intellektualnaya-sobstvennost-v-selskom-hozyaystve-kak-istochnik-dohoda_img_9a51194e11f6b17a8ddeed5dde1943aa-800x510

Перспективы развития рынка интеллектуальной на евразийском пространстве

Близнец Иван Анатольевич,

Действительный государственный

советник 3 класса, д.ю.н, профессор,

академик РАЕН, ректор РГАИС

2 марта 2018 года на заседании Экономического совета СНГ было принято весьма важное решение, имеющее колоссальное значение для развития рынка интеллектуальной собственности на евразийском пространстве. Проект документа был подготовлен Базовой организацией государств-участников Содружества Независимых Государств по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в сферы интеллектуальной собственности  – Российской государственной академией интеллектуальной собственности. Соглашение разработано в целях создания благоприятных условий для эффективного использования и реализации научно-технического достижения, вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, распространения рыночных отношений в данной сфере.

Одной из важнейших задач развития современной экономики является создание рынка интеллектуальной собственности.  Процесс формирования рынков интеллектуальной собственности в наших странах имеет ряд особенностей. Можно отметить их фрагментарность и ограниченность, слабую рыночную взаимосвязь реального сектора экономики с научными и университетскими структурами, низкий платежеспособный спрос на инновационные разработки, незначительная доля лицензий, на создаваемые технологии и объекты интеллектуальной собственности.  И, конечно же, отсутствие общих методологических основ и практики капитализации интеллектуальной собственности.

Предпосылками формирования рынка интеллектуальной собственности является наличие ряда факторов:

  • полное господство рыночных отношений в использовании и вовлечении в хозяйственный оборот традиционных факторов производства;
  • целесообразность использования заложенного в рыночных отношениях механизма оптимизации использования ресурсов, в том числе интеллектуальных;
  • необходимость отчуждения интеллектуальных продуктов от их создателей путем их превращения в товары для последующей коммерциализации.

Анализ степени интеграции национальных рынков ИС наших стран в мировой инновационный рынок показывает их практическую изолированность от мирового и региональных рынков инноваций, низкую степень вовлеченности в мировое научное, информационное и творческое пространство, наличие существенных различий в стандартах, менеджменте знаний, финансовой отчетности, методах оценки ИС, наличие барьеров, препятствующих процессам интеграции (языковые, финансовые, пространственные, связанные с традиционной изолированностью и предубеждениями в отношении сотрудничества с Западом и др.). В условиях вовлечения в мировой рынок инноваций следует учитывать следующее:

  • положительное сальдо в торговле технологиями;
  • преобладание неохраноспособных видов инновационных разработок (инжиниринг, НИР), при этом патенты на изобретения – около 3%;
  • низкие показатели патентования за рубежом.

На примере формирования рынка музыкальной продукции в государствах следует отметить его специфику, а именно:

  • огромные масштабы пиратства;
  • завышенная роль «живых» концертов в формировании реальных доходов исполнителей;
  • слабое развитие фонографических компаний;
  • отсутствие прозрачности в функционировании музыкальной сферы;
  • слабость организаций по коллективному управлению объектами авторского и смежных прав;
  • превращение музыкального сектора в важнейшую отрасль – музыкальную индустрию;
  • деформированная интеграция в мировой музыкальный рынок: отечественные исполнители не составляют конкуренцию на мировом рынке, в то же время в репертуаре теле- и радиокомпаний растет доля зарубежной продукции;
  • усиление влияния транснациональной музыкальной индустрии требует вмешательства государства для создания цивилизованного рынка и сохранения национальных музыкальных культур.

Сегодня однозначно можно сделать выводы и отметить следующее:

  1. Рынок ИС в большинстве в наших государств отсутствует или находится в зачаточном состоянии.
  2. В коммерциализации объектов ИС, в т.ч. изобретений доминирует уступка прав, а не продажа лицензий.
  3. Наиболее активными участниками рынка являются частные предприятия, в том числе с участием иностранного капитала.
  4. Изобретения практически не используются в качестве залога.
  5. Институт оценки объектов ИС в ряде государств еще не создан или работает не эффективно.
  6. Доля нематериальных активов в корпоративном имуществе незначительна или отсутствует вообще.

В этих условиях мерами по формированию и развитию рынка ИС могут быть:

  • широкое вовлечение в рыночные отношения патентов, созданных за счет бюджетных средств;
  • создание условий для коммерциализации «ноу-хау», составляющих значительную долю инновационного рынка развитых стран;
  • снижение или отмена налогов на операции с объектами ИС;
  • формирование института оценщиков и совершенствование методов оценки и условий капитализации объектов ИС.

Основными сегментами рынка ИС должны стать:

  • Рынок инновационных разработок (патенты, научные разработки);
  • Рынок товарных знаков и франчайзинга драматических произведений.
  • Рынок инновационных разработок (патенты, научные разработки);
  • Рынок товарных знаков и франчайзинга;
  • Рынок программного обеспечения;
  • Рынок видео- музыкальной продукции;
  • Рынок информации;

Необходимость подготовки проекта Соглашения была обусловлена также тем, что в нормативно-правовой базе большинства стран отсутствуют документы, регулирующие вопросы, связанные с формированием и развитием рынка интеллектуальной собственности.

Реализация Соглашения будет способствовать развитию систем оценки стоимость прав на объекты интеллектуальной собственности, подготовки кадров по направлениям инновационного менеджмента, коммерциализации технологий, созданию и развитию инфраструктуры рынка интеллектуальной собственности государств.

По моему мнению, у рынка интеллектуальной собственности хорошие перспективы. Свидетельством тому, служит тот факт, что решение Экономического совета СНГ получило развитие на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 6 марта, где был  утвержден Регламент ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной.

Коллегия ЕЭК утвердила Регламент ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов Евразийского экономического союза. Регламент даст возможность правообладателям – владельцам товарных знаков, объектов авторского права и смежных прав – при регистрации объектов интеллектуальной собственности в едином таможенном реестре подавать в Комиссию только одно заявление. Теперь для защиты на всей таможенной территории ЕЭАС предпринимателю не надо проходить пять национальных процедур регистрации в каждом таможенном реестре государства-члена.

Это существенно упростит процедуры защиты прав, сократит финансовые и временные издержки правообладателей, связанные с пресечением нарушений их прав на внешней границе Союза.

Заложенный в документе механизм позволит таможенным органам эффективно защитить права владельцев объектов интеллектуальной собственности, в том числе, пресекать ввоз и распространение на территории Союза контрафактных товаров.

В регламенте определены требования к оформлению и подаче заявлений, сроки и порядок их рассмотрения, порядок включения в единый реестр объектов интеллектуальной собственности, внесения изменений, исключения из него этих объектов, а также порядок опубликования сведений единого реестра на официальном сайте Союза.

Документ предусматривает использование современных безбумажных информационных технологий, что облегчит взаимодействие правообладателей, Комиссии и центральных таможенных органов при рассмотрении заявлений и ведении единого реестра.

Убежден, эти решения будет способствовать становлению и развитию рынка ИС в странах ЕЭАС.

Метки: нет меток

Комментарии закрыты.