oiuyr8413

Казахстан: свободная экономическая зона “Актау”

Специальные (свободные) экономические зоны (СЭЗ) являются одной из форм привлечения капитала в страну. Поэтому к их созданию, как волшебной палочке-выручалочке, зачастую, обращаются правительства различных государств. По своим функциональным особенностям они делятся на зоны свободной торговли, индустриально-промышленные, научно-технические внедренческие СЭЗ, туристические, комплексные и т.д. На сегодняшний день наиболее известной считаются Силиконовая долина, дубайская свободная экономическая зона Джебел Али (Jebel Ali Free Zone), китайские «Шэньчжень», «Чжухай», «Сямэнь», «Шаньтоу», «Хайнань», и, конечно же, знаменитая шанхайская зона экономического развития «Пудун».

Специальные экономические зоны объединяют выгодные условия для ведения бизнеса. Это и ускоренная процедура регистрации и лицензирования, освобождение инвестора от ряда налогов, например, экспортно-импортного, подоходного, на прибыль, на землю, причем на длительные сроки, а также свободное движение капитала, отсутствие контроля со стороны властей и другое,- в общем, каждое государство подбирает комплекс предложений привлекательных для инвестора. Для многих стран создание свободной экономической зоны, напоминает игру в рулетку, выпадет фишка пойдет капитал, нет – извините. Хотя правила игры для всех одинаковы, только выполнять их стремятся не все. Так декларирует правительство одно, а в головах региональных чиновников другое, либо закон не совершенен, либо не соблюдены оговоренные условия, отсюда и хочется, да не всегда получается.

Не осталась в стороне от этого броуновского движения и Республика Казахстан. Еще в советское время был принят закон «О свободных экономических зонах в Казахской ССР», который неоднократно перерабатывался и, в конце концов, получил название «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан». На основании первых редакций закона на территории РК СЭЗ появились в начале 90-х годов прошлого столетия. Они включали Жайрем-Атасуйскую (Жезказганская обл.), Алакульскую и Жаркентскую (Талдыкорганская обл.) и Лисаковскую свободные экономические зоны (Костанайская обл.). Вскоре эксперимент был признан не удачным, и они благополучно закрылись, хотя последняя и сумела привлечь десятки предприятий. По мнению экспертов условия для бизнеса там были слишком забюрократизированы, сыграла роль и коррупционная составляющая.

Есть определенные шероховатости и в новейшей редакции закона, так специалисты Министерства индустрии и новых технологий РК, в конце прошлого года, отметили плохой контроль со стороны государства за выделяемыми государством средствами, которые используются не эффективно региональными властями. Они указали на то, что администрация СЭЗ не в полной мере реализует индивидуальные возможности каждой конкретной зоны, на местах допускаются проволочки по регистрации участников, нарушаются сроки приемки документов, имеется большое количество согласований, наметились расхождения в действиях дирекций СЭЗ и налоговых органов. В качестве исправления ошибок предлагалось изменить форму управления специальными экономическими зонами.

Не остались в стороне и независимые эксперты. Они, в свою очередь, выделили неопределенные формулировки и отсылочные нормы нового закона. Например, фраза «устанавливается настоящим Законом и иными законами РК», какими статьями, почему инвестор должен изучать казахское национальное законодательство. Кроме того внес сумятицу и Таможенный Кодекс Таможенного Союза, к которому также отправляют разработчики обновленного закона. Хотя все специалисты сходятся в одном мнении – правила должны быть просты, доступны и ясны каждому участнику процесса.

Правительство РК разработала несколько критериев по созданию специальных экономических зон. Они включают: во-первых, переход участников СЭЗ при производстве продукции на более высокий уровень передела, начиная 3-го и далее. Во-вторых, зона должна иметь выгодное географическое положение для использования транзитного потенциала конкретного региона. В-третьих, специальная экономическая зона должна стать локомотивом для смежных отраслей, находящихся на данной территории. В-четвертых, СЭЗ обязана обеспечить привлечение инновационных технологий и нового оборудования в производство, и наконец, сформировать предпосылки для роста социального благосостояния населения, живущего в данной области Казахстана. Были приняты и правила создания таких районов, так решение об организации специальной экономической зоны принимает лично Президент РК по представлению правительства. СЭЗ управляется администрацией области, которая представляет интересы государства. Для успешного развития проекта привлекается компания-оператор, которая берет на себя ответственность по наполнению СЭЗ бизнес-проектами.

