Page 83 - ИЕ_весна 2024 (14)
P. 83
КЛИМАТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА финансирования зеленой экономики (GEFF), поддер- устойчивого развития. Так, в рамках Диалога АСЕАН покроет расходы на обучение (один-два семестра)
НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. живающий предприятия и домохозяйства, желающие — ЕС Европейская комиссия принимает участие в раз- в стране-участнице. Финансирование должно быть
Большинство стран Евразии приняли обязательства инвестировать в зеленые технологии. витии Механизма зеленого финансирования АСЕАН мультиканальным, то есть распределенным меж-
в рамках адаптации к изменению климата и развития Механизм финансирования зеленой экономики в соответствии с «Европейской зеленой сделкой», в ду семьей (в части транспортных расходов), вузом и
зеленой экономики. Одним из механизмов зеленой (Green Economy Financing Facility, GEFF) являет- тесной координации с АБР и европейскими финансо- государством (в части расходов на обучение и про-
трансформации экономик является климатическое фи- ся программой (схемой) ЕБРР, в рамках которой выми институтами. При этом Механизм зеленого фи- живание в университетском кампусе) с градацией в
нансирование. Большую роль в нем могут сыграть МБР, данный банк предоставляет мини-кредиты более нансирования АСЕАН (встроен в Инфраструктурный зависимости от доходов семьи и направления мобиль-
которые в июне 2023 г. обнародовали совместные прин- чем 190 партнерским финансовым учреждениям в фонд АСЕАН), учрежденный АБР и правительствами ности — удаленности принимающей страны и стои-
ципы согласования финансирования с целями Париж- 29 странах на сумму свыше 6,3 млрд евро в год со- стран АСЕАН, является единственной региональной мости обучения/ проживания в ней. Возможно, часть
ского соглашения. Фокус внимания МБР предполага- вместно со Всемирным банком, АБР, Глобальным инициативой в области зеленого финансирования, затрат могла бы нести специальная структура (фонд
ется на перспективных инструментах и направлениях экологическим фондом, ФАО и др. При этом ресур- направленной на разработку и расширение масшта- или агентство по аналогии с программой Erasmus+).
зеленого/климатического финансирования и создании сы GEFF доступны для ограниченного круга стран бов проектов, способствующих улучшению климата Приоритетом программы могла бы стать подго-
единой платформы (механизма) аккумулирования фи- и организаций. в странах АСЕАН. Механизм зеленого финансирова- товка высококвалифицированных инженерно-тех-
нансовых ресурсов и «устойчивого» инвестирования с Поскольку потребность стран Большой Евразии в ния АСЕАН делает акцент на работе с национальны- нических кадров по прорывным отраслям, прежде
целью поддержки зеленых проектов и реализации кли- зеленом финансировании колоссальная, то актуально ми банками развития и организациями, имеющими всего для обеспечения бесперебойного функциони-
матических обязательств стран Большой Евразии. создание «евразийского» аналога GEFF — механиз- прямой доступ к Зеленому климатическому фонду, и рования трансграничной инфраструктуры, включая
11 СОЗДАНИЕ вания, но в формате коалиции МБР с общей финансо- леных проектов АСЕАН (ADB, 2023). проводы, а также для запуска и развития ключевых
железные и автодороги, электросети, нефте- и газо-
ма зеленого (или шире — устойчивого) финансиро-
аккумулирует порядка 7 млрд долл. на реализацию зе-
МНОГОСТОРОННЕГО
Также для ЕАЭС полезно учесть опыт программ
интеграционных мегапроектов и укрепления коопе-
вой платформой, заинтересованных в равноправном
МЕХАНИЗМА ЗЕЛЕНОГО
рационных связей стран Большой Евразии. Также
партнерстве по реализации значимых климатических
ЕС, стимулирующих развитие устойчивого финанси-
ФИНАНСИРОВАНИЯ.
зеленой сделки». В частности, в рамках програм-
телей русского языка как рабочего языка ряда ме-
Реализация обязательств в рамках Па- и ESG-ориентированных проектов, выпусков зеленых рования за периметрами ЕС в рамках «Европейской важна нацеленность на усиленную подготовку учи- Приемлемой
и климатических облигаций и других инструментов
нормативно-
рижского соглашения по климату предполагает приме- устойчивого финансирования и развития, предла- мы EU4Climate ЕС совместно с ПРООН оказывает жгосударственных институтов Евразийского регио- правовой базой
нение и развитие всего спектра инструментов зеленого гаемых далее. Прежде всего может рассматриваться поддержку странам Восточного партнерства в до- на и важного средства межнационального общения для реализации
финансирования и создание общих платформ аккуму- консорциум из таких МБР, как, например, АБР, ИБР, стижении климатических целей на платформе Вос- и сотрудничества.
лирования финансовых ресурсов с целью поддержки АБИИ, НБР, ЧБТР, Фонд ОПЕК для международного точноевропейского партнерства по вопросам энер- Предлагаемую программу образовательных обме- программы
зеленых/ климатических проектов и программ стран развития и ЕАБР, между которыми уже имеются или гоэффективности и экологии (E5P). На проекты E5P нов следовало бы структурировать как консорциум образовательных
Большой Евразии. Для расширения инвестиций в та- налаживаются некоторые форматы двустороннего странам Восточного партнерства было предоставлено ведущих университетов стран-участниц с вовлече- обменов
кие проекты на евразийском пространстве возможно сотрудничества, включая направления, связанные свыше 164 млн евро из различных источников финан- нием бизнеса и объектов инновационной инфра- представляется
привлечение средств специальных фондов, включая с устойчивым развитием стран-участниц. Предла- сирования и привлечено почти 1,2 млрд евро в виде структуры. Частные и государственные компании, отдельное
субсидии и гранты от международных институтов, гаемый «GEFFlike» механизм зеленого/устойчивого инвестиций в развитие зеленых городов, включая оказывающие поддержку программе, могли бы полу- межправи-
ориентированных на климатическое финансирование. финансирования мог бы в перспективе привлекать энергоэффективность в общественных зданиях, капи- чить особые привилегии. При этом необходимо вы- тельственное
также ресурсы Зеленого климатического фонда, Кли- тальный ремонт систем отопления, обращение с твер- страивать схему параллельного прохождения учебы соглашение,
матического инвестиционного фонда, Глобального дыми отходами и городской транспорт (CORLEAP, и производственной практики в рамках программы,
Для Большой Евразии представляется экологического фонда и других релевантных участни- 2022). В рамках Восточного партнерства ЕС поддер- что повысит ее эффективность, «приземлит» на поч- к которому
полезным опыт ЕБРР, в структуре которого ков рынков устойчивых финансов, включая организа- живает порядка 80 предприятий малого и среднего ву реальных экономических задач. государства
действует Механизм финансирования ции, присоединившиеся к Принципам зеленых инве- бизнеса стран-участниц в их адаптации к изменению Приемлемой нормативно-правовой базой для Большой Евразии
зеленой экономики (GEFF), поддерживающий стиций «Одного пояса, одного пути» (ЕАБР, 2023). климата и использовании «зеленых» возможностей, реализации программы образовательных обменов могли бы
МБР, действующие на Евразийском простран-
присоединиться
включающих меры повышения ресурс эффективно-
представляется отдельное межправительственное
предприятия и домохозяйства, желающие стве, могли бы развивать инструменты совместно- сти и доли чистого производства. Данный опыт может соглашение, к которому государства Большой Евра- при наличии
инвестировать в зеленые технологии. го устойчивого финансирования, в том числе через быть полезен для ЕАЭС, в рамках которого целесоо- зии могли бы присоединиться при наличии взаим- взаимного
зеленое синдицированные, кросс-гарантированные бразно внедрение инструментов поддержки зелено- ного интереса. При этом целесообразно обеспечить интереса.
выпуски GSS+ облигаций, финансирование климати- го перехода или климатической адаптации малого и максимально гибкие условия участия стран, не
Значительным потенциалом для развития инстру- ческого перехода. Использование зеленых кредитных среднего бизнеса. только в рамках всех направлений обучения, вклю-
ментов зеленого финансирования обладают МБР, линий (GCLs) является одним из наиболее эффектив- чая бакалаврские, магистерские, узкие отраслевые и
роль которых в реализации зеленой повестки в Евра- ных инструментов финансирования климатических ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ языковые программы, но и в рамках отдельных мо-
зии будет устойчиво расти. Так, в 2022 г. объем клима- проектов. В соответствии с процедурой GCLs, сред- 12 АКАДЕМИЧЕСКОЙ дулей. Также для запуска предлагаемой программы
тического финансирования МБР составил 99,5 млрд ства от международных финансовых организаций МОБИЛЬНОСТИ. целесообразно подписание вузами-партнерами со-
долл., из которых более 60,7 млрд долл. (в 2021 г. — 50,6 распределяются между участвующими местными Для полной реализации потенциала глашения, гарантирующего зачет единиц (баллов) в
млрд долл.), или 63%, было предоставлено странам финансовыми учреждениями (в том числе коммерче- образовательных обменов в Большой учебном процессе и квалификационном документе
с низким и средним уровнем доходов населения для скими банками, национальными банками развития, Евразии предлагается запуск масштабной междуна- по результатам обучения за рубежом. Это дало бы
климатической адаптации (EIB, 2023). Удельный вес специализированными финансовыми учреждениями родной программы образовательной и академической дополнительный импульс гармонизации образова-
климатического финансирования в портфеле МБР в и небанковскими кредитными организациями), ко- мобильности. В качестве целевых ориентиров про- тельных программ и взаимному признанию дипло-
перспективе будет преобладать. Например, Азиатский торые, в свою очередь, осуществляют процесс креди- граммы возможно обозначить ежегодное вовлечение мов стран — участниц программы.
банк развития планирует направить на климатические тования конечных заемщиков — разработчиков зеле- десятков тысяч студентов, аспирантов и преподава- Таким образом, Евразийская программа академи-
цели к 2030 г. не менее 75% объема финансирования, ных проектов (EU4Climate, 2020). телей в привязке к целям и задачам дорожных карт ческой мобильности могла бы послужить важным
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций — Актуальной может быть адаптация опыта АСЕ- евразийской кооперации, отраслевых и внешнеэконо- структурным элементом кооперации, усиливая эко-
50% к 2025 г. (Винокуров и др., 2023a). АН к условиям и потребностям ЕАЭС, в частности, мических приоритетов стран — участниц программы. номические связи стран Большой Евразии и сотруд-
Для Большой Евразии представляется полезным опыта Механизма зеленого финансирования АСЕАН Данную программу можно структурировать как ничество в сфере образования и науки. Это особенно
опыт ЕБРР, в структуре которого действует Механизм и Диалога высокого уровня АСЕАН — ЕС в области систему грантов, которая полностью или частично актуально.
80 I ВЕСНА 2024 ВЕСНА 2024 I 81