Page 76 - ИЕ_весна 2024 (14)
P. 76
07 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ЕАЭС.
МТК «СЕВЕР – ЮГ»
С учетом перестройки географической структуры внеш-
ДЛЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ
ней торговли стран ЕАЭС потенциал развития торгов
ЛОГИСТИКИ
ПРОДОВОЛЬСТВИЯ. инвестиционных отношений с азиатскими государства-
ми существенно увеличился. Это определяет важность
Исходя из долгосрочного прогноза FAO — OECD в от- расширения сети соглашений о свободной торговле
ношении объемов импорта продукции АПК по круп- стран ЕАЭС для формирования новых экономических
нейшим странам-импортерам, наиболее эффективными связей.
направлениями для экспорта сельхозпродукции и продо- ЕАЭС имеет пять торговых соглашений с другими
вольствия из стран Евразийского региона станут Север- странами, три из которых подразумевают создание зон
ная Африка, Юго-Восточная Азия и Ближний Восток, в свободной торговли. Первое соглашение о свободной
частности Саудовская Аравия, Иран, Египет, Китай, Ин- торговле ЕАЭС в формате «ЗСТ+» подписано в 2015 г.
дия и Вьетнам. Проведенный анализ также выявил, что с Вьетнамом. Помимо договоренностей об обнулении
имеется высокий потенциал для наращивания поставок пошлин в соглашение вошли вопросы, регулирующие
продукции АПК из стран ЕАЭС, Узбекистана и Таджики- торговлю услугами и сферу инвестиций между Рос-
стана на зарубежные рынки (Винокуров и др., 2023b). сией и Вьетнамом. Соглашение о свободной торговле
Однако для беспрепятственного доступа на перспектив- с Сербией подписано в 2019 г. и вступило в силу в 2021 г.
ные рынки необходимо значительное улучшение логи- С Сингапуром в 2019 г. были подписаны соглашение о
стики на южном и восточном направлениях. С учетом свободной торговле и рамочное соглашение о всеобъем-
сохранения высоких рисков продовольственной безопас- лющем торгово-экономическом сотрудничестве, кото-
ности и значительного числа голодающих в Индии, дру- рые не вступили в силу на текущий момент.
гих странах Южной Азии и Африки особую актуальность
приобретает развитие МТК «Север — Юг», являющегося
кратчайшим в направлении из Евразии к этим рынкам ЕАЭС имеет пять торговых соглашений
сбыта. Также необходимо развитие новых направлений с другими странами, три из которых
логистики через Центральную Азию и разработка новых подразумевают создание зон свободной
либо увеличение пропускной способности существующих торговли.
сухопутных и мультимодальных маршрутов на направле-
ниях в Китай и страны Юго-Восточной Азии.
Продовольствие, в частности зерно, станет одним С Ираном с 2019 г. действовало временное соглаше-
из наиболее распространенных видов грузов, кото- ние, ведущее к образованию ЗСТ. В декабре 2023 г. стра-
рые в перспективе будут перевозиться как в южном, ны ЕАЭС подписали с Ираном полноформатное согла-
так и в северном направлении по МТК «Север — Юг». шение о зоне свободной торговли.
По оценкам ЕАБР (Винокуров и др., 2021b), к 2030 г. С Китаем в 2018 г. подписано соглашение о торго-
Источник: ЕАБР. по трем маршрутам коридора (Западному, Восточному во-экономическом сотрудничестве. Оно не является
и Транскаспийскому) прогнозируется рост перевозок преференциальным, при этом охватывает различные
Рис.3 Ожидаемые эффекты от интеграции сетей электропереда- Центральной Азии в период маловодных лет в бассейнах рек продовольственных грузов в контейнерах до 69–164 тыс. вопросы: техническое регулирование, таможенное и
Бассейн реки Иртыш чи — снижение потребности в резервировании мощностей Амударья и Сырдарья. В этом контексте реализация проек- ДФЭ в зависимости от сценария. Кроме того, на Транс отраслевое сотрудничество, государственные закупки,
с учетом разновременности суточных и годовых графиков тов строительства Камбаратинской ГЭС-1 в Кыргызстане каспийский маршрут МТК «Север —Юг» могут быть электронную торговлю и т. д. В рамках реализации этого
нагрузки и повышение уровня конкуренции на электроэнер- и Рогунской ГЭС в Таджикистане с водохранилищами мно- переориентированы значительные объемы перевозок соглашения в 2023 г. принята дорожная карта, ключевой
гетических рынках в результате их территориального расши- голетнего регулирования может содействовать повышению растительного масла наливом, а также зерна. раздел которой — развитие цифровых транспортных
рения. Такой эффект позволит максимально использовать надежности водообеспечения и энергоснабжения региона и, Согласно прогнозным оценкам ЕАБР, поток зерновых коридоров. В активной фазе находятся переговоры о за-
потенциал действующих генерирующих мощностей за счет одновременно, открывает новые перспективы экспорта элек- грузов по МТК «Север — Юг» к 2030 г. может составить ключении соглашений о свободной торговле с Египтом,
трансграничных перетоков, что, в свою очередь, будет со- троэнергии за его пределы. от 8,7 до 12,8 млн тонн. В 2030 г. объемы перевозок зерна Индонезией, ОАЭ.
