Page 55 - №1-2021
P. 55

ПАРТНЕР                                                                                                          ПАРТНЕР



 Они однозначно нужны. И чем больше, тем лучше. Без их   остаточному принципу, то, по крайней мере, далеко не в   лан. Можно говорить, что это не рыночная экономика и
 развития не будет нормального продвижения отечествен-  приоритетном  порядке.  В  неприоритетном  порядке  фи-  так  далее.  Ребята,  Госплан  и  рыночная  экономика  будут
 ного хозяйства. Внедрять оборудование без испытания на   нансируются также программы, которые в последующем   уживаться.  Хочешь  что-то  помимо  Госплана?  Делай!  Но
 полигоне – обойдётся дороже. Если у компании нет поли-  могли бы дать именно приток денежных средств, фактор   не  нужно  тогда  рассчитывать  на  преференции  и  льго-
 гона, или возможности испытать своё оборудование на по-  развития  экономики  в  целом.  Увы,  но  этого  нет.  Разве   ты.  Работай  сам.  Это  то,  что  касается  чисто  законода-
 лигоне, то у неё обязательно запросят информацию о том,   можно сегодня без помощи государства или определённых   тельных дел.
 где и как работает это оборудование. У крупных компаний   мер поддержки взять кредит и потом его выплатить? У нас   Что касается технологических дел. Не будет отраслевых
 есть свои полигоны, но попробуй туда сунуться мелким   можно взять кредит под 15-17%. Во всем мире кредитова-  институтов,  не  будет  вложений  со  стороны  госкорпора-
 компаниям! Поэтому спасение утопающих – дело рук сами   ние промышленности идёт под 1-2%.   ций, ВИНКов в мозги и НИОКР – не будет импортонеза-
 утопающих. Если речь идёт, о том, что нужно заплатить   Поэтому, считаю, что необходимо в корне менять бюд-  висимости. Предложения по законодательным вопросам,
 за проведение испытаний и получение заключения, то, как   жетно-денежную  политику.  Понятно,  что  все  сразу  по-  по изменению фискальной политики, по экономическому
 вариант, можно действовать по схеме, когда вы в обмен на   менять нельзя, но хотя бы, в отношении инновационных   стимулированию,  казалось  бы,  можно  расписать  на  не-
 всю  эту  испытательную  работу  предлагаете  часть  своей   технологий  изменить  ситуацию.  Вот  мы  вкладываем  на   сколько листов. Но зачем так много? Достаточно 2-3, но
 продукции  бесплатно.  Тогда  ни  о  каких  больших  тратах   сегодняшний день в НИОКР и науку по сравнению с США   существенных.  Иначе  просто  запутаешься  во  всех  этих
 беспокоиться не придётся.  примерно  в  10  раз  меньше.  С  чего  у  нас  возьмутся  нау-  стимулах и стимуляциях.
 В любом случае нужно двигаться. Стагнации не должно   коёмкие производства, если мы, грубо говоря, «экономим»   Коэффициент  извлечения  нефти  у  нас  становится  все
 быть. Газпром в этом направлении принял правильное ре-  на науке?              ниже и ниже по сравнению с развитыми странами. Себес-
 шение, сделав разницу между отечественным и зарубеж-  Считается,  что  область  IT  отстаёт  с  точки  зрения  им-  тоимость добычи у нас в связи с этим не падает, а растёт.
 ным предложением в 25%. То есть, будучи отечественным   портозамещения.  Но  здесь  государство  хотя  бы  как-то   И в недрах остается все больше и больше не извлечённой
 производителем, ты приходишь на тендер со своей ценой,   оказывает помощь. К примеру, продлено действие закона,   нефти. Потому, что мы не внедряем новые методы увели-
 которую сразу дисконтируют на 25%.  по которому те структуры, которые заняты в области IT,   чения нефтеотдачи.
 освобождены от уплаты взносов в пенсионный фонд, а это                          Пример, те же США, которые за счет применения таких
 Что делать, когда компании хотят «пробиться», а их просто не   не много, не мало – 20 млрд рублей.  методов в полтора раза за последние 5 лет сократили се-
 ? замечают, не берут?                                                          бестоимость добычи сланцевой нефти, которая на нас уже
 Во-первых, нужно понять, почему их не берут? Есть три   Сейчас часто можно услышать: «Не надо догонять существующие   однозначно сказывается и будет продолжать сказываться.
 фактора. Первый – это цена, второй – качество, третий –  ? технологии, надо обогнать не догоняя». Это возможно в наших   Мы ждём, что ни с чего вдруг возьмутся новые техноло-
 соотношение «цена/качество».  нынешних условиях?                               гии и будут внедряться в производство. А откуда они возь-
 В какой-то момент Газпром выступил с предложением   Лозунг прекрасный, это классика, которую надо притво-  мутся? Они разрабатываются и внедряются, но в других
 заниматься импортозамещением и продвигать отечествен-  рить в жизнь. И для начала в этом может помочь увели-  странах, где нормально относятся к наукоёмким техноло-
 ные разработки. С другой стороны Газпром  как государс-  чение  объёма  финансирования  в  наукоёмкие  отрасли,   гиям. Мы к этому, к сожалению, не пришли. У нас на НИ-
 твенная компания вынужден проводить конкурсные про-  академическую  и  прикладную  науку.  Для  начала  пускай   ОКР и науку тратится в десять раз меньше, чем в США и
 цедуры. А отечественная разработка это всегда штучный   это  будет  двукратное  увеличение.  У  нас  почти  исчезли   Китае. Речь, идет о вхождении в шестой технологический
