Page 78 - IE_3_2024
P. 78
конкуренции на общих рынках, отсутствие препятствий торгов- нефтепродуктов — формирование унифицированного порядка
А.В.Хребтов, член интеграционного совета РАПП с ЕЭК, руководитель рабочей группы по корпоративным инновациям и когнитивным технологиям подкомитета по цифровой экономике и ле энергоресурсами, развитие транспортной инфраструктуры, распределения технических возможностей транспортировки
инновациям Комитета по международному сотрудничеству РСПП недискриминационные условия для субъектов стран-членов, нефти между участниками рынка. Трубопроводный транспорт
благоприятные условия для привлечения инвестиций в энер- во всех государствах-членах является естественно-монополь-
гетический комплекс государств-членов, гармонизация норм и
ным видом деятельности.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО правил функционирования технологической и коммерческой ронних соглашений по нефти. Для формирования общего рын-
Ещё одна проблема, требующая решения — наличие двусто-
инфраструктуры общих рынков.
Программы и планы мероприятий по формированию трёх
принцип, подразумевающий квотирование поставок энерго-
общих рынков, касающихся энергетики, приняты решения- ка необходимы общие принципы, заменяющие двусторонний
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО формирования общего электроэнергетического рынка в 2016 ночных цен на нефть. В России и Казахстане нефтяная отрасль
ми Высшего евразийского экономического совета. Программа
ресурсов. Сложность общего рынка есть и в определении ры-
сильно монополизирована вертикально интегрированными
году, программы и планы мероприятий общего рынка нефти и
нефтепродуктов, общего рынка газа — в 2018 году. Мониторинг компаниями. Из-за этого спрос и предложение на сырую нефть
отсутствуют, что не дает ценовых индикаторов на нефть.
выполнения программ проводится Евразийской экономиче-
РЫНКА СТРАН ЕЭАС ской комиссией — ЕЭК. При этом экспертные оценки провоз- ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ОБЩЕГО РЫНКА
глашают возможный экономический эффект от создания трёх
единых рынков: нефти и нефтепродуктов — от 5 до 8 млрд долл.
Объем взаимной торговли газом государств — членов ЕАЭС в
США ежегодно, газа — 1 млрд долл. США ежегодно, электроэ- ПРИРОДНОГО ГАЗА
нергии — 7 млрд долл. США ежегодно. 2021 году составил 24,67 млрд кубометров. Согласно предвари-
В ЕАЭС государства-члены разделены на экспортеров неф- тельной оценке Института энергетики и финансов, нижний по-
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ РЕГИОНОВ ДОБЫЧИ ти — Россию и Казахстан и импортеров — Армению, Беларусь, рог прямого экономического эффекта от создания общего газо-
ТРАДИЦИОННЫХ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ. ТАК, ОБЪЕМ ДОБЫЧИ НЕФТИ СОСТАВЛЯЕТ 611,7 МЛН ТОНН Кыргызстан. Для первых двух важна энергетическая безопас- вого рынка составит не менее 1 млрд долларов США ежегодно.
В ГОД, ЭТО 14,5 % МИРОВОЙ ВЫРАБОТКИ. ОБЪЕМ ДОБЫЧИ ПРИРОДНОГО ГАЗА РАВЕН 818 МЛРД ность спроса, для последних трёх — предложения. Для решения Ситуация по созданию объединенного рынка природного газа
КУБИЧЕСКИХ МЕТРОВ, ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ОДНУ ПЯТУЮ ЕЖЕГОДНОЙ МИРОВОЙ ВЫРАБОТКИ ЭТОГО этого противоречия национальных интересов важно правиль- сложнее, чем по остальным рынкам.
но прогнозировать спрос и предложение, обеспечить прозрач-
Три главных спорных вопроса, которые пока не удается отре-
РЕСУРСА. УГЛЯ СТРАНЫ ЕАЭС ДОБЫВАЮТ ЕЖЕГОДНО ОКОЛО 6,7 %. КРУПНЕЙШИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ность рынка, экологическую безопасность в добыче нефти, гулировать: формирование тарифов на прокачку газа; импорт
НЕФТИ И ГАЗА НАХОДЯТСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ И КАЗАХСТАНА, ЧТО ВПОЛНЕ ЛОГИЧНО ВСЛЕДСТВИЕ переработке и потреблении нефтепродуктов. Объем взаимной газа из третьих стран; выполнение обязательств по уже суще-
ИХ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ПО ПЛОЩАДИ ТЕРРИТОРИИ. торговли нефтью государств-членов ЕАЭС в 2021 году соста- ствующим долгосрочным контрактам, заключенным между
вил 24,15 млн тонн. Одна из проблем общего рынка нефти и странами ЕАЭС. Причем именно тарифы на прокачку газа —
Д ля каждой из стран Союза энергетическая безопас-
ность является важнейшей составляющей общена-
циональной безопасности, однако она разнонаправ-
лена: для России и Казахстана важнее безопасность
спроса на традиционные углеводороды, а для Кыргызстана, Ар-
мении и Беларуси — безопасность предложения на традицион-
ные углеводороды. Более того, энергетическое сотрудничество
стран ЕАЭС заявлено как один из важнейших треков Евразий-
ской экономической интеграции. Именно поэтому изучение
вопросов продвижения становления общих энергетических
рынков, а также выявление препятствий на этом пути являет-
ся актуальнейшей темой для понимания ситуации не только в
энергетической, но и в других видах кооперации на евразий-
ском континенте. В условиях геоэкономической турбулентно-
сти, санкционного давления на российскую и белорусскую эко-
номики, а также перенаправления торговых и инвестиционных
потоков из двух вышеозначенных стран во в том числе другие
члены ЕАЭС, с одной стороны, и угрозе вторичных санкций на
Армению, Кыргызстан и Казахстан, — с другой, сложившаяся
система и планы интенсификации энергетического сотрудни-
чества требуют чёткого мониторинга и, возможно, пересмотра
товаропроводящей инфраструктуры.
Главной нормативной основой взаимодействия государств-чле-
нов ЕАЭС в сфере энергетики является одноименная статья 79
Договора о Евразийском экономическом союзе. (подписан в
г. Астане 29.05.2014) . В ней указаны и основные принципы взаи-
1
модействия. Среди них — рыночное ценообразование, развитие
1 URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_163855/
76 I ОСЕНЬ 2024 ОСЕНЬ 2024 I 77