В Кыргызстане автовладельцы протестуют против введения в стране ОСАГО. Норма была одним из условий вхождения республики в ЕАЭС, и о ней было объявлено ещё более полугода назад, но государственные органы не подготовились к страхованию автомобилей и мототранспорта, и в указанный срок застраховать «железных коней» их владельцам не удастся.
Полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) необходимо приобрести с 7 февраля до середины апреля 2016 года. Выдаётся он частными компаниями.
– Размер страховой премии ещё обсуждается, но примерно он будет составлять 3 тысячи сомов в год. Общая сумма выплат составит 550 тысяч сомов, из них 150 тысяч на восстановление ущерба имуществу, 200 тысяч — при получении травм и 200 тысяч — в случае смерти. Приоритет — