Page 75 - ИЕ_весна 2024 (14)
P. 75

долл. Все проекты были про ранжированы по степени их  04  РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД   02       03
 В нее вошли более 100 инвестиционных проектов, реали-
 К УПРАВЛЕНИЮ ВОДНО-
 зуемых в настоящее время либо запланированных к осу-
 ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ
 ществлению до 2030 г., на общую сумму свыше 38 млрд
                              принципов
 АРАЛЬСКОГО МОРЯ.
 приоритетности и объединены в три группы (первая —   РЕСУРСАМИ В БАССЕЙНЕ   Система
 наиболее важные проекты по строительству недостаю-  Бассейн Аральского моря (БАМ) охватывает всю терри-  эффективного
 щих участков и устранению узких мест на транспортном   торию Таджикистана, Узбекистана, большую часть Тур-  01 регулирования
 коридоре, вторая — повышение качественных характе-  кменистана, четыре области Кыргызстана, южную часть
 ристик имеющейся инфраструктуры, развитие альтер-  Казахстана и северную часть Афганистана и Ирана. Во-  Модернизация  Международный
 нативных  участков  для  повышения  общей  пропускной   дные ресурсы бассейна Аральского моря принадлежат   действующих  водно-энергетический
 способности коридора, третья — развитие ответвлений   главным образом бассейнам рек Сырдарья и Амударья   региональных  консорциум (МВЭК)
 коридора и примыкающих участков транспортной сети).   (Винокуров и др., 2021a). Эти ресурсы распределены не-  институтов (схема  (два возможных
 Однако предстоит еще большая работа по формирова-  равномерно: 77% годового стока в БАМ сосредоточено   функционирования)  подхода)
 нию Обсерватории транспортных проектов вдоль всего   в странах верхнего течения — Таджикистане и Кыргыз-  04
 транспортного каркаса Евразии. Методология формиро-  стане. При этом 85% водных ресурсов используется для
 вания Обсерватории транспортных проектов Евразии   орошения в странах нижнего течения — Узбекистане,
 может быть схожа с аналогичной обсерваторией, создан-  Туркменистане и Казахстане. На территории БАМ про-
 ной ЕЭК ООН для региона Европы.  живает 60 млн человек, или 81% населения Центральной
 03  РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ   проблемами: недостаток инвестиций в водно-энергети-  Участие финансового  05  Международный исследовательский
 Азии. БАМ сталкивается с двумя взаимосвязанными
                 оператора(-ов)
                                                                          центр водно-энергетического
 ТРАНСГРАНИЧНОГО
 ческую инфраструктуру и отсутствие эффективного ре-
 ГОСУДАРСТВЕННО-
                 в деятельности МВЭК
 гионального сотрудничества (Винокуров и др., 2022b).
                                                                          комплекса Центральной Азии
 ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА.
 В общем перечне транспортных проектов выделяется   Центральная Азия нуждается в укреплении открытого и
 конструктивного регионального диалога для выработки
 развитие инфраструктуры, расположенной на терри-  общих принципов регулирования водно-энергетическо-  Источник: Винокуров и др., 2022b.
 МБР смогут   тории двух и более государств, на принципах государ-  го комплекса региона. Наиболее эффективным решени-
 обеспечить   ственно-частного партнерства (ГЧП). Трансграничные   ем для реализации этих принципов станет наделение
 экологическую   ГЧП на транспорте сложно реализуемы без привлече-  большими  полномочиями  региональных  организаций,   инфраструктурных проектов ВЭК в Центральной   восточных и северных регионов, в том числе столицы   Рис.2
 безопасность,   ния внешнего финансирования, но при этом вносят   задействованных в водно-энергетическом регулиро-  Азии. Представляется возможным участие в консор-  (города Астаны), снижение продовольственной безо-  Предлагаемые
 климатические   особый вклад в развитие международных транспор-  вании. Это относится, в первую очередь, к структурам   циумах таких региональных объединений, как ШОС,   пасности. В российской части бассейна увеличение во-  решения по развитию
 Международного  фонда  спасения  Арала  (МФСА)  и
               ЕАЭС и др. Такие проекты должны сбалансировать
 тно-экономических связей. Примерами таких проектов
                                                                                                          регионального
                                                           дозабора в Китае может привести к дефициту водных
 и социальные   в Евразии служат строительство пограничного моста   Объединенной энергетической системы Центральной   режим выработки гидроэлектроэнергии с ирригаци-  ресурсов в районе города Омска уже при снижении обе-  сотрудничества в сфере
 выгоды путем   через Амур между городами Благовещенск (Россия) и   Азии (ОЭС ЦА). Важно способствовать трансформации   онными потребностями и создать условия для водной   спеченности до 75% (Красноярова и др., 2022).  ВЭК в Центральной Азии
 использования   Хэйхэ (Китай), строительство скоростной железнодо-  МФСА в полноценную политическую платформу. Это   и экологической безопасности в низовьях рек.  •  Разработка трехстороннего соглашения между Ки-
