Page 80 - ИЕ_весна 2024 (14)
P. 80
(BOFIT, 2023). В 2022 г. проводилось тестирование тран- 10 ДВИЖЕНИЕ УСИЛЕНИЕ позволит значительно увеличить капиталоемкость зацией крупных проектов. Опыт реализации совмест-
Проект mBridge (Multiple Bridge) — совместная разра-
СОТРУДНИЧЕСТВА
проектов, в том числе за счет устранения ограниче-
ботка институтов Гонконга, Таиланда, ОАЭ и КНР, где в
ных проектов в Евразии указывает на заметный рост
МБР: КОНСОЛИДАЦИЯ
том числе участвует цифровой юань (digiyuan, e-CNY)
эффекта от кооперации, в том числе в плане усиления
ний для МДБ, связанных с рисками, лимитами, тре-
бованиями к структуре портфеля и прочим.
Системная работа в части сотрудничества МБР в
И ВОЗМОЖНОСТЕЙ.
закций между 20 коммерческими банками в четырех РЕСУРСОВ, ЭКСПЕРТИЗЫ • Содействие развитию рынков капитала региона интеграционных связей.
разных юрисдикциях (BIS, 2022b). МБР играют ключевую роль в решении задачи закры- посредством выпуска совместных бондов разных ти- регионе способна сформировать условия для повы-
На текущем этапе развития цифровых валют в тия разрыва инвестиций в развитие инфраструктуры пов, участия в капитале, создания трастовых фондов. шения как эффективности реализации проектов в ре-
ЕАЭС целесообразна выработка согласованных тех- в Евразии. Однако крупные многомиллиардные про- Сотрудничество в этой сфере позволит увеличить гионе, так и уровня интеграции и кооперации между
нических решений. Вероятно, не все предлагаемые екты, особенно затрагивающие интересы нескольких емкость фондовых рынков стран региона (World странами. Особая роль в этом может принадлежать
международными организациями технические решения сопредельных стран, зачастую не могут быть реали- Bank, 2016), повышая доступность финансирования региональным МБР, поскольку, учитывая состав их
для осуществления транзакций в CBDC могут оказаться зованы одним институтом развития самостоятельно. как за счет увеличения активов, так и за счет улучше- стейкхолдеров, именно они в большей степени заинте-
доступными в перспективе для всех валют ЕАЭС. Повышение уровня кооперации между банками ния условий фондирования. ресованы в увеличении числа проектов и расширении
Странам ЕАЭС целесообразно также интегриро- развития, осуществляющими деятельность в реги- • Финансирование в местных валютах путем выпу- финансирования в регионе.
ваться с региональными системами быстрых плате- оне, позволит увеличить количество капиталоем- ска взаимных бондов и валютных свопов. Это позво- Наиболее перспективными сферами для коопера-
жей (СБП) для развития возможностей трансгранич- ких проектов в Большой Евразии. Особенно важно лит удовлетворить рост спроса на финансирование ции МБР на пространстве Евразии являются модер-
ных платежей. Более 80% центральных банков считают повышение кооперации между региональными МБР, в национальных валютах для проектов, ориентиро- низация и строительство трансграничной энергети-
целесообразным одновременное развитие CBDC и СБП созданными странами с развивающимися рынками ванных на внутренний рынок, и повысит доступ- ческой и транспортной инфраструктуры, особенно
(Kosse, Mattei, 2023). Перспективной для стран ЕАЭС (МБР — СРР), поскольку именно они способны наибо- ность ресурсов для заемщиков за счет снижения ва- направленной на региональную экономическую ин-
является система АСЕАН транзакций в местной ва- лее быстро и гибко реагировать на реальные потребно- лютных рисков. теграцию, обеспечение доступа на мировые рынки
люте (LCSF — Local Currency Settlement Framework) сти таких стран. • Сотрудничество в области проектной экспертизы, товаров из стран, не имеющих выхода к морю, циф-
в том числе посредством использования накоплен- ровизацию и зеленую трансформацию, расширение
Страны мира экспериментируют в отношении оптовых проектов своих ной экспертизы (проектной, отраслевой, страновой) доступа населения к водопроводящей коммунальной
инфраструктуре, поддержку водно-энергетического и
каждого МБР, что позволит снизить риски и сокра-
цифровых валют для трансграничных расчетов. Тестирование различных тить сроки реализации проектов и в конечном итоге агропромышленного комплекса, включая ирригацию и
форматов взаимодействия цифровых валют свидетельствует об интересе повысить их эффективность. переработку сельскохозяйственной продукции.
