Юрий Сигов, профессор международных отношений
Российской академии народного хозяйства при Президенте России
Более года со дня вывода американских военнослужащих из Афганистана, и прихода к власти сторонников движения “,Талибан”.
Многочисленные прогнозы относительно того, что теперь вроде бы в Афганистане «все обвалится», страна эта превратится вновь в региональный террористический центр и будет угрожать безопасности своих ближайших соседей – государств Центральной Азии так и не сбылись.
Талибам удается опять-таки пока контролировать ситуацию в стране. Одновременно с этим новое руководство Афганистана активно стремится не только к легитимизации своего присутствия во власти, но и к привлечению зарубежных инвестиций. Обещая их защиту, надежность и главное – безопасность тем проектам, которые зарубежные инвесторы будут заинтересованы осуществить на афганской территории или через нее.
Показательно, что приход к власти в Афганистане движения Талибан отнюдь не ослабил стремления Узбекистана к развитию сотрудничества с Афганистаном. Так, Президент Узбекистана в своих выступлениях на юбилейном саммите ШОС, встрече в формате «ШОС – ОДКБ», 76-й сессии Генассамблеи ООНуделил афганской проблеме особое внимание, призывая не допустить международной изоляции Афганистана. Узбекистан, несмотря на сложную международную обстановку, не прекращал работу узбекско-афганского транспортного узла – важнейшей артерии поставок продовольствия и нефтепродуктов в эту страну, а также бесперебойное обеспечение соседней страны электроэнергией.
В рамках проводимой Узбекистаном в последние пять лет новой региональной политики по выстраиванию конструктивных и взаимовыгодных связей со странами соседями одним из приоритетных направлений обозначено развитие взаимодействия именно с Афганистаном. Узбекистан всегда выступал за скорейшую стабилизацию обстановки в этой стране, что является важным условием для обеспечения региональной безопасности.
По мнению узбекских специалистов, важное место в перспективном развитии региональных транспортных коридоров имеет в данный момент именно Афганистан, который может и должен стать связующим звеном между странами Центральной и Южной Азии.
В 2020г. Президентом Узбекистана была поставлена задача активизации сотрудничества со странами Южной Азии и работы по созданию Трансафганского транспортного коридора. В феврале 2021г. в Ташкенте было проведено заседание трехсторонней рабочей группы с участием правительственных делегаций Узбекистана, Пакистана и Афганистана по реализации проекта строительства железной дороги Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар.
Важно отметить, что в этом заседании также приняли участие руководители Всемирного банка, Азиатского банка развития, Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка, Исламского банка развития, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Международной финансовой корпорации развития (США), которыеподтвердили заинтересованность в совместной реализации данного проекта.
На сегодня в Афганистане уже существуют железные дороги, идущие от границы Узбекистана до Мазари-Шарифа (75 км), от границы Ирана до афганского Разонака (65 км), от границы Туркменистана до афганских поселков Акина (6 км) и Тургунди (6 км).
С момента пуска в строй железной дороги по маршруту Хайратон- Мазари-Шариф уже было перевезено более 25 млн. тонн грузов. В целях подготовки афганских специалистов-инженеров по эксплуатации и обслуживанию железных дорог в узбекском Термезе в 2018 году был создан образовательный Центр.
В чем же главные преимущества предлагаемого транспортного проекта? Прежде всего, планируемая новая железная дорога свяжет 10 населенных пунктов на территории Узбекистана, Афганистана и Пакистана, и превратится в основную транспортную логистическую магистралью для всего региона Центральной и Южной Азии. Вдоль полотна этой железнодорожной линии будут реализованы проекты по прокладке высоковольтных линий электропередач «Сурхан – Пули-Хумри» и КАСА – 1000.
Параллельно ведущаяся прокладка железнодорожной линии и наличие системыэлектропередач позволит в ходе осуществления этого проекта сэкономить значительные финансовые средства как на этапе самого строительства, так и при дальнейшей эксплуатации электрофицированной железной дороги на территории всех трех стран – Узбекистана, Афганистана и Пакистана.
