Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Китайской Народной Республикой (КНР) подписано 17 мая в рамках Астанинского экономического форума.
Свои подписи под Соглашением о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР поставили Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян, Вице-премьер-министр Республики Армения Тигран Авинян, Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Василий Матюшевский, Первый заместитель Премьер-министра Республики Казахстан Аскар Мамин, Вице-премьер-министр Кыргызской Республики Замирбек Аскаров, заместитель Председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Козак и международный торговый представитель КНР в статусе министра Фу Цзыин.
На панельной дискуссии «Как создать единое экономическое пространство Евразии?» участники обсудили эффекты от подписания соглашения, варианты дальнейшего развития взаимодействия, в частности в рамках сопряжения ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс – один путь», а также новые кооперационные проекты, объединяющие технологии, сырье и капиталы всех стран Союза и Китая.
Тигран Саркисян в своем выступлении подчеркнул, что все расчеты, аргументы, которыми руководствовался ЕАЭС, себя оправдали. «Переговорный процесс доказал актуальность всех тем, которые мы затрагивали, и заинтересованность наших стран в углублении, расширении взаимодействия с КНР», – заявил он.
Товарооборот между странами ЕАЭС и Китаем в 2017 году составил более 100 млрд долл. США. Причем экспорт из ЕАЭС в КНР в прошлом году вырос на 40%. Для стран Союза принципиально важна диверсификация экспорта. Сегодня это не только сырьевые товары, а в том числе продукция машиностроения.
Председатель Коллегии ЕЭК отметил, что сегодня в мировой экономике движущей силой является Азия, и все страны ЕАЭС заинтересованы в выходе на этот рынок. «Увеличение потребления в КНР в рамках новой концепции экономического роста с ориентацией на внутреннее потребление означает, что наши хозяйствующие субъекты должны быть готовы наращивать экспорт в Китайскую Народную Республику и в целом в азиатский регион, – считает он. – Мы должны научиться жить в реальности сильной конкуренции».
Соглашение открывает новые возможности для хозяйствующих субъектов стран Союза. «Проявив свои сравнительные преимущества в этих конкурентных условиях, мы задаем им очень четкие рамки взаимодействия, хотя это и непреференциальное соглашение. Новые рамки, заложенные в этом соглашении, как нам кажется, могут стимулировать экономический рост наших стран и реализовать наши стратегические преимущества», – подчеркнул Тигран Саркисян. По его мнению, эти рамки придают мощный стимул реализации конкретных мегапроектов, договоренность о которых была достигнута на заседании Высшего Евразийского экономического совета в мае этого года.
Первый заместитель Премьер-министра Республики Казахстан Аскар Мамин сделал особый акцент на сотрудничестве с Китаем в сфере развития транспортной инфраструктуры. «За последние годы Казахстан активно инвестировал и провел масштабную модернизацию своей транспортной инфраструктуры. Это касается и строительства автомобильных дорог. Участок коридора Западная Европа – Западный Китай завершен два года назад. Сейчас ждем, когда будет закончен российский участок, и это будет один коридор, который свяжет Западный Китай и Западную Европу транзитом через наши страны», – рассказал Аскар Мамин.
Другое направление – это развитие железнодорожной инфраструктуры. К 2020 году Казахстан планирует получать 5 млрд долл. США от транзита по его территории. Он отметил, что по этому проекту в рамках ЕАЭС Казахстан уже работает с Российской Федерацией и с Республикой Беларусь и выразил надежду, что Кыргызстан и Армения также подключатся.
«В контексте ЕАЭС представляется, что слаженность взаимодействия наших стран и расширение международного и многоформатного сотрудничества Союза с третьими странами – это то будущее, к которому мы должны стремиться», – заявил Вице-премьер-министр Республики Армения Тигран Авинян. При этом он выразил мнение, что интеграция в регионе становится более глобальной. К этому процессу может подключиться и Европа.
