Page 41 - №3-3 2022
P. 41

№3 (3) осень 2022 г.                                                                                              №3 (3) осень 2022 г.



            финансировать строительство железнодорожных выходов из Яку-  Джалинда—Мохэ. Работа последнего была приостановлена в на-
            тии, на докапитализацию монополии и обеспечение второй очере-  чале 2000-х годов в связи с низким грузопотоком. Возобновление
            ди расширения БАМа и Транссиба дополнительными средствами.  его работы позволит сократить расстояние для перевозки грузов
                Изначально эти средства планировалось направить на расши-  между Россией и Китаем на 1 тыс. км.
            рение участка БАМа Тында—Комсомольск—Ванино за 32,6 млрд    Это предложение Минтранса должно лечь в основу разраба-
            руб. (с учетом средств, выделенных из ФНБ) для вывоза 16,6 млн   тываемой в правительстве модели развития страны в новых геопо-
            т угля в год с Эльгинского месторождения. Но у владельца Эльгин-  литических условиях до 2030 года.
            ского месторождения  «А-Проперти» Альберта  Авдоляна суще-
            ствовал альтернативный проект — строительство дороги необще-  ТРЕТИЙ ПУТЬ
            го пользования от Эльги до Чумикана на Охотском море, и после   Прорабатывается и  вариант короткого, по  крайней мере
            длительных раздумий компания все же решила этот проект реа-  на карте, пути в Китай — через Алтай. Подобная идея звучала еще
            лизовывать. Куда теперь будут направлены освободившиеся в ре-  в 2000-х годах в контексте проекта газопровода «Алтай», идущего
            зультате средства, пока не определено. Впрочем, с учетом того, что   этим маршрутом. Однако тогда из-за технических сложностей, не-
            транзит грузов на азиатском направлении может оказаться в разы   возможности согласовать цену с Китаем и экологических вопро-
            больше, чем можно было представить до 2022 года, это, скорее все-  сов (дорога должна пройти через природный парк «Укок») проект
            го, не последнее перераспределение средств и увеличение бюдже-  был отложен. Теперь к нему вернулись. Еще в августе 2021 года за-
            та на «стройку века».                                 меститель гендиректора РЖД Алексей Шило сказал, что монопо-
                                                                  лия разрабатывает три варианта железнодорожных веток на Ал-
            ПЕРЕХОД ГРАНИЦЫ                                       тае. В зависимости от выбранного маршрута протяженность путей
               БАМ и  Транссиб являются главным во  всех смыслах «уз-  может составить от 1 тыс. до 1,6 тыс. км, в том числе по труднопро-
            ким местом» для транзита грузов в Азию, но не единственным.   ходимой горной местности.
            Недостаточно доставить товары до  границы, их  еще нужно че-  Пока еще рано давать оценки, насколько успешно идет пово-
            рез нее переправить и  обеспечить необходимую логистическую   рот российской экономики на Восток. Однако первые цифры вну-
            инфраструктуру «по ту сторону». В конце июля стало известно,   шают оптимизм. За шесть месяцев 2022 года объем торговли Ки-
            что Минтранс предлагает за восемь лет развить погранпереходы   тая и России, по данным Главного таможенного управления КНР,
            в Китай, Казахстан и Монголию и построить на их территории   увеличился на 27,2% год к году, достигнув $80,7 млрд. Согласно до-
            3 тыс. км железных дорог, а также 369 км путей в России. Общий   кументу, экспорт Китая в Россию в январе—июне вырос на 2,1%,
            объем инвестиций, заложенных в проект, — $30,8 млрд.   до $29,6 млрд. Импорт российских товаров и услуг в Китай увели-
               В  частности, в  Забайкальском крае планируется постро-  чился на 48,2%, составив $51,1 млрд. В июне объем торговли меж-
            ить второй железнодорожный пограничный переход в  Китай,   ду двумя странами достиг внушительных $14,8 млрд. Экспорт Ки-
            а в Амурской области — вернуть в эксплуатацию погранпереход   тая составил $5 млрд, импорт — $9,7 млрд.  И Е












 Неожиданным образом союзником России в  расширении   пускная способность железнодорожной сети должна увеличиться
 транзита через Севморпуть может стать глобальное потепление.   с 75 до 180 млн т, транзитный контейнеропоток — в четыре раза,
 По оценкам Росгидромета, в последние годы наблюдается сокра-  ощутимо сократится время доставки грузов по железным доро-
 щение площади льда в летний период, и этот тренд сохранится   гам.
 в  обозримой перспективе. Сценарии климатических изменений   В  рамках первого этапа инвестпроекта, который завершил-
 показывают возможность даже полного очищения Северного Ле-  ся в  2021  году, построены новый Байкальский тоннель на  пе-
 довитого океана во второй половине XXI века в конце летнего се-  регоне Дельбичинда—Дабан, мостовой переход через реку Зея,
 зона, то есть арктические льды могут стать однолетними. Одна-  электрифицирован последний участок до границы с Китаем же-
 ко дрейфующие льды будут присутствовать в  акватории СМП   лезной дороги Борзя—Забайкальск. Крупнейшим проектом ста-
 более шести месяцев в году, что позволит по-прежнему относить   ло строительство нового Байкальского тоннеля, открытого летом
 эту зону к категории «покрытые льдом районы». А значит, Россия   2021 года. Прокладка тоннеля обеспечила увеличение пропускной
 сохранит за собой право единолично регулировать мореплавание   способности в два с половиной раза.
 в этой части Арктики согласно статье 234 Конвенции по морско-  В 2021 году был одобрен второй этап инвестпрограммы, в рам-
 му праву.  ках которого планируется строительство более 1300 км железно-
 дорожных путей. В целом до 2024 года объем финансирования,
 ВСЕ НА БАМ  включая средства на инфраструктуру для транзита контейнеров,
  Железнодорожная инфраструктура на восточном направле-  был запланирован на  уровне около 780  млрд руб. Однако в  се-
 нии не справлялась со своими задачами задолго до того, как Ки-  редине июля текущего года стало известно, что стоимость объ-
 тай стал для России основным приоритетом во внешнеторговых   ектов второго этапа расширения БАМа и  Транссиба выросла
 связях. Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточно-  до 894,3 млрд руб. Как пишет «Коммерсантъ», РЖД и профильные
 го полигона началось еще в 2013 году. За счет комплексной мо-  министерства обсуждают возможность переноса уже в этом году
 дернизации двух основных веток — БАМа и Транссиба — про-  188 млрд руб. средств ФНБ, за счет которых ранее предполагалось




 38                                                                                                                           39
   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46