Page 83 - ИЕ_весна 2024 (14)
P. 83

КЛИМАТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА    финансирования зеленой экономики (GEFF), поддер-  устойчивого развития. Так, в рамках Диалога АСЕАН   покроет расходы на обучение (один-два семестра)
 НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ.  живающий предприятия и домохозяйства, желающие   — ЕС Европейская комиссия принимает участие в раз-  в стране-участнице. Финансирование должно быть
 Большинство стран Евразии приняли обязательства   инвестировать в зеленые технологии.  витии Механизма зеленого финансирования АСЕАН   мультиканальным, то есть распределенным меж-
 в рамках адаптации к изменению климата и развития   Механизм финансирования зеленой экономики   в соответствии с «Европейской зеленой сделкой», в   ду семьей (в части транспортных расходов), вузом и
 зеленой экономики. Одним из механизмов зеленой   (Green Economy Financing Facility, GEFF) являет-  тесной координации с АБР и европейскими финансо-  государством (в части расходов на обучение и про-
 трансформации экономик является климатическое фи-  ся программой (схемой)  ЕБРР,  в  рамках  которой   выми институтами. При этом Механизм зеленого фи-  живание в университетском кампусе) с градацией в
 нансирование. Большую роль в нем могут сыграть МБР,   данный банк предоставляет мини-кредиты более   нансирования АСЕАН (встроен в Инфраструктурный   зависимости от доходов семьи и направления мобиль-
 которые в июне 2023 г. обнародовали совместные прин-  чем 190 партнерским финансовым учреждениям в   фонд АСЕАН), учрежденный АБР и правительствами   ности — удаленности принимающей страны и стои-
 ципы согласования финансирования с целями Париж-  29 странах на сумму свыше 6,3 млрд евро в год со-  стран АСЕАН, является единственной региональной   мости обучения/ проживания в ней. Возможно, часть
 ского соглашения. Фокус внимания МБР предполага-  вместно со Всемирным банком, АБР, Глобальным   инициативой в области зеленого финансирования,   затрат могла бы нести специальная структура (фонд
 ется на перспективных инструментах и направлениях   экологическим фондом, ФАО и др. При этом ресур-  направленной на разработку и расширение масшта-  или агентство по аналогии с программой Erasmus+).
 зеленого/климатического финансирования и создании   сы GEFF доступны для ограниченного круга стран   бов проектов, способствующих улучшению климата   Приоритетом программы могла бы стать подго-
 единой платформы (механизма) аккумулирования фи-  и организаций.  в странах АСЕАН. Механизм зеленого финансирова-  товка высококвалифицированных инженерно-тех-
 нансовых ресурсов и «устойчивого» инвестирования с   Поскольку потребность стран Большой Евразии в   ния АСЕАН делает акцент на работе с национальны-  нических кадров по прорывным отраслям, прежде
 целью поддержки зеленых проектов и реализации кли-  зеленом финансировании колоссальная, то актуально   ми  банками  развития  и  организациями,  имеющими   всего для обеспечения бесперебойного функциони-
 матических обязательств стран Большой Евразии.  создание «евразийского» аналога GEFF — механиз-  прямой доступ к Зеленому климатическому фонду, и   рования трансграничной инфраструктуры, включая
 11  СОЗДАНИЕ   вания, но в формате коалиции МБР с общей финансо-  леных проектов АСЕАН (ADB, 2023).   проводы, а также для запуска и развития ключевых
                                                           железные и автодороги, электросети, нефте- и газо-
 ма зеленого (или шире — устойчивого) финансиро-
             аккумулирует порядка 7 млрд долл. на реализацию зе-
 МНОГОСТОРОННЕГО
               Также для ЕАЭС полезно учесть опыт программ
                                                           интеграционных мегапроектов и укрепления коопе-
 вой платформой, заинтересованных в равноправном
 МЕХАНИЗМА ЗЕЛЕНОГО
                                                           рационных связей стран Большой Евразии. Также
 партнерстве по реализации значимых климатических
             ЕС, стимулирующих развитие устойчивого финанси-
 ФИНАНСИРОВАНИЯ.
