Page 78 - IE_3_2024
P. 78

конкуренции на общих рынках, отсутствие препятствий торгов-  нефтепродуктов — формирование унифицированного порядка
           А.В.Хребтов, член интеграционного совета РАПП с ЕЭК, руководитель рабочей группы по корпоративным инновациям и когнитивным технологиям подкомитета по цифровой экономике и   ле энергоресурсами, развитие транспортной инфраструктуры,    распределения технических возможностей транспортировки
           инновациям Комитета по международному сотрудничеству РСПП                                                                                недискриминационные условия для субъектов стран-членов,   нефти между участниками рынка. Трубопроводный транспорт
                                                                                                                                                    благоприятные условия для привлечения инвестиций в энер-  во всех государствах-членах является естественно-монополь-
                                                                                                                                                    гетический комплекс государств-членов, гармонизация норм и
                                                                                                                                                                                                          ным видом деятельности.
                             ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО                                                                                                    правил  функционирования  технологической  и  коммерческой   ронних соглашений по нефти. Для формирования общего рын-
                                                                                                                                                                                                            Ещё одна проблема, требующая решения — наличие двусто-
                                                                                                                                                    инфраструктуры общих рынков.
                                                                                                                                                      Программы и планы мероприятий по формированию трёх
                                                                                                                                                                                                          принцип, подразумевающий квотирование поставок энерго-
                                                                                                                                                    общих рынков, касающихся энергетики, приняты решения-  ка необходимы общие принципы, заменяющие двусторонний
                          ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО                                                                                                    формирования общего электроэнергетического рынка в 2016   ночных цен на нефть. В России и Казахстане нефтяная отрасль
                                                                                                                                                    ми Высшего евразийского экономического совета. Программа
                                                                                                                                                                                                          ресурсов. Сложность общего рынка есть и в определении ры-
                                                                                                                                                                                                          сильно монополизирована вертикально интегрированными
                                                                                                                                                    году, программы и планы мероприятий общего рынка нефти и
                                                                                                                                                    нефтепродуктов, общего рынка газа — в 2018 году. Мониторинг   компаниями. Из-за этого спрос и предложение на сырую нефть
                                                                                                                                                                                                          отсутствуют, что не дает ценовых индикаторов на нефть.
                                                                                                                                                    выполнения программ проводится Евразийской экономиче-
                                       РЫНКА СТРАН ЕЭАС                                                                                             ской комиссией — ЕЭК. При этом экспертные оценки провоз-  ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ОБЩЕГО РЫНКА
                                                                                                                                                    глашают возможный экономический эффект от создания трёх
                                                                                                                                                    единых рынков: нефти и нефтепродуктов — от 5 до 8 млрд долл.
                                                                                                                                                                                                          Объем взаимной торговли газом государств — членов ЕАЭС в
                                                                                                                                                    США ежегодно, газа — 1 млрд долл. США ежегодно, электроэ-  ПРИРОДНОГО ГАЗА
                                                                                                                                                    нергии — 7 млрд долл. США ежегодно.                   2021 году составил 24,67 млрд кубометров. Согласно предвари-
                                                                                                                                                      В ЕАЭС государства-члены разделены на экспортеров неф-  тельной оценке Института энергетики и финансов, нижний по-
           ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ РЕГИОНОВ ДОБЫЧИ                                                                 ти — Россию и Казахстан и импортеров — Армению, Беларусь,   рог прямого экономического эффекта от создания общего газо-
           ТРАДИЦИОННЫХ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ. ТАК, ОБЪЕМ ДОБЫЧИ НЕФТИ СОСТАВЛЯЕТ 611,7 МЛН ТОНН                                                          Кыргызстан. Для первых двух важна энергетическая безопас-  вого рынка составит не менее 1 млрд долларов США ежегодно.
           В ГОД, ЭТО 14,5 % МИРОВОЙ ВЫРАБОТКИ. ОБЪЕМ ДОБЫЧИ ПРИРОДНОГО ГАЗА РАВЕН 818 МЛРД                                                         ность спроса, для последних трёх — предложения. Для решения   Ситуация по созданию объединенного рынка природного газа
           КУБИЧЕСКИХ МЕТРОВ, ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ОДНУ ПЯТУЮ ЕЖЕГОДНОЙ МИРОВОЙ ВЫРАБОТКИ ЭТОГО                                                           этого противоречия национальных интересов важно правиль-  сложнее, чем по остальным рынкам.
                                                                                                                                                    но прогнозировать спрос и предложение, обеспечить прозрач-
                                                                                                                                                                                                            Три главных спорных вопроса, которые пока не удается отре-
           РЕСУРСА. УГЛЯ СТРАНЫ ЕАЭС ДОБЫВАЮТ ЕЖЕГОДНО ОКОЛО 6,7 %. КРУПНЕЙШИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ                                                        ность  рынка,  экологическую  безопасность  в  добыче  нефти,   гулировать: формирование тарифов на прокачку газа; импорт
           НЕФТИ И ГАЗА НАХОДЯТСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ И КАЗАХСТАНА, ЧТО ВПОЛНЕ ЛОГИЧНО ВСЛЕДСТВИЕ                                                  переработке и потреблении нефтепродуктов. Объем взаимной   газа из третьих стран; выполнение обязательств по уже суще-
           ИХ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ПО ПЛОЩАДИ ТЕРРИТОРИИ.                                                                                                   торговли нефтью государств-членов ЕАЭС в 2021 году соста-  ствующим долгосрочным контрактам, заключенным между
                                                                                                                                                    вил 24,15 млн тонн. Одна из проблем общего рынка нефти и   странами ЕАЭС. Причем именно тарифы на прокачку газа —
                                 Д       ля каждой из стран Союза энергетическая безопас-



                                         ность является важнейшей составляющей общена-
                                         циональной безопасности, однако она разнонаправ-
                                         лена: для России и Казахстана важнее безопасность
                                 спроса на традиционные углеводороды, а для Кыргызстана, Ар-
                                 мении и Беларуси — безопасность предложения на традицион-
                                 ные углеводороды. Более того, энергетическое сотрудничество
                                 стран ЕАЭС заявлено как один из важнейших треков Евразий-
                                 ской экономической интеграции.  Именно поэтому изучение
                                 вопросов продвижения становления общих энергетических
                                 рынков, а также выявление препятствий на этом пути являет-
                                 ся актуальнейшей темой для понимания ситуации не только в
                                 энергетической,  но  и в  других  видах  кооперации  на  евразий-
                                 ском континенте. В условиях геоэкономической турбулентно-
                                 сти, санкционного давления на российскую и белорусскую эко-
                                 номики, а также перенаправления торговых и инвестиционных
                                 потоков из двух вышеозначенных стран во в том числе другие
                                 члены ЕАЭС, с одной стороны, и угрозе вторичных санкций на
                                 Армению, Кыргызстан и Казахстан, — с другой, сложившаяся
                                 система и планы интенсификации энергетического сотрудни-
                                 чества требуют чёткого мониторинга и, возможно, пересмотра
                                 товаропроводящей инфраструктуры.
                                  Главной нормативной основой взаимодействия государств-чле-
                                 нов ЕАЭС в сфере энергетики является одноименная статья 79
                                 Договора о Евразийском экономическом союзе. (подписан в
                                 г. Астане 29.05.2014) . В ней указаны и основные принципы взаи-
                                                1
                                 модействия. Среди них — рыночное ценообразование, развитие

                                 1 URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_163855/

           76  I  ОСЕНЬ 2024                                                                                                                                                                                                                            ОСЕНЬ 2024  I  77
   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83