На сегодняшний день функционирует шесть специальных экономических зон. Из них активно: «Астана – Новый город», «Морской порт Актау», «Парк информационных технологий» и «Онтустик». На начальной стадии развития – СЭЗ «Бурабай» и «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк». На нефтегазовую отрасль ориентированы следующие СЭЗ: «Морской порт Актау» и планируемая «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» (г. Атырау).

Одним из наиболее удачных проектов считается специальная экономическая зона «Морской порт Актау», которая расположена в богатой углеводородами Мангистауской области на западе Казахстана. Город Актау является одним из самых перспективных промышленных центров РК. Он находится на восточном побережье Каспийского моря и признан «западными» воротами Республики Казахстан на пересечении транспортных коридоров ТРАСЕКА и Север-Юг.

На ее территории инвесторам предлагается освобождение от уплаты корпоративного подоходного, земельного и налога на имущество. Кроме того, участники СЭЗ могут получать грузы для собственных нужд без таможенных пошлин, налогов и нетарифного регулирования. На территории зоны могут быть размещены предприятия химической, металлургической, машиностроительной и строительной промышленности. Кроме того, в специальной экономической зоне выделены субзоны: индустриальный город (продукция промышленного и потребительского назначения), центр по освоению инфраструктуры шельфа Каспия (изготовление и ремонт оборудования для нефтегазовой отрасли – импортозамещающие направление).

Критериями отбора инвестора являются следующие: во-первых, соответствие применяемой технологии высоким мировым стандартам. Во-вторых, подсчитываются объемы предложенных инвестиций на единицу производственных площадей. В-третьих, определяется доля готовой продукции отправляемой на экспорт. В-четвертых, сможет ли компания – претендент участвовать в республиканской программе по импортозамещению. В-пятых, выявляются объемы готовой продукции в денежном выражении с единицы территории зоны. Важную роль играет наличие опыта в инвестиционной и промышленной деятельности.

СЭЗ «Морской порт Актау» была создана в 2002 году. Ранее она занимала площадь более 200 гектаров, сегодня – около 2000. Учитывая ранее совершенные ошибки, правительство РК продлило срок действия СЭЗ до 2028 года. За годы своего существования на территории зоны были построены три завода. Первый, ТОО «Keppel Kazakhstan» выпускает морские металлические конструкции и суда для нефтегазовой отрасли. Второй, ТОО «АЗСТ» производит стекловолокнистые трубы высокого давления. Третий, АО «Arcelor Mittal Prodacts Aktau» готовит трубы нефтяного ассортимента. Еще три предприятия строятся, среди них: фармацевтическая фабрика «Медикал Фарм «Ча-Кур» и два завода, один по производству предизолированных труб (ТОО «Атырауфлоулайн»), другой по выпуску оффшорных контейнеров (ТОО «T.E.S.C.O») с общим объемом инвестиций на более чем 20 млн долларов.

В планах оператора СЭЗ «Морпорт Актау» «Caspiy Operating» еще 11 перспективных проектов. ТОО «Караойкурылыс» начинает строительство заводов по производству металлоконструкций, изготовлению железобетонных изделий и выпуску светопрозрачных конструкций. ТОО «Aktau Trading Company» возведет ремонтную базу для судов, а ТОО «Нияз – Мухаммед» – лифтостроительный завод, также реализуется проект по размещению на территории СЭЗ производства по выпуску изделий из пенобетона.

ТОО «Механический завод DECAS» планирует начать на территории СЭЗ выпуск механических приборов управления арматурой, регуляторов, уровнемеров и т.д., а ТОО «BESEU» хотело бы производить плиты из ракушечника. Имеется предварительная договоренность на строительство завода по переработке нефти и нефтесодержащих отходов (ТОО «ХакоОйл»). в планах ТОО «Каспий Азот Актау» – химический комплекс (аммиачно-карбамидный) стоимостью почти в 650 млн. долларов. На территории СЭЗ должны появиться распределительно-перевалочный нефтяной комплекс компании «Хазар Сервис» и завод металлических конструкций (ТОО «Дос Марин»).

Исполнение всех планов оператора СЭЗ «Морпорт Актау» «Caspiy Operating» будет способствовать созданию нескольких тысяч рабочих мест для населения Мангистауской области. Предпринимаемые меры позволят увеличить грузооборот Актауского международного морского торгового порта, создадут условия для увеличения объемов налоговых поступлений в областной и республиканский бюджеты.

Комментарии закрыты.