1

Координаты для промышленной политики ЕАЭС

Николай Геннадиевич Кушнарев, директор департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии – о новых тенденциях, концепциях, планах и проектах Евразийского экономического союза.

– Каковы последние тенденции современной линии поведения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в условиях роста протекционистских настроений и обострения торговых конфликтов с одной стороны и сохранения приверженности принципам совместного экономического развития за счет экономической интеграции с другой? Как эти факторы влияют на торговые отношения?

– Как показывает мировой опыт, экономические ограничения и санкции в отношении отдельных государств-членов и производителей имеют выраженный мультипликативный эффект для состояния всего общего рынка ЕАЭС, даже несмотря на то, что доля взаимной торговли для большинства его членов существенно меньше доли торговли с третьими странами.

Это обуславливает необходимость государств-членов принимать неотложные меры по совместным действиям в сфере защиты своих экономических интересов в рамках интеграционного объединения.

В структуре общего рынка ЕАЭС в настоящее время преобладают поставки продукции производителями государств-членов на свои национальные рынки. За счет таких поставок формируется около 2/3 емкости общего рынка, импорт из третьих стран формирует чуть менее 30% общего рынка, а вклад взаимных поставок продукции обрабатывающей промышленности между государствами-членами составляет около 5% емкости общего рынка.

При этом производители из государств-членов в силу отсутствия ввозных таможенных пошлин во взаимной торговле обладают явным конкурентным преимуществом по сравнению с продукцией из третьих стран.

В качестве мер коллективной стратегии защиты экономических интересов государств-членов ЕАЭС, в том числе ответа на вводимые ограничения третьих стран, может являться проведение государствами-членами активной скоординированной промышленной политики в ЕАЭС, использование промышленного потенциала для реализации политики импортозамещения, углубление промышленной и научно-технической кооперации.

Реализация импортозамещающих проектов на территории ЕАЭС позволит снизить риски для производителей и потребителей импортной продукции в части негативных последствий введения экономических ограничений и санкций со стороны третьих стран, а также создать эффективный механизм по минимизации побочного ущерба от применения «встречных» ограничительных мер в отношении третьих сторон для внутреннего рынка ЕАЭС.

– В настоящее время в ЕЭАС успешно подготавливается концепция создания условий для цифровой трансформации промышленности и формирования единого цифрового пространства. Какие страны присоединяются к этому процессу? И как идет эта подготовка?

– Да, действительно, в соответствии с нашими планами до конца текущего года планируем утвердить концепцию цифровой трансформации промышленности Евразийского экономического союза. В основу документа легли две уже разработанные базовые концепции в Союзе – Евразийской сети промышленной субконтрактации и Евразийской сети трансфера технологий.

При подготовке и формировании документа использовались практические наработки Российской Федерации в данной сфере, а именно – Фонда развития промышленности при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации и машиностроительного кластера Республики Татарстан, как наилучшие.

Концепция цифровой трансформации промышленности Евразийского экономического союза содержит условия для запуска глобального проекта по созданию вышеназванного единого информационного ресурса. Комиссия в данной сфере осуществляет содействие бизнесу государствам – членам выходу на рынки третьих стран.

– Какие новые возможности открывает для бизнеса проект по цифровой промышленной кооперации в рамках ЕАЭС?

– Реализация проекта по созданию евразийской информационной системы промышленности, несомненно, предоставит новые возможности для бизнеса государств–членов Союза.

В первую очередь предприятия получат возможность быстрого поиска партнеров, в том числе по вопросам промышленной субконтрактации и трансфера передовых технологий.

В рамках проекта предполагается активно развивать в дальнейшем такие сервисы, как госзакупки, сертификация продукции и услуг, лизинг оборудования, логистические услуги, таможенные услуги, привлечение финансового заимствования и др. по мере необходимости.

Объем государственных и коммерческих закупок, которые размещаются через различные B2B электронные платформы в наших странах, составляет более 40 трлн руб. Однако объем взаимных закупок в ЕАЭС через электронные торговые площадки в настоящее время незначителен.

– Сегодня в ЕАЭС предпринимаются активные шаги по формированию союзных рынков в различных отраслях экономики. Расскажите об этой работе. Что уже сделано и что еще предстоит?