государств к трансграничной интеграции суверенных цифровых валют и • Объединение знаний и накопленного опыта по- В качестве примеров совместного финансирования
вариативности технологических решений. средством проведения сравнительного странового МБР крупных инфраструктурных проектов в странах
анализа, совместных исследований, реализации дол-
Евразии могут быть выделены:
госрочных проектов (например, создания и ведения • международный государственно-частный проект
(Tama, Wijayanti, 2023) и связанная с ней система цифро- В регионе ведет деятельность множество многосторон- баз данных), проведения совместных семинаров и строительства Большой Алматинской кольцевой
вых платежей на основе QR-кода. В 2021 г. LCSF внедрена них организаций развития. Помимо глобальных инсти- т.д. Такое сотрудничество в значимой мере форми- автодороги (БАКАД) протяженностью 66 км, входя-
во взаиморасчетах Индонезии и Китая, в 2023 г. — Ин- тутов, таких как Группа Всемирного банка, ЕБРР, ЕИБ и рует условия для свободного доступа к знаниям в щей в международный транспортный коридор «За-
донезии и Японии (Muhammad, 2023). Данную систе- другие, ключевую роль в которых играют страны ОЭСР, странах, столь важного для поддержания высокого падная Европа – Западный Китай»: стоимость проек-
му страны АСЕАН планируют распространять среди в регионе работают и МБР, учрежденные странами, рас- уровня человеческого потенциала в них. Кроме того, та составила 743 млн долл., 78% профинансировано
стран-партнеров (Falak Medina, 2023). положенными в Большой Евразии. Среди них: Азиатский совместные исследования позволят наилучшим об- синдикатом МБР в лице Евразийского банка разви-
банк развития (АБР), Азиатский банк инфраструктурных разом учесть опыт разных стран для решения вопро- тия, Европейского банка реконструкции и развития
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МБР. инвестиций (АБИИ), Исламский банк развития (ИБР), сов глобальной повестки. и Исламского банка развития (ЕАБР, 2021);
Потребность в финансовых вложениях в инфраструк- Новый банк развития (НБР), Евразийский банк развития • Кооперация в области технической помощи путем • со финансирование со стороны Азиатского бан-
туру региона Большой Евразии для достижения целей (ЕАБР), Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР), распределения расходов, гармонизации подходов и ка развития и ЕАБР двух проектов: строительства
устойчивого развития оценивается в размере 5–8% ВВП Международный банк экономического сотрудничества процедур и объединения накопленного опыта. По- автодороги Бишкек – Ош длиной 655 км в рамках
ежегодно в зависимости от страны, при этом дефицит (МБЭС), Международный инвестиционный банк (МИБ), мимо повышения качества технической помощи и, транспортного коридора ЦАРЭС-3 «Российская Фе-
инвестиций на 2023–2040 гг. (UNCTAD, 2023) в целом Банк развития и торговли ОЭС (ETDB), Фонд ОПЕК по соответственно, самих проектов, такое сотрудни- дерация — Ближний Восток и Южная Азия» и реаби-
для развивающихся стран оценивается на уровне около международному развитию. Перечень организаций не чество высвободит ресурсы для расширения техни- литации Токтогульской ГЭС с заменой двух гидроа-
1,1 трлн долл. претендует на исчерпывающий характер. ческой помощи за счет сокращения дублирующих грегатов станции, общим объемом финансирования
Инвестиционные потребности инфраструктуры Большинство перечисленных МБР имеют схожие расходов. в размере 250 млн долл. (Правительство КР, 2015);
стран Центральной Азии, находящихся в самом серд- цели, направленные на содействие устойчивому разви- • Реализация в регионе трансграничных проектов, • проект CASA-1000, со финансируемый АБР, Всемир-
це Большой Евразии, оцениваются АБР около 75 млрд тию и решение глобальных и региональных задач. Во затрагивающих интересы нескольких стран. Такая ным банком, Европейским инвестиционным банком,
долл. в год до 2030 г. Частично эти объемы закрываются многом это обусловлено участием одних и тех же акци- форма сотрудничества, где важна координация меж- ИБР и другими институтами развития; в рамках про-
МБР, которые работают в регионе: в 2016–2022 гг. их онеров в разных МБР. Единообразие целей и совпадаю- ду МБР, позволит заметно расширить объемы проек- екта ведется создание инфраструктуры для экспорта
совокупные инвестиции составляли 10–15 млрд долл. щие страны-участницы объективно должны создавать тов. МБР могут выступать арбитром между прави- электроэнергии с существующих ГЭС Кыргызстана
в год, что покрывает до 20% от потребности в инфра- условия для высокого уровня координации деятельно- тельствами, снижая тем самым политические риски и Таджикистана в Афганистан и Пакистан (Виноку-
структурных инвестициях. сти МБР, что находит отражение в реализации совмест- проектов и обеспечивая учет позиций всех заинте- ров и др., 2021a).
МБР стран Евразии могут сотрудничать «горизон- ных проектов. Однако оценка эффективности сотруд- ресованных сторон. Кроме того, участие пула МБР Трансфер экспертизы международных финансовых
тально», что позволит увеличить количество капитало- ничества МБР на сегодняшний день отсутствует. способно сформировать условия для привлечения в организаций положительно влияет на привлекатель-
емких проектов в регионе. Совместная проектная экс- Повышение уровня кооперации между МБР может проекты частного со финансирования. ность рынка проектов в Евразии для широкого круга
пертиза помогает снизить коммерческие риски. ЕАБР принимать разные формы, при этом наиболее значи- В настоящее время сотрудничество МБР реализуется участников. МБР могут способствовать расширению
можно рассмотреть в качестве лидера (или одного из мы следующие виды сотрудничества. в той или иной мере по каждому из перечисленных на- состава концессионных компаний с возможностью фор-
лидеров) в создаваемых пулах МБР по реализации ре- • Мобилизация капитала путем со финансирования, правлений. Однако оно носит спорадический характер мирования различных горизонтов инвестирования для
гиональных инвестиционных проектов, в том числе со предоставления взаимных гарантий или создания и преимущественно преследует цели со финансирова- разных участников, развитию инновационных механиз-
значимыми эффектами для устойчивого развития. совместных фондов для реализации проектов. Это ния для устранения ограничений, связанных с реали- мов финансирования на ранних стадиях проекта.
78 I ВЕСНА 2024 ВЕСНА 2024 I 79