             зеленой сделки». В частности, в  рамках програм-
                                                           телей русского языка как рабочего языка ряда ме-
 Реализация обязательств в рамках Па-  и ESG-ориентированных проектов, выпусков зеленых   рования за периметрами ЕС в рамках «Европейской   важна нацеленность на усиленную подготовку учи-  Приемлемой
 и климатических облигаций и других инструментов
                                                                                                         нормативно-
 рижского соглашения по климату предполагает приме-  устойчивого финансирования и развития, предла-  мы EU4Climate ЕС совместно с ПРООН оказывает   жгосударственных институтов Евразийского регио-  правовой базой
 нение и развитие всего спектра инструментов зеленого   гаемых далее. Прежде всего может рассматриваться   поддержку  странам  Восточного  партнерства  в  до-  на и важного средства межнационального общения   для реализации
 финансирования и создание общих платформ аккуму-  консорциум из таких МБР, как, например, АБР, ИБР,   стижении климатических целей на платформе Вос-  и сотрудничества.
 лирования финансовых ресурсов с целью поддержки   АБИИ, НБР, ЧБТР, Фонд ОПЕК для международного   точноевропейского партнерства по вопросам энер-  Предлагаемую программу образовательных обме-  программы
 зеленых/  климатических  проектов  и  программ  стран   развития и ЕАБР, между которыми уже имеются или   гоэффективности и экологии (E5P). На проекты E5P   нов следовало бы структурировать как консорциум   образовательных
 Большой Евразии. Для расширения инвестиций в та-  налаживаются некоторые форматы двустороннего   странам Восточного партнерства было предоставлено   ведущих университетов стран-участниц с вовлече-  обменов
 кие проекты на евразийском пространстве возможно   сотрудничества, включая направления, связанные   свыше 164 млн евро из различных источников финан-  нием бизнеса и объектов инновационной инфра-  представляется
 привлечение средств специальных фондов, включая   с устойчивым развитием стран-участниц. Предла-  сирования и привлечено почти 1,2 млрд евро в виде   структуры.  Частные и государственные компании,   отдельное
 субсидии  и  гранты  от  международных  институтов,   гаемый «GEFFlike» механизм зеленого/устойчивого   инвестиций в развитие зеленых городов, включая   оказывающие поддержку программе, могли бы полу-  межправи-
 ориентированных на климатическое финансирование.   финансирования мог бы в перспективе привлекать   энергоэффективность в общественных зданиях, капи-  чить особые привилегии. При этом необходимо вы-  тельственное
 также ресурсы Зеленого климатического фонда, Кли-  тальный ремонт систем отопления, обращение с твер-  страивать схему параллельного прохождения учебы   соглашение,
 матического инвестиционного фонда, Глобального   дыми отходами и городской транспорт (CORLEAP,   и производственной практики в рамках программы,
 Для Большой Евразии представляется   экологического фонда и других релевантных участни-  2022). В рамках Восточного партнерства ЕС поддер-  что повысит ее эффективность, «приземлит» на поч-  к которому
 полезным опыт ЕБРР, в структуре которого   ков рынков устойчивых финансов, включая организа-  живает порядка 80 предприятий малого и среднего   ву реальных экономических задач.   государства
 действует Механизм финансирования   ции, присоединившиеся к Принципам зеленых инве-  бизнеса стран-участниц в их адаптации к изменению   Приемлемой нормативно-правовой базой для   Большой Евразии
 зеленой экономики (GEFF), поддерживающий   стиций «Одного пояса, одного пути» (ЕАБР, 2023).   климата и использовании «зеленых» возможностей,   реализации программы образовательных обменов   могли бы
 МБР, действующие на Евразийском простран-
                                                                                                         присоединиться
             включающих меры повышения ресурс эффективно-
                                                           представляется отдельное  межправительственное
 предприятия и домохозяйства, желающие   стве, могли бы развивать инструменты совместно-  сти и доли чистого производства. Данный опыт может   соглашение, к которому государства Большой Евра-  при наличии
 инвестировать в зеленые технологии.  го устойчивого финансирования, в том числе через   быть полезен для ЕАЭС, в рамках которого целесоо-  зии могли бы присоединиться при наличии взаим-  взаимного
 зеленое синдицированные, кросс-гарантированные   бразно внедрение инструментов поддержки зелено-  ного интереса. При этом целесообразно обеспечить   интереса.