– Основными направлениями промышленного сотрудничества в Евразийском экономическом союзе определены приоритетные для промышленного сотрудничества отрасли: сельскохозяйственное машиностроение, легкая промышленность, металлургия, химия, автомобилестроение, производство электронно-оптического оборудования, станкостроение.

Наши усилия направлены на стимулирование и углубление производственной и научно-технической кооперации, реализацию совместных кооперационных и импортозамещающих проектов, выход на рынки третьих стран, выявление и снятие препятствий.

В сельхозмашиностроении как одной из приоритетных отраслей активно идет процесс локализации производств на территории Союза, реализуются меры финансовой и нефинансовой поддержки экспорта совместно произведенной продукции сельхозмашиностроения.

В черной и цветной металлургии определены перспективные направления сотрудничества с учетом национальных приоритетов сторон, производителей и потребителей отрасли в рамках союза, сформированы кооперационные цепочки производства готовой продукции.

Активно обсуждаем с бизнесом стран и с госорганами направления кооперации в сфере экологически чистого автотранспорта (электромобили). В настоящее время разработан новый проект плана мероприятий на 2018–2020 годы, в соответствии с которым будет выстроена работа по стимулированию использования электромобилей на территории Союза.

– В 2017 году промышленное производство ЕАЭС выросло на 1,7%. В частности, промышленное производство в целом по Союзу увеличилось на 1,7%, причем в большинстве стран «пятерки» рост оказался значительно существеннее: в Армении – на 12,6%, Беларуси – на 6,1%, Казахстане – на 7,1%, Кыргызстане – на 11,5%. В России рост промышленного производства зафиксирован на отметке 1% прироста. Каких результатов вы ожидаете в этом году?

– В текущем годы мы ожидаем еще более высоких темпов прироста промышленного производства в Евразийском союзе. С удовлетворением можно отметить, что именно промышленный сектор в последние годы является драйвером экономического роста в Евразийском экономическом союзе.

Если посмотреть отдельно на показатели в промышленности, то рост производства во многом обеспечен кооперацией в сфере машиностроения. Так, в 2017 году кооперационные поставки между государствами-членами в обрабатывающей промышленности увеличились на 30%.

2018 год для нас также является успешным. По итогам I полугодия 2018 года темпы промышленного производства в ЕАЭС ускорились. Прирост в целом по ЕЭАС составил более трех процентов.

Существенное наращивание промышленного производства в ЕАЭС позволило по итогам I полугодия 2018 года значительно приблизить темпы прироста промышленности Союза к общемировым значениям данного показателя, а также показателям основных стран и регионов мира, что свидетельствует о восстановлении позиций государств–членов ЕАЭС в мировой экономике.

– В июле этого года вице-премьеры стран-членов ЕАЭС обсудили пять наиболее чувствительных проблем внутреннего рынка ЕАЭС в рамках комплексной работы по устранению препятствий во взаимной торговле между государствами-членами Союза и по ряду из них приняли решения. Что это за препятствия, и какие пути устранения были найдены?

– Советом Евразийской экономической комиссии на уровне заместителей премьер– министров ЕАЭС неоднократно рассматривался перечень барьеров и препятствий.

Препятствия касаются взаимного признания электронной цифровой подписи, ограничений при государственных закупках, налогового учёта, ветеринарного контроля, а также гармонизации ставок акцизов.

В настоящее время в целях устранения препятствий комиссия проводит ряд мероприятий.

Разрабатывается проект нормативного акта, который позволит реализовать взаимное признание электронной цифровой подписи с целью беспрепятственного доступа потенциальных поставщиков государств-членов к участию в закупках в электронном формате.

Комиссия и государства–члены работают над согласованием перечня товаров в целях устранения существующего запрета на допуск предприятий к государственным закупкам. Кыргызская Республика проводит работу по внесению изменений в нормативные правовые акты в части исключения минимального уровня контрольных цен и приведения их в соответствие с правом Евразийского экономического союза.

По предложению Российской Федерации ускорена работа по снятию разногласий, сдерживающих подписание соглашений в области регулирования алкогольного и табачного рынков в рамках Евразийского экономического союза.

Метки: нет меток

Комментарии закрыты.