 инструментов   рожной магистрали Китай — Лаос и др. (Винокуров и   позволит обеспечить согласованное развитие водного   таем, Казахстаном и Россией — оптимальный выход
 зеленого,   др., 2023c). Повышение трансграничной транспортной   и  энергетического  секторов  стран  Центральной  Азии,   ТРЕХСТОРОННЕЕ   из сложившейся ситуации в трансграничном бассей-
 устойчивого,   связанности способно генерировать кумулятивные   в том числе рациональное использование ресурсов и   05  СОТРУДНИЧЕСТВО   не реки Иртыш. Соглашение позволит создать ин-
 социального   эффекты для всех стран Большой Евразии, поскольку   формирование скоординированной инвестиционной   В БАССЕЙНЕ РЕКИ ИРТЫШ.  ституциональную платформу для сотрудничества, а в
 финансирования   будет стимулировать торговлю, инвестиции, экономи-  политики.  Важным  решением  может  стать  создание   • Бассейн реки Иртыш обеспечива-  дальнейшем осуществлять эффективное управление
 ческую активность и занятость, мобильность граждан
 Международного исследовательского центра ВЭК ЦА
                           ет потребности в воде значительной
                                                             трансграничными водами и повысить безопасность
 при   и международный туризм. Международные банки раз-  (рисунок 2).  территории и населения трех стран — Китая (река   водопользования в бассейне реки. Другая важная за-
 инвестировании   вития смогут внести существенный вклад в повыше-  •  Создание Международного водно-энергетического   Черный Иртыш), Казахстана (река Ертыс) и России   дача такого соглашения — выстроить механизмы под-
 в объекты   ние транспортной связанности путем финансирования   консорциума Центральной Азии (МВЭК ЦА) спо-  (река Иртыш). В формировании водного стока и по-  держания качества воды в самой реке и рационально-
 транспортной   и со финансирования проектов трансграничных ГЧП,   собствовало бы эффективному диалогу с инвестора-  требностями между тремя странами наблюдаются   го водного баланса каждой стороны. Это может быть
 инфраструктуры.  привлечения экспертизы и содействия государствен-  ми. Консорциум взял бы на себя ключевую функцию   диспропорции. Соотношение площади водосбора со-  сделано  в  том  числе  путем  реализации  проектов  по
 но-частным партнерствам. МБР смогут обеспечить   по поиску и обеспечению финансирования инфра-  ставляет в Китае, Казахстане и России соответственно   мониторингу качества вод в бассейне реки и созда-
 экологическую безопасность, климатические и соци-  структурных проектов. Можно рассмотреть два ва-  примерно 1:30:69, объемы среднемноголетнего стока   нию региональной системы оповещения в случае ава-
 альные  выгоды путем использования  инструментов   рианта: создание полноценной международной ор-  соотносятся как 5:35:60, а  вот численность населе-  рий, вызванных внезапным сбросом загрязняющих
 зеленого, устойчивого, социального финансирования   ганизации или создание проектно-инвестиционных   ния — как 18:53:29. На территории бассейна прожи-  веществ.
 при инвестировании в объекты транспортной инфра-  консорциумов  для  реализации  крупномасштабных   вает 17 млн человек: около 3 млн в Алтайском округе
 структуры. Повышение транспортной связанности в   проектов. Второй вариант может оказаться более   Синьцзян-Уйгурского  автономного  района  (СУАР),
 регионе может стать ярким примером «игры с поло-  практичным, поскольку будет способствовать ускоре-  5 млн в Казахстане и 9 млн в российских регионах   ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ЛИНИИ
 жительной суммой» (win-win), создавая выгоды как   нию строительства и более эффективной реализации   интенсивное загрязнение являются ключевыми вызо- 06  ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ.
               (Красноярова и др., 2022).
 для транспортных компаний, так и для потребите-  крупных инвестиционных проектов.   Возрастающее изъятие речного стока Иртыша и его   Тесная взаимосвязанность  между  во-
 лей транспортных услуг, экспортеров и импортеров,   •  Финансовые институты могли бы сыграть решаю-  дой, энергией и продовольствием обу-
 а также  граждан  всех  стран-участниц. От развития   щую роль в качестве финансовых агентов по моби-  вами для трех стран. Среди основных рисков в Казах-  словливает необходимость интеграции
 транспортной инфраструктуры при реализации про-  лизации и объединению средств международных до-  стане  — деградация проточного озера Зайсан на при-  рынков электроэнергии на межгосударственном уровне
 ектов  трансграничных  ГЧП  одинаково  выиграют  как   норов и других заинтересованных сторон (таких как   граничной территории, нарушение режимов работы   в формате Большой Евразии. Основой для интеграции
 страны, не имеющие выхода к морю, так и страны    Китай и Россия). Они также могли бы участвовать в   Иртышского  каскада  ГЭС  (источника  80%  гидроэлек-  выступает развитие технологической инфраструкту-
 транзита.  финансировании  национальных  и  трансграничных   троэнергии Казахстана), ухудшение водоснабжения   ры — трансграничных линий электропередачи (ЛЭП).

 72  I  ВЕСНА 2024                                                                                           ВЕСНА 2024  I  73
   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79   80