О потенциале развития взаимодействия между Европейском и Евразийским союзами рассказал директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров.
“Долгосрочная задача в отношениях ЕС и ЕАЭС — выйти на «большую сделку» (комплексное соглашение по торговле, инвестициям, техрегулированию, снижению нетарифных барьеров и развитию инфраструктуры. Краткосрочные задачи — развивать транспортную инфраструктуру, сближать технические стандарты и улучшать инвестиционные возможности”, — указал Винокуров.
По мнению эксперта, в рамках трансконтинентального транзита из четырех транспортных коридоров перспективным видится развитие Центрального Евразийского коридора (Китай — Казахстан — Россия — ЕС) и Северного Евразийского коридора (Шанхай — Владивосток — Транссиб — ЕС).
“Оба идут через Россию и Беларусь, а первый, очень перспективный и растущий, — через Казахстан. Эти сухопутные коридоры имеют неоспоримые преимущества: возможность использовать минимальное количество транспортных модальностей — например, только железнодорожный, минимальное количество пограничных переходов, «освоенность» и значимость коридоров. Перевозки по ним уже осуществляются в обоих направлениях”, — пояснил глава Центра интеграционных исследований.
Он также отметил, что у трансконтинентального транзита по указанным транспортным коридорам через территорию ЕАЭС имеются отличные перспективы.
“Транзит может вырасти еще в несколько раз. Динамика перевозок из Китая в Европу и обратно по железнодорожной сети стран ЕАЭС сильная”, — заметил Винокуров.
По данным Центра интеграционных исследований, после роста контейнерооборота в 2015 году на 43% в прошлом году зафиксировано его удвоение — до 148 тысяч контейнеров.
В 2016 году перевозки через Достык (Казахстан) и Наушки (выход через Монголию на Транссиб) увеличились более чем в два раза, через Забайкальск (выход с северо-восточных провинций Китая на Транссиб) — на 27%.
“Кроме того, начались контейнерные перевозки через Хоргос. Более того, свежая статистика свидетельствует, что по итогам 11 месяцев 2017 года объем контейнерных перевозок транзитом через территорию Казахстана в направлении Китай — Европа — Китай составил 175 тысяч контейнеров, что почти в 1,7 раза превышает показатель аналогичного периода 2016 года”, — заключил Евгений Винокуров.