОВ ДОБЫЧИ   ти — Россию и Казахстан и импортеров — Армению, Беларусь,   рог прямого экономического эффекта от создания общего газо-
 ТРАДИЦИОННЫХ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ. ТАК, ОБЪЕМ ДОБЫЧИ НЕФТИ СОСТАВЛЯЕТ 611,7 МЛН ТОНН   Кыргызстан. Для первых двух важна энергетическая безопас-  вого рынка составит не менее 1 млрд долларов США ежегодно.
 В ГОД, ЭТО 14,5 % МИРОВОЙ ВЫРАБОТКИ. ОБЪЕМ ДОБЫЧИ ПРИРОДНОГО ГАЗА РАВЕН 818 МЛРД   ность спроса, для последних трёх — предложения. Для решения   Ситуация по созданию объединенного рынка природного газа
 КУБИЧЕСКИХ МЕТРОВ, ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ОДНУ ПЯТУЮ ЕЖЕГОДНОЙ МИРОВОЙ ВЫРАБОТКИ ЭТОГО   этого противоречия национальных интересов важно правиль-  сложнее, чем по остальным рынкам.
            но прогнозировать спрос и предложение, обеспечить прозрач-
                                                                    Три главных спорных вопроса, которые пока не удается отре-
 РЕСУРСА. УГЛЯ СТРАНЫ ЕАЭС ДОБЫВАЮТ ЕЖЕГОДНО ОКОЛО 6,7 %. КРУПНЕЙШИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ   ность  рынка,  экологическую  безопасность  в  добыче  нефти,   гулировать: формирование тарифов на прокачку газа; импорт
 НЕФТИ И ГАЗА НАХОДЯТСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ И КАЗАХСТАНА, ЧТО ВПОЛНЕ ЛОГИЧНО ВСЛЕДСТВИЕ   переработке и потреблении нефтепродуктов. Объем взаимной   газа из третьих стран; выполнение обязательств по уже суще-
 ИХ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ПО ПЛОЩАДИ ТЕРРИТОРИИ.   торговли нефтью государств-членов ЕАЭС в 2021 году соста-  ствующим долгосрочным контрактам, заключенным между
            вил 24,15 млн тонн. Одна из проблем общего рынка нефти и   странами ЕАЭС. Причем именно тарифы на прокачку газа —
 Д ля каждой из стран Союза энергетическая безопас-



 ность является важнейшей составляющей общена-
 циональной безопасности, однако она разнонаправ-
 лена: для России и Казахстана важнее безопасность
 спроса на традиционные углеводороды, а для Кыргызстана, Ар-
 мении и Беларуси — безопасность предложения на традицион-
 ные углеводороды. Более того, энергетическое сотрудничество
 стран ЕАЭС заявлено как один из важнейших треков Евразий-
 ской экономической интеграции.  Именно поэтому изучение
 вопросов продвижения становления общих энергетических
 рынков, а также выявление препятствий на этом пути являет-
 ся актуальнейшей темой для понимания ситуации не только в
 энергетической,  но  и в  других  видах  кооперации  на  евразий-
 ском континенте. В условиях геоэкономической турбулентно-
 сти, санкционного давления на российскую и белорусскую эко-
 номики, а также перенаправления торговых и инвестиционных
 потоков из двух вышеозначенных стран во в том числе другие
 члены ЕАЭС, с одной стороны, и угрозе вторичных санкций на
 Армению, Кыргызстан и Казахстан, — с другой, сложившаяся
 система и планы интенсификации энергетического сотрудни-
 чества требуют чёткого мониторинга и, возможно, пересмотра
 товаропроводящей инфраструктуры.
 Главной нормативной основой взаимодействия государств-чле-
 нов ЕАЭС в сфере энергетики является одноименная статья 79
 Договора о Евразийском экономическом союзе. (подписан в
 г. Астане 29.05.2014) . В ней указаны и основные принципы взаи-
 1
 модействия. Среди них — рыночное ценообразование, развитие

 1 URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_163855/

 76  I  ОСЕНЬ 2024                                                                                             ОСЕНЬ 2024  I  77
   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84