1

Турция заинтересовалась Евразийским союзом

   Министр экономики Турции Нихат Зейбекчи заявил, что Анкара в самое ближайшее время планирует подписать таможенное соглашение с Евразийским экономическим союзом. По словам Зейбекчи, Анкара имеет в своем распоряжении такое предложение и уже начала переговоры ЕАЭС о подписании соответствующего договора, правда, при условии, если оно не будет нарушать пункты аналогичных документов, которые есть у Турции с Евросоюзом.

   Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Васильев в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что это заявление Зейбекчи перекликается с тем фактом, что на сегодня процесс по вступлению Турции в Европейский союз полностью заморожен.

   «Турецкие надежды на помощь со стороны Евросоюза так до конца и не оправдались, из-за чего Анкара хочет разнообразить и диверсифицировать свои внешнеторговые связи. И учитывая то обстоятельство, что с Турции так до конца и не сняты российские санкции, данное соглашение с Европейским союзом поможет Анкаре открыть для себя национальный рынок России, поскольку сегодня в рамках нашего двустороннего обмена существует масса сложностей», — резюмирует Васильев.

   По словам Александра Дмитриевича, это может помочь турецкой стороне увеличить свое присутствие и в других государствах ЕАЭС — например, в Белоруссии и Казахстане.

Турция хочет возобновить российско-турецкие проекты

   «Все это должно дать Турции новые торгово-экономические возможности, причем в первую очередь в том, что касается экспорта турецкой национальной продукции на внешние рынки. С другой стороны, мы знаем, что ранее между Россией и Турцией был пакет стратегически важных соглашений по двусторонней торговле», — заключает Васильев.

   Кроме того, в формате наших двусторонних отношений всегда было много и других перспективных проектов, которые в течение уже нескольких лет находятся под прессом международной политики и ситуации в Сирии.

   «Также нельзя забывать про то, что одним из главных направлений сотрудничества России и Турции раньше был транспорт. И как раз в этой сфере в 2010 году было подписано очень выгодное для Турции соглашение по организации переправы Самсун-Новороссийск, а также о том, что наша страна предоставляет Анкаре два крупных логистических центра на своей территории для того, чтобы ими могли пользоваться турецкие перевозчики», — констатирует Васильев.

   Один из таких центров должен был расположиться в Краснодаре, а второй — в Ростове-на-Дону, после чего турки получили бы возможность очень быстро доставлять свои товары в государства Центральной Азии, а также во все другие направления через территорию нашей страны.

Турки рассчитывают диверсифицировать свои рынки с помощью Евразийского союза

   «Это было чрезвычайно выгодно для турок, поскольку открывало для них достаточно быстрый, удобный и беспроблемный доступ в Центральную Азию в обход Каспийского моря, которое является естественной преградой для торговли с этим регионом», — резюмирует Васильев.

   Это решение также обходило государственные границы и снижало затраты на простои и прочие услуги в виде пошлин и транспортных издержек, поэтому можно рассматривать данное решение о договоренности Турции с Евразийским союзом, как продолжение Анкарой данной линии.

   «Кроме того, турки реализуют здесь свою стратегию по диверсификации рынков и созданию для себя альтернативных Евросоюзу направлений сбыта своей продукции, а это очень важно для Анкары в контексте ухудшения отношений с Брюсселем», — заключает Васильев.

   Таким образом, данное соглашение является реальным, поскольку является продолжением тех договоренностей, которые Москва согласовала с Анкарой еще в рамках договора 2010 года.

Экономические отношения России и Турции усложняет политика

   Другой вопрос, что на все эти проекты большое влияние оказывает политика в виде инцидента с Су-24, который, несмотря на официальные реляции, не прошел бесследно, и ситуации в Сирии, где Москва и Анкара имеют, если не противоположные, то резко отличающиеся точки зрения.

   Следствием этого является и тот факт, что Россия так и не сняла с Турции ряд пунктов своего торгового эмбарго — в частности, по поставкам помидор и некоторой другой турецкой национальной продукции.

   «Безусловно, все эти обстоятельства осложняют данный процесс и накладывают на него серьезные ограничения. При этом, здесь нельзя забывать про то обстоятельство, что подобное соглашение выгодно не только Турции, но и России», — констатирует Васильев.

   Более того, это подтверждает провал турецких попыток после инцидента с Су-24 перенаправить потоки своих товаров с России на другие транспортные маршруты, а ведь то, что это можно сделать без проблем, было предметом заявлений со стороны руководства Турецкой республики.

   «Соответственно, все эти варианты через Каспийское море и железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс были признаны Турцией нерентабельными, раз турки вернулись к этому соглашению. Это говорит о том, что в Анкаре признали необходимость торговых соглашений с Москвой», — резюмирует Васильев.

   Впрочем, есть здесь и риски, поскольку турки вполне могут попытаться подобным образом отправить в Россию товары, которые находятся под нашими торговыми ограничениями. Такой вариант в ограниченном в виде присутствует в российско-грузинском торговом обмене, хотя здесь нужно отметить, что сегодня появилась информация, что Россия и Турция почти договорились о снятии всех имеющих у них ограничений в контексте двусторонней торговли.

Метки: нет меток

Комментарии закрыты.