Большие возможности транспортировки казахстанских углеводородов даст расширение нефтепровода Каспийского Трубопроводного Консорциума.
Параметры проекта
Нефтепровод Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК) – один из крупнейших инвестиционных проектов с участием иностранного капитала в энергетической сфере Евразийского экономического союза.
Строительство системы КТК с пропускной способностью 28 млн тонн нефти в год началось в 1999 году, а первая нефть была отгружена уже в 2001 году. Нефтепровод берёт начало от казахстанского нефтяного месторождения Тенгиз и выходит на нефтетерминал Южная Озереевка вблизи порта Новороссийск на Черном море в России.
Проект предусматривает строительство 10 новых нефтеперекачивающих станций на территории Казахстана и России.
Протяженность трубопровода, соединившего нефтяные месторождения Западного Казахстана с морским терминалом в Новороссийске, составляет 1 511 км. Морской терминал КТК оснащён выносными причальными устройствами, позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе в неблагоприятных погодных условиях.
Нефть, транспортируемая по трубопроводу КТК, в основном поставляется с месторождений Западного Казахстана, таких как Тенгиз, Карачаганак, Узень, Мартыши, а также ряда других.
В связи с тем, что за последние годы наблюдается рост объёмов добычи нефти в Казахстане, а также ожидается начало добычи на новых месторождениях Кашаган и имени Филановского в России, в 2010 году акционеры КТК приняли решение о реализации Проекта расширения КТК.
Проект расширения КТК заключается в увеличении пропускной способности магистрального нефтепровода с текущей мощности 28,2 млн тонн нефти в год до 67 млн тонн нефти в год. С применением антифрикционных присадок достигается увеличение пропускной способности ещё примерно на 10-15%.
Параметры проекта разрабатывались на основе долгосрочных заявок на поставки нефти, которые предоставили грузоотправители КТК. Реальность и контроль осуществляется казахстанскими консультантами по технике безопасности при содействии небольшого числа иностранных специалистов по ТБ.
Стандарты промышленной и экологической безопасности, многочисленные конструктивные изменения, применяемые на проекте, которые основаны на передовом опыте КТК и его акционеров, гарантируют высокую, надежную и безава-рийную работу нефтепровода, а также положительно влияют на экологическую безопасность.
Социальные программы
Параллельно со строительством основных объектов нефтепровода, консорциумом КТК реализуются обширные социальные программы в Атырауской области.
В период с 2011 по 2013 годы были вручены ключи от 4 машин скорой помощи с полным оснащением для медицинских учреждений, а также оказана спонсорская помощь Общественному объединению матерей-инвалидов «АнаШуагы» и Общественному объединению «Атырауское областное общество инвалидов».
Завершен капитальный ремонт восьми школ, а классы оснащены новой школьной мебелью, с предоставлением современного спортивного инвентаря и оргтехники (компьютеры, фотоаппараты, музыкальный синтезатор).
В 2014 году началось новое строительство социальных объектов, это:
- д/сад на 160 мест в поселке Аккистау Исатайского района;
- д/сад на 160 мест в поселке Бирлик города Атырау;
- д/сад на 200 мест в поселке Кульсары Жылыойского района;
- реконструкция одного из отделений родильного дома под Перинатальный центр, в чем так нуждалось население области.
В целом необходимо отметить, что одной из приоритетных задач на сегодняшний день является завершение всех строительных работ на Проекте Расширения КТК и ввод новых мощностей в максимально сжатые сроки.
Тем не менее, наряду с экономическими и коммерческими приоритетами проекта, главной задачей, стоящей перед КТК и его акционерами, является безопасное и эффективное функционирование нефтепровода КТК.
Справка
Акционеры КТК:
- Российская Федерация (представленная «Транснефтью» — 24% и «КТК Компани» — 7 %) — 31%;
- Республика Казахстан (представленная «Казмунайгазом» — 19% и Kazakhstan Pipeline VenturesLLC — 1,75%) — 20,75%;
- ChevronCaspianPipelineConsortiumCompany — 15%,
- LUKARCOB.V. — 12,5%,
- MobilCaspianPipelineCompany — 7,5%,
- Rosneft-ShellCaspianVenturesLimited — 7,5%,
- BGOverseasHoldingLimited — 2%,
- EniIn-ternationalN.A.N.V. — 2%
- OryxCaspianPipelineLLC — 1,75%.
Важно отметить, что финансирование проекта расширения КТК в объёме $5,6 млрд осуществляется за счёт собственных средств КТК.
Изначально строительство планировалось осуществить в три поэтапные фазы, однако в настоящее время в интересах проекта работа ведется параллельно по всем фазам. Проектом предусматривается:
- модернизация существующих пяти нефтеперекачивающих станции (НПС): две – в Республике Казахстан, три – в Российской Федерации);
- строительство 10 новых НПС: две – в Республике Казахстан и восемь – в Россий-ской Федерации);
- замена 88 км трубопровода на территории Казахстана;
- строительство третьего ВПУ на морском терминале в России;
- трёх резервуаров по 100 тыс. м3 на морском терминале в России.
В целях оптимальной и эффективной реализации проекта, управление строительными работами осуществляется дочерними компаниями акционеров от АО НК «КазМунайГаз» на территории Казахстана и от ОАО АК «Транснефть» на территории России.
При этом работы по модернизации системы управления (СКАДА), а также строительству третьего выносного причального устройства (ВПУ) и дополнительных резервуаров на Морском терминале в Новороссийске находятся под управлением компании Chevron и ОАО АК «Транснефть».
К настоящему времени на казахстанском участке завершены все строительно-монтажные работы по замене 88 км линейной части нефтепровода. Это первый объект, введённый в эксплуатацию в рамках проекта расширения КТК на территории Казахстана.
В первом полугодии 2015 года планируется завершение работ по модернизации действующих НПС «Атырау» и НПС «Тенгиз», а к концу года и строительство новой A-НПС-4. Работы по строительству A-НПС-3А планируется завершить в начале 2016 года.
Без травм и происшествий.
Все строительные работы на казахстанском участке производятся казахстанскими компаниями АО НГСК «КазСтройСервис» (замена 88 км нефтепровода, модернизация и строительство новых НПС) и ТОО «Промстройэнерго» (внешнее энергоснабжение для НПС).
В период активной фазы строительства на всех объектах в 2013–2014 годах привлекалось до 2 800 человек местного персонала. На сегодняшний день на объектах работают порядка 700 – 900 человек, а к концу проекта будет создано более 100 постоянных рабочих мест.
Важно отметить, что в проекте расширения трубопроводной системы КТК безопасность людей стоит на первом месте. Стандарты безопасности, применяемые подрядчиками/субподрядчиками, соответствуют уровню стандартов международных компаний, работающих в Казахстане и использующих наиболее передовые методы работы в этом направлении.
В проекте расширения трубопроводной системы КТК безопасность людей стоит на первом месте.
Казахстанские компании работают на перспективу и стремятся достигнуть уровня стандартов безопасности, признанных во всем мире, чему способствует применение ими программы «Без травм и происшествий».