Page 43 - №3-3 2022
P. 43

№3 (3) осень 2022 г.                                                                                              №3 (3) осень 2022 г.




 Юрий Сигов, профессор международных отношений Российской академии народного хозяйства при Президенте России

 КОРИДОР







 К ИНДИЙСКОМУ ОКЕАНУ










 олее года со дня вывода вывода американских во-  действия именно с Афганистаном. Узбекистан всегда выступал
 еннослужащих из Афганистана, и прихода к вла-  за скорейшую стабилизацию обстановки в этой стране, что яв-
 сти сторонников движения «Талибан».  ляется важным условием для обеспечения региональной безо-
 Многочисленные  прогнозы  относительно  пасности.
 того, что теперь вроде бы в Афганистане «все об-  В 2020г. Президентом Узбекистана была поставлена задача
 Бвалится», страна эта превратится вновь в регио-  активизации сотрудничества со странами Южной Азии и ра-
 нальный террористический центр и будет угрожать безопасно-  боты по созданию Трансафганского транспортного коридора.   дальнейшей эксплуатации электрофицированной железной до-  и стоимость транспортировки грузов из Центральной Азии к бе-  Президент Республики
 сти своих ближайших соседей — государств Центральной Азии   В феврале 2021г. в Ташкенте было проведено заседание трех-  роги на территории всех трех стран — Узбекистана, Афганиста-  регам Индийского океана (экономия ожидается порядка 30-40%).   Узбекистан Шавкат
 так и не сбылись.  сторонней рабочей группы с участием правительственных де-  на и Пакистана.  В контексте развития нынешней ситуации в Афганистане, воз-  Мирзиёев выступает
 Талибам удается опять-таки пока контролировать ситуа-  легаций Узбекистана, Пакистана и Афганистана по реализации   Кроме того, этот проект выгоден также другим странам регио-  обновление работы по проектированию Трансафганского транс-  на саммите ШОС
 цию в стране. Одновременно с этим новое руководство Аф-  проекта строительства железной дороги Мазари-Шариф – Ка-  на и всему евразийскому континенту, поскольку стабильные и на-  портного коридора приобретает также важное региональное и в   в Самарканде
 ганистана активно стремится не только к легитимизации сво-  бул – Пешавар.  дежные транспортные перевозки по  маршруту «Восток-Запад»   целом международное политическое значение. По сути, продол-
 его присутствия во власти, но и к привлечению зарубежных   Важно отметить, что в этом заседании также приняли учас-  могут быть дополнены формированием транспортно-логистиче-  жая проработку вопросов проектирования и строительства новой
 инвестиций. Обещая их защиту, надежность и главное — без-  тие руководители Всемирного банка, Азиатского банка разви-  ской сетью по направлению «Север-Юг» с кратчайшим выходом   железной дороги, Узбекистан и другие участники проекта, вклю-
 опасность тем проектам, которые зарубежные инвесторы бу-  тия, Европейского банка реконструкции и развития, Европей-  на рынки Южной, Юго-Восточной и Западной Азии.   чая новые афганские власти, демонстрируют стремление к пози-
 дут заинтересованы осуществить на  афганской территории   ского инвестиционного банка, Исламского банка развития,   Интересно, что общая протяженность железной дороги   тивному  взаимодействию, направленному на  достижение дол-
 или через нее.  Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Междуна-  от афганского Мазари-Шарифа до Пешавара (Пакистан) состав-  госрочных целей и  задач улучшения социально-экономической
 Показательно, что приход к власти в Афганистане движе-  родной финансовой корпорации развития (США), которыепод-  ляет 760  км  с колеей 1520  мм  и дальнейшим переходом на  ко-  ситуации, стабилизации и  развития Афганистана, его вовлече-
 ния Талибан отнюдь не ослабил стремления Узбекистана к раз-  твердили заинтересованность в совместной реализации данно-  лею 1676 мм на афгано-пакистанском участке. Всего же в рамках   ния в устойчивые региональные торгово-экономическиеи поли-
 витию сотрудничества с Афганистаном. Так, Президент Узбе-  го проекта.  проекта планируется построить 785  км  линий электроснабже-  тико-дипломатические связи.
 кистана в своих выступлениях на юбилейном саммите ШОС,   На сегодня в Афганистане уже существуют железные доро-  ния, 790 км линий связи, возвести 33 железнодорожные станции,   В целях повышения эффективности всей транспортной сети
 встрече в  формате «ШОС  — ОДКБ», 76-й сессии Генассам-  ги, идущие от границы Узбекистана до Мазари-Шарифа (75 км),   проложить 187  км  станционных путей, создать 1212  новых ис-  региона и ее дальнейшего развития узбекская сторона предлага-
 блеи ООН уделил афганской проблеме особое внимание, при-  от границы Ирана до афганского Разонака (65 км), от границы   кусственных сооружений, в том числе пробить три тоннеля, со-  ет совместно осуществить проект строительства железной дороги