Кроме того, этот проект выгоден также другим странам региона и всему евразийскому континенту, поскольку стабильные и надежные транспортные перевозки по маршруту «Восток-Запад» могут быть дополнены формированием транспортно-логистической сетью по направлению «Север-Юг» с кратчайшим выходом на рынки Южной, Юго-Восточной и Западной Азии.
Интересно, что общая протяженность железной дороги от афганского Мазари-Шарифа до Пешавара (Пакистан) составляет 760 км с колеей 1520 мм и дальнейшим переходом на колею 1676 мм на афгано-пакистанском участке. Всего же в рамках проекта планируется построить 785 км линий электроснабжения, 790 км линий связи, возвести 33 железнодорожные станции, проложить 187 км станционных путей, создать 1212 новых искусственных сооружений, в том числе пробить три тоннеля, соорудить 336 мостов и путепроводов, а также оборудовать 107 переездов.
Ориентировочная стоимость реализации всего проекта составит около 4,6 млрд. долларов, а планируемый срок его осуществления составит пять лет. Это позволит сформировать надежные и безопасные транзитные транспортные коридоры с выходом на железнодорожные пути Пакистана и Индии, а также облегчить доставку грузов к портам Аравийского моря (Гвадар, Карачи/Касим в Пакистане, Мумбаи в Индии и другим).
В данной ситуации создавая единую железнодорожную инфраструктуру для всех стран СНГ со странами Южной Азии (Афганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш), новый транспортный проект позволит без дополнительных расходов обеспечить ускоренную и эффективную транспортировку грузов через порты Пакистана, соединяя крупнейшие рынки Юго-Восточной Азии с рынками стран СНГ, Китая и Европы.
Наряду с этим, при осуществлении проекта в активный экономический оборот вовлекаются десятки месторождений полезных ископаемых, расположенных в центральной части Афганистана.
Также стоит учесть, что осуществление проекта трансафганской железной дороги позволит существенно сократить сроки и стоимость транспортировки грузов из Центральной Азии к берегам Индийского океана (экономия ожидается порядка 30-40%).
В контексте развития нынешней ситуации в Афганистане, возобновление работы по проектированию Трансафганского транспортного коридора приобретает также важное региональное и в целом международное политическое значение. По сути, продолжая проработку вопросов проектирования и строительства новой железной дороги, Узбекистан и другие участники проекта, включая новые афганские власти, демонстрируют стремление к позитивному взаимодействию, направленному на достижение долгосрочных целей и задач улучшения социально-экономической ситуации, стабилизации и развития Афганистана, его вовлечения в устойчивые региональные торгово-экономическиеи политико-дипломатические связи.
В целях повышения эффективности всей транспортной сети региона и ее дальнейшего развития узбекская сторона предлагает совместно осуществить проект строительства железной дороги по маршруту Узбекистан – Афганистан – Пакистан при финансовом участии как ведущих международных финансовых институтов, так и самого широкого спектра представителей бизнес-сообщества всех заинтересованных в проекте стран. Со своей стороны узбекские железнодорожники с учетом их богатого опыта предыдущей работы в Афганистане готовы быстро и качественно выполнить свою работу.
В целом же строительство трансафганской железнодорожной магистрали является важнейшим инфраструктурным проектом всего региона Центральной и Передней Азии, который отвечает интересам всех государств Евразийского континента, и может оказать громадное позитивное воздействие на развитие стран Центральной Азии, торгово-экономических отношений азиатских стран и их межрегиональной взаимосвязанности.
Этот проект, помимо всего прочего, будет способствовать выстраиванию надежных и эффективных механизмов долгосрочного взаимодействия многих азиатских государств. При этом Афганистан станет не препятствием, а мостом для укрепления взаимовыгодного сотрудничества между Центральной и Южной Азией, а также заинтересованными в проекте другими странами и регионами.