Page 39 - №3-3 2022
P. 39
№3 (3) осень 2022 г. №3 (3) осень 2022 г.
Фонд Росконгресс, www.rusenergyweek.com
НОВЫЙ
ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ
ГОТОВА ЛИ ЛОГИСТИЧЕСКА СИСТЕМА
РОССИИ К РОСТУ ПЕРЕВОЗОК
НА ВОСТОЧНОМ НАПРАВЛЕНИИ?
РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРИХОДИТСЯ СРОЧНО РЕШАТЬ, КАК КОМПЕНСИРОВАТЬ ВЫПАДЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ
КРУПНЫХ РЫНКОВ СБЫТА СВОЕЙ ПРОДУКЦИИ. ОДНО ИЗ НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ -
СТРАНЫ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА, НО ЗДЕСЬ УЗКИМ МЕСТОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЛОГИСТИКА. ТРАНСПОРТНЫХ
МОЩНОСТЕЙ УЖЕ НЕ ХВАТАЕТ, И ПРОБЛЕМУ МОЖНО РЕШИТЬ ТОЛЬКО МАСШТАБНЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ.
начение Дальнего Востока для экономики не толь- около 4 млн т стальной продукции в год из-за санкций — такая
ко в его природных богатствах и людях, но и в удач- оценка содержалась в письме президента ассоциации «Русская
ном географическом расположении, способном пре- сталь» (объединяет крупнейшие компании черной металлургии),
вратить регион в эффективный логистический хаб основного владельца «Северстали» Алексея Мордашова.
между азиатскими рынками и европейской частью При этом на Азиатско-Тихоокеанском направлении логи-
ЗРоссии. Неслучайно тема транспортных коридоров стическая система России и так работает на пределе своих воз-
одна из традиционных на Восточном экономическом форуме. можностей. По словам Алексея Чекункова, Министра Российс-
В этом же году ей посвящен целый блок деловой программы: кой Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики,
«У каждого свой путь: логистика изменившегося мира». дефицит провозных способностей на данный момент превысил
Мир действительно изменился, и ответом на эти перемены 70 млн т, а через три года достигнет 150 млн т (см. интервью
стало усиление активности российских компаний в тех зонах, где на стр. 22). Ключевые направления, на которых сосредоточе-
возможно конструктивное деловое сотрудничество. В первую оче- но внимание государства и крупного бизнеса, это расширение
редь это два больших кластера — страны MENA (регион, объеди- пропускной способности Северного морского пути (СМП)
няющий государства Магриба и Ближнего Востока) и страны Ази- и Восточного полигона (последний проект включает Транс-
атско-Тихоокеанского региона. Причем речь идет об изменении сибирскую и Байкало-Амурскую магистрали и всю сопутству- В план также включены меры по модернизации и строитель- ло 15,6 трлн руб. в развитие инвестиционных проектов, форми-
структуры и импорта, и экспорта. На экспортном направлении ющую инфраструктуру). ству портовой инфраструктуры и подходов, железнодорожных рующих грузовую базу Северного морского пути, что обеспечит
ситуация выглядит более сложной, так как речь идет о необхо- и речных транспортных коридоров, дноуглублению в акватории прирост валового продукта на 28,5 трлн руб. и неналоговых по-
димости транзита огромных объемов сложно транспортируемой АРКТИЧЕСКИЙ ТРАНЗИТ Севморпути. В том числе запланировано строительство 12 порто- ступлений в бюджет РФ в размере 16,3 трлн руб. В начале августа
продукции: углеводородов, угля, стали. В частности, российские В 2022 году правительство разработало план развития Север- вых терминалов и модернизация двух существующих. Еще одно «Росатом» объявил о планах возродить существовавшее во време-
предприятия черной металлургии должны будут перенаправить ного морского пути на период до 2035 года, его утверждение пла- важное направление связано с развитием арктического грузово- на СССР Главное управление Северного морского пути (Глав сев-
нируется уже в ближайшее время. В частности, предполагается го и ледокольного флотов, арктических судостроительных и судо- морпуть).
запуск регулярной каботажной линии по маршруту Санкт-Петер- ремонтных мощностей. Предполагается строительство 153 судов, За первые шесть месяцев 2022 года грузооборот по СМП вы-
За первые шесть месяцев 2022 года объем бург (Мурманск) — порты Дальнего Востока и в обратном направ- включая 12 ледоколов и 46 судов аварийно-спасательного флота. рос на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Общий объем финансирования плана развития Севмор пути
торговли между Китаем и Россией увеличился лении с частотой минимум два круговых рейса в год. Будет создан до 2035 года может составить примерно 2 трлн руб. При этом Новая структура поможет упорядочить судоходство, повысить
безопасность и стабильность работы маршрута, а значит, и его
российский контейнерный оператор международных перевозок
на 27,2%, достигнув $80,7 млрд. в акватории Северного морского пути. предполагается, что к 2035 году частные инвесторы вложат око- пропускную способность.
36 37