Page 40 - №3-3 2022
P. 40
№3 (3) осень 2022 г. №3 (3) осень 2022 г.
финансировать строительство железнодорожных выходов из Яку- Джалинда—Мохэ. Работа последнего была приостановлена в на-
тии, на докапитализацию монополии и обеспечение второй очере- чале 2000-х годов в связи с низким грузопотоком. Возобновление
ди расширения БАМа и Транссиба дополнительными средствами. его работы позволит сократить расстояние для перевозки грузов
Изначально эти средства планировалось направить на расши- между Россией и Китаем на 1 тыс. км.
рение участка БАМа Тында—Комсомольск—Ванино за 32,6 млрд Это предложение Минтранса должно лечь в основу разраба-
руб. (с учетом средств, выделенных из ФНБ) для вывоза 16,6 млн тываемой в правительстве модели развития страны в новых геопо-
т угля в год с Эльгинского месторождения. Но у владельца Эльгин- литических условиях до 2030 года.
ского месторождения «А-Проперти» Альберта Авдоляна суще-
ствовал альтернативный проект — строительство дороги необще- ТРЕТИЙ ПУТЬ
го пользования от Эльги до Чумикана на Охотском море, и после Прорабатывается и вариант короткого, по крайней мере
длительных раздумий компания все же решила этот проект реа- на карте, пути в Китай — через Алтай. Подобная идея звучала еще
лизовывать. Куда теперь будут направлены освободившиеся в ре- в 2000-х годах в контексте проекта газопровода «Алтай», идущего
зультате средства, пока не определено. Впрочем, с учетом того, что этим маршрутом. Однако тогда из-за технических сложностей, не-
транзит грузов на азиатском направлении может оказаться в разы возможности согласовать цену с Китаем и экологических вопро-
больше, чем можно было представить до 2022 года, это, скорее все- сов (дорога должна пройти через природный парк «Укок») проект
го, не последнее перераспределение средств и увеличение бюдже- был отложен. Теперь к нему вернулись. Еще в августе 2021 года за-
та на «стройку века». меститель гендиректора РЖД Алексей Шило сказал, что монопо-
лия разрабатывает три варианта железнодорожных веток на Ал-
ПЕРЕХОД ГРАНИЦЫ тае. В зависимости от выбранного маршрута протяженность путей
БАМ и Транссиб являются главным во всех смыслах «уз- может составить от 1 тыс. до 1,6 тыс. км, в том числе по труднопро-
ким местом» для транзита грузов в Азию, но не единственным. ходимой горной местности.
Недостаточно доставить товары до границы, их еще нужно че- Пока еще рано давать оценки, насколько успешно идет пово-
рез нее переправить и обеспечить необходимую логистическую рот российской экономики на Восток. Однако первые цифры вну-
инфраструктуру «по ту сторону». В конце июля стало известно, шают оптимизм. За шесть месяцев 2022 года объем торговли Ки-
что Минтранс предлагает за восемь лет развить погранпереходы тая и России, по данным Главного таможенного управления КНР,
в Китай, Казахстан и Монголию и построить на их территории увеличился на 27,2% год к году, достигнув $80,7 млрд. Согласно до-
3 тыс. км железных дорог, а также 369 км путей в России. Общий кументу, экспорт Китая в Россию в январе—июне вырос на 2,1%,
объем инвестиций, заложенных в проект, — $30,8 млрд. до $29,6 млрд. Импорт российских товаров и услуг в Китай увели-
В частности, в Забайкальском крае планируется постро- чился на 48,2%, составив $51,1 млрд. В июне объем торговли меж-
ить второй железнодорожный пограничный переход в Китай, ду двумя странами достиг внушительных $14,8 млрд. Экспорт Ки-
а в Амурской области — вернуть в эксплуатацию погранпереход тая составил $5 млрд, импорт — $9,7 млрд. И Е
Неожиданным образом союзником России в расширении пускная способность железнодорожной сети должна увеличиться
транзита через Севморпуть может стать глобальное потепление. с 75 до 180 млн т, транзитный контейнеропоток — в четыре раза,
По оценкам Росгидромета, в последние годы наблюдается сокра- ощутимо сократится время доставки грузов по железным доро-
щение площади льда в летний период, и этот тренд сохранится гам.
в обозримой перспективе. Сценарии климатических изменений В рамках первого этапа инвестпроекта, который завершил-
показывают возможность даже полного очищения Северного Ле- ся в 2021 году, построены новый Байкальский тоннель на пе-
довитого океана во второй половине XXI века в конце летнего се- регоне Дельбичинда—Дабан, мостовой переход через реку Зея,
зона, то есть арктические льды могут стать однолетними. Одна- электрифицирован последний участок до границы с Китаем же-
ко дрейфующие льды будут присутствовать в акватории СМП лезной дороги Борзя—Забайкальск. Крупнейшим проектом ста-
более шести месяцев в году, что позволит по-прежнему относить ло строительство нового Байкальского тоннеля, открытого летом
эту зону к категории «покрытые льдом районы». А значит, Россия 2021 года. Прокладка тоннеля обеспечила увеличение пропускной
сохранит за собой право единолично регулировать мореплавание способности в два с половиной раза.
в этой части Арктики согласно статье 234 Конвенции по морско- В 2021 году был одобрен второй этап инвестпрограммы, в рам-
му праву. ках которого планируется строительство более 1300 км железно-
дорожных путей. В целом до 2024 года объем финансирования,
ВСЕ НА БАМ включая средства на инфраструктуру для транзита контейнеров,
Железнодорожная инфраструктура на восточном направле- был запланирован на уровне около 780 млрд руб. Однако в се-
нии не справлялась со своими задачами задолго до того, как Ки- редине июля текущего года стало известно, что стоимость объ-
тай стал для России основным приоритетом во внешнеторговых ектов второго этапа расширения БАМа и Транссиба выросла
связях. Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточно- до 894,3 млрд руб. Как пишет «Коммерсантъ», РЖД и профильные
го полигона началось еще в 2013 году. За счет комплексной мо- министерства обсуждают возможность переноса уже в этом году
дернизации двух основных веток — БАМа и Транссиба — про- 188 млрд руб. средств ФНБ, за счет которых ранее предполагалось
38 39