Он также обратил внимание, что Армения на протяжении многих веков являлась звеном Шелкового пути. «На данный момент мы тоже участвуем в проекте Экономического пояса Шелкового пути, в том числе строятся дороги в рамках проекта Север – Юг, реализуется политика открытого неба и ряд других проектов», – сообщил Тигран Авинян.
Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Василий Матюшевский подчеркнул, что Беларусь традиционно является сторонником разноуровневой и разноскоростной интеграции, экономического взаимодействия, а также интеграции интеграций между ЕС, ЕАЭС и КНР, что может стать ответом на глобальные вызовы. Основой для такой интеграции является глобальный инфраструктурный проект. «Наша задача – создать эффективный транспортно-логистический коридор», – пояснил он. «С нашей точки зрения возможен максимальный эффект, если мы будем говорить о создании цифровых транспортно-логистических коридоров и, в первую очередь, коридора Запад – Восток», – сообщил Василий Матюшевский.
Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь рассказал, что Беларусь в рамках инициативы «Один пояс – один путь» совместно с КНР уже реализовала проект по созданию белорусско-китайского индустриального парка, который будет глобальным хабом с элементами цифровизации. В состав участников этого парка также вошел европейский хаб. Таким образом, создается основа для интеграции интеграций, считает Василий Матюшевский.
Вице-премьер-министр Кыргызской Республики Замирбек Аскаров констатировал, что Китай является значительным инвестиционным партнером Кыргызстана, успешно реализующим проекты в стране в течение многих лет. В республике уже действует более 400 предприятий с участием Китая, активно осуществляется сотрудничество в различных отраслях промышленности, включая сферу обслуживания, перерабатывающую, горнодобывающую промышленность, сельское хозяйство. «Полагаю, что сегодняшнее заключение соглашения будет способствовать сотрудничеству между нашими странами во всех секторах», – подытожил Вице-премьер-министр Кыргызской Республики.
Заместитель Председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Козак назвал подписанное соглашение между Союзом и КНР историческим, поскольку оно обеспечивает такие механизмы взаимодействия по различным направлениям государственного регулирования, которые позволяют максимально учитывать интересы Союза в целом и каждой страны в отдельности, а также интересы бизнеса, прозрачность и предсказуемость регулирования на национальном и на наднациональном уровнях, в нем нашли отражение вопросы технического, санитарного и фитосанитарного регулирования, таможенного взаимодействия. «Я абсолютно уверен в том, что это соглашение станет надежным фундаментом для дальнейшего строительства Большого евразийского партнерства, которое без КНР не выстроить», – резюмировал Дмитрий Козак.
Заместитель Председателя правительства РФ подчеркнул, что для России Китай является ведущим торгово-экономическим партнером. «Такого разнопланового механизма координации, как с КНР, наверное, нет ни у одной страны мира», – сообщил Дмитрий Козак.
Международный торговый представитель Китая Фу Цзыин отметил, что пять лет назад Си Цзиньпин выступил с инициативой «Один пояс – один путь», а сегодня на фоне деглобализации и протекционизма подписано многостороннее соглашение. «Сотрудничество в рамках проектов «Один пояс – один путь» и ЕАЭС является ключевым направлением нашего взаимодействия. Это не только очень важно для упрощения торговых процедур между нашими странами. Я думаю, что такое подписание играет большую роль для содействия росту экономики наших стран и повышению стандарта жизненного уровня наших народов», – подчеркнул Фу Цзыин.
Представитель Китая сделал акцент на приоритете сотрудничества сторон в сфере электронной торговли. По его мнению, в эпоху цифровой экономики будут создаваться хорошие условия для будущей торговли между Китаем и членами ЕАЭС.
«В подписанном соглашении обозначен целый набор секторов, которые являются важными как для стран ЕАЭС, так и КНР в будущем. Сотрудничество должно дать ответ на вопрос, какова осевая линия взаимодействия ЕАЭС и Китая на долгую перспективу, поскольку инфраструктура – это почти навсегда», – подвел итоги дискуссии ее модератор, президент Делового совета ЕАЭС Виктор Христенко.