 выпуски GSS+ облигаций, финансирование климати-  го перехода или климатической адаптации малого и   максимально гибкие условия участия стран,  не
 Значительным потенциалом для развития инстру-  ческого перехода. Использование зеленых кредитных   среднего бизнеса.  только в рамках всех направлений обучения, вклю-
 ментов зеленого финансирования обладают  МБР,   линий (GCLs) является одним из наиболее эффектив-  чая бакалаврские, магистерские, узкие отраслевые и
 роль которых в реализации зеленой повестки в Евра-  ных инструментов финансирования климатических   ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ   языковые программы, но и в рамках отдельных мо-
 зии будет устойчиво расти. Так, в 2022 г. объем клима-  проектов. В соответствии с процедурой GCLs, сред-  12  АКАДЕМИЧЕСКОЙ   дулей. Также для запуска предлагаемой программы
 тического финансирования МБР составил 99,5 млрд   ства от международных финансовых организаций   МОБИЛЬНОСТИ.  целесообразно подписание вузами-партнерами со-
 долл., из которых более 60,7 млрд долл. (в 2021 г. — 50,6   распределяются между участвующими местными   Для  полной реализации потенциала   глашения, гарантирующего зачет единиц (баллов) в
 млрд долл.), или 63%, было предоставлено странам   финансовыми учреждениями (в том числе коммерче-  образовательных обменов в Большой   учебном процессе и квалификационном документе
 с низким и средним уровнем доходов населения для   скими банками, национальными банками  развития,   Евразии предлагается запуск масштабной междуна-  по результатам обучения за рубежом. Это дало бы
 климатической адаптации (EIB, 2023). Удельный вес   специализированными финансовыми учреждениями   родной программы образовательной и академической   дополнительный  импульс  гармонизации  образова-
 климатического  финансирования  в  портфеле  МБР  в   и небанковскими кредитными организациями), ко-  мобильности. В качестве целевых ориентиров про-  тельных программ и взаимному признанию дипло-
 перспективе будет преобладать. Например, Азиатский   торые, в свою очередь, осуществляют процесс креди-  граммы возможно обозначить ежегодное вовлечение   мов стран — участниц программы.
 банк развития планирует направить на климатические   тования конечных заемщиков — разработчиков зеле-  десятков  тысяч  студентов,  аспирантов  и  преподава-  Таким образом, Евразийская программа академи-
 цели к 2030 г. не менее 75% объема финансирования,   ных проектов (EU4Climate, 2020).  телей в привязке к целям и задачам дорожных карт   ческой мобильности могла бы послужить важным
 Азиатский банк инфраструктурных инвестиций —   Актуальной может быть  адаптация опыта АСЕ-  евразийской кооперации, отраслевых и внешнеэконо-  структурным элементом кооперации, усиливая эко-
 50% к 2025 г. (Винокуров и др., 2023a).   АН к условиям и потребностям ЕАЭС, в частности,   мических приоритетов стран — участниц программы.  номические связи стран Большой Евразии и сотруд-
 Для Большой Евразии представляется полезным   опыта Механизма зеленого финансирования АСЕАН   Данную программу можно структурировать как   ничество в сфере образования и науки. Это особенно
 опыт ЕБРР, в структуре которого действует Механизм   и Диалога высокого уровня АСЕАН — ЕС в области   систему  грантов,  которая  полностью  или  частично   актуально.

 80  I  ВЕСНА 2024                                                                                           ВЕСНА 2024  I  81
   78   79   80   81   82   83   84   85   86   87   88