 товар, который обычно дороже. Предположим ситуацию:   прикладные  институты,  остались  только  несколько  при   уклад, а мы еще, даже,  не полностью в пятом.
 за импортный не штучный товар предлагают условно 100   крупных корпорациях. Они делают своё дело, но в узкой
 рублей, а за отечественный штучный, качеством не хуже,   направленности.  Давайте  хотя  бы  финансировать  науку   Что мешает грамотно сформулировать всё предложения и законода-
 предлагают 120 рублей. Заказчик вынужден брать тот, что   под 1%. У нас порядка 60% финансов всех банков распо-  ? тельные инициативы  на высшем уровне?
 дешевле.  ложено в государственных банках. Так давайте, чтобы эти              Ничего. Самое интересное, что всё формулируется доста-
 банки не просто гнались за прибылью (не в этом состоит                         точно правильно. Проблема в другом. Приняли правиль-
 Произвести ты можешь всё, что   задача государственных банков), а финансировали разви-  ное решение, сформулировали, проходит 3-4 года, прежде
 угодно. Вопрос, по какой цене ты   тие экономики страны.                       чем под это правильное решение подводят какой-то закон.
 В  программе,  которую  предложила  Временная  комис-
 все это продашь? Бесплатно? Возьму,   сия  Совета  Федерации  по  мониторингу  экономического   А решение уже устарело.
                                                                                  Мало того приняли закон, а он не работает. И куча таких
 чуть поднимешь цены – нет  развития России, предложено возродить государственный   примеров. Начиная с закона о развитии промышленности
 комитет по науке и технике, в функции которого входила                         (декабрь 2014 год). Там была затронута тема экологии, а
 бы координация всей деятельности академических и от-                           именно то, что к 2018 году все производства с вредными
 Как решить эту проблему? Как вариант, позволить тем,   раслевых институтов. Комитет был создан не от хорошей   выбросами должны быть обеспечены приборами учёта. А
 кто заявляется с новыми отечественными разработками,   жизни, а именно из-за того, что надо было каким-то обра-  сформулировать, куда должны устанавливаться приборы
 чтобы у них из цены были вычтены топливная и энергети-  зом развиваться стране. И в СССР он давал возможность   учёта  должны были в Минприроды. До сих пор от них ни-
 ческая составляющие. Это повысит их конкурентоспособ-  для этого.              чего нет. В этом году это должно внедрятся, а что должно
 ность в ценовом факторе.    Серьезные преобразования необходимы. Направить их   внедрятся, под какие выбросы по количеству и качеству
 Желательны и различные стимулы со стороны государс-  надо,  прежде  всего,  на  развитие  высокотехнологичных   – не ясно. Сейчас уже пишут, давайте с 2023 года всё это
 тва.  производств в наукоемких отраслях промышленности. На                     дело внедрять. Поэтому очень нужны своевременные, гра-
 образование центров науки и высоких технологий на осно-                        мотные    формулировки,  разработанная  проектная  доку-
 На Ваш взгляд, достаточно ли принято законодательных мер по   ве действующих центров фундаментальной и прикладной   ментация, элементарно план закупок этих приборов учёта.
 ? импортонезависимости в ТЭК и химии?  науки. Без целеполагающей, координирующей, финансово   За день же всё не сделаешь.
 Однозначно недостаточно. По ряду причин. Поскольку те   стимулирующей роли государства сделать это в кратчай-  Кроме этого, начинать нужно с проведения научно-ис-
 меры, которые были созданы, они, к сожалению, как это   шие сроки, я думаю, невозможно.   следовательских и опытно-конструкторских работ и под-
 слишком часто у нас бывает – не работают. Замечательный   Это министерская прерогатива, чтобы все было увяза-  держки инновационных разработок на уровне институтов.
 закон  «О  промышленности»,  но  кроме  принятия  закона   но. Не можете? Создавайте отдельную структуру. Должна   Мало просто что-то изобрести. Надо чтобы это не проле-
 необходимо ещё что? Во-первых – нормальное финанси-  быть структура, которая будет увязывать интересы абсо-  жало  на  полках  5-10  лет.  Допустим,  одна  отечественная
 рование этого закона; во-вторых – его гласность, незабю-  лютно  всех  в  этой  стране  (регионов,  министерств  и  ве-  компания  что-то  изобрела  и  предложила  другой  отечес-
 рокраченность; и в-третьих – контроль над выполнением   домств, предприятий и т.д.)  твенной. Та в свою очередь подхватила это предложение
 этого закона. А что у нас есть? 38 принятых государствен-  Насколько при Госплане все было увязано: не строили   и  сказала  –  внедряй.  И  это  правильно.  Такая  замкнутая
 ных программ, которые расписывают в основном то, как   параллельно  заводы,  не  ругались  за  дополнительные  ре-  цепочка  должна  существовать  в  условиях  импортозаме-
 тратить  деньги.  А  как  зарабатывать  –  вот  вам  закон  «О   сурсы, поскольку они были увязаны. Поэтому согласен с   щения. Иначе ни о каком импортозамещении речи быть
 промышленности»,  который  финансируется  если  не  по   теми,  кто  считает  целесообразным  возвращение  в  Госп-  не может.

 54                                                                                                                          55
   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60