действовать оптимальному межсезонному регулированию Одним из потенциальных вариантов сотрудничества в будут превосходить потенциал контейнерных перевозок
водных ресурсов, водосбережению и повышению продоволь- сфере передачи и транзита электроэнергии может стать по всем другим товарным категориям вместе взятым. РАСШИРЕНИЕ СЕТИ
Особое значение для обеспечения эффективной логи-
ственной безопасности. Постепенное движение к континен- реализация проектов строительства ЛЭП в формате иметь развитие транспортно-логистической и мягкой 08 СОГЛАШЕНИЙ О СВОБОДНОЙ
тальному евразийскому общему электроэнергетическому трансграничного ГЧП, где публичными партнерами вы- стики продовольствия по коридору «Север — Юг» будет ТОРГОВЛЕ.
рынку экономически целесообразно (Винокуров, 2008). ступили бы правительства стран, а частным партнером — Разработка и заключение торгово-э-
На реализацию проектов положительно повлияет участие специально созданное совместное предприятие с акцио- инфраструктуры, включая достройку единственного не- кономических соглашений о свобод-
России в создании трансграничных ЛЭП в Центральной нерами в лице национальных энергетических компаний. достающего железнодорожного участка между Рештом и ной торговле с развивающимися экономиками в те-
Азии. ЕЭС Казахстана, работающая синхронно с ЕЭС России, Совместное предприятие будет оператором строительства Астарой (Иран) на Западном маршруте, электрификацию кущих условиях является центральным инструментом
представляет собой сетевую структуру с направлениями на и эксплуатации ЛЭП. Условия реализации трансгранично- железнодорожных линий, реконструкцию пограничных развития торговых и инвестиционных связей в рамках
Урал и Сибирь. Тем самым энергетические системы Централь- го ГЧП, создания и функционирования совместного пред- переходов, строительство и модернизацию специализи- ЕАЭС. Взаимная торговля, как правило, получает им-
ной Азии через Казахстан могут быть интегрированы в ЕЭС приятия могут быть определены в межправительственном рованных терминалов в портах Каспийского моря, опто- пульс за счет подписания торговых соглашений благо-
России, что позволит повысить надежность работы энергоси- двустороннем или многостороннем соглашении о стро- во-распределительных центров, объектов Агро логисти- даря предоставлению тарифных льгот, снижению или
стем и их экспортно-импортные возможности с выходом на ительстве и эксплуатации ЛЭП. Развитие сети трансгра- ки, закупку флота и специализированного подвижного снятию таможенных пошлин, упрощению торговых
другие внешние рынки электроэнергии. ЕЭС России распола- ничных ЛЭП приведет к повышению объемов взаимной состава, включая инновационные фитиновые платфор- процедур. Также соглашения могут способствовать рас-
гает достаточными мощностями, чтобы при необходимости торговли электроэнергией и обеспечит стабильность энер- мы, рефконтейнеры, танк-контейнеры для перевозки рас- ширению номенклатуры поставляемых из ЕАЭС това-
компенсировать дефицит мощности энергетических систем госистем при всплесках потребления. тительного масла и др. (Винокуров и др., 2022a). ров и уменьшению сырьевой направленности экспорта.
74 I ВЕСНА 2024 ВЕСНА 2024 I 75