 зывая не  допустить международной изоляции Афганистана.   Туркменистана до афганских поселков Акина (6 км) и Тургун-  орудить 336 мостов и путепроводов, а также оборудовать 107 пе-  по маршруту Узбекистан – Афганистан – Пакистан при финансо-
 Узбекистан, несмотря на сложную международную обстанов-  ди (6 км).  реездов.   вом участии как ведущих международных финансовых институ-
 ку, не  прекращал работу узбекско-афганского транспортного   С  момента пуска в  строй железной дороги по  маршруту   Ориентировочная стоимость реализации всего проекта соста-  тов, так и самого широкого спектра представителей бизнес-сооб-
 узла — важнейшей артерии поставок продовольствия и нефте-  Хайратон— Мазари-Шариф уже было перевезено более 25 млн.   вит около 4,6 млрд. долларов, а планируемый срок его осущест-  щества всех заинтересованных в проекте стран. Со своей стороны
 продуктов в эту страну, а также бесперебойное обеспечение со-  тонн грузов.   вления составит пять лет. Это позволит сформировать надеж-  узбекские железнодорожники с учетом их богатого опыта преды-
 седней страны электроэнергией.  В  целях подготовки афганских специалистов-инженеров   ные и безопасные транзитные транспортные коридоры с выходом   дущей работы в Афганистане готовы быстро и качественно вы-
 В рамках проводимой Узбекистаном в последние пять лет   по эксплуатации и обслуживанию железных дорог в узбекском   на железнодорожные пути Пакистана и Индии, а также облегчить   полнить свою работу.
 новой региональной политики по выстраиванию конструктив-  Термезе в 2018 году был создан образовательный Центр.  доставку грузов к портам Аравийского моря (Гвадар, Карачи/Ка-  В целом же строительство трансафганской железнодорожной
 ных и  взаимовыгодных связей со  странами соседями одним   В чем же главные преимущества предлагаемого транспорт-  сим в Пакистане, Мумбаи в Индии и другим).   магистрали является важнейшим инфраструктурным проектом
 из  приоритетных направлений обозначено развитие взаимо-  ного проекта? Прежде всего, планируемая новая железная до-  В  данной ситуации создавая единую железнодорожную ин-  всего региона Центральной и  Передней Азии, который отвеча-
 рога  свяжет  10  населенных  пунктов  на  территории  Узбеки-  фраструктуру для всех стран СНГ со странами Южной Азии (Аф-  ет интересам всех государств Евразийского континента, и может
 стана, Афганистана и  Пакистана, и  превратится в  основную   ганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш), новый транспортный   оказать громадное позитивное воздействие на  развитие стран
 По мнению узбекских специалистов, важное   транспортную логистическую магистралью для всего региона   проект позволит без дополнительных расходов обеспечить уско-  Центральной Азии, торгово-экономических отношений азиатских
 место в перспективном развитии региональных   Центральной и Южной Азии. Вдоль полотна этой железнодо-  ренную  и  эффективную  транспортировку  грузов  через  порты   стран и их межрегиональной взаимосвязанности.
 рожной линии будут реализованы проекты по прокладке вы-
            Пакистана, соединяя крупнейшие рынки Юго-Восточной Азии
                                                                    Этот проект, помимо всего прочего, будет способствовать вы-
 транспортных коридоров имеет в данный   соковольтных линий электропередач «Сурхан — Пули-Хумри»   с рынками стран СНГ, Китая и Европы.  страиванию надежных и  эффективных механизмов долгосроч-
                                                                  ного взаимодействия многих азиатских государств. При этом
               Наряду с этим, при осуществлении проекта в активный эконо-
 и КАСА — 1000.
 момент именно Афганистан, который может   Параллельно ведущаяся прокладка железнодорожной ли-  мический оборот вовлекаются десятки месторождений полезных   Афганистан  станет не  препятствием, а  мостом  для укрепления
 и должен стать связующим звеном между   нии и наличие системы электропередач позволит в ходе осу-  ископаемых, расположенных в центральной части Афганистана.   взаимовыгодного сотрудничества между Центральной и Южной
                                                                  Азией, а также заинтересованными в проекте другими странами
               Также стоит учесть, что осуществление проекта трансафган-
 ществления  этого  проекта  сэкономить  значительные  финан-
 странами Центральной и Южной Азии.   совые средства как на этапе самого строительства, так и при   ской железной дороги позволит существенно сократить сроки   и регионами.  И Е
 40                                                                                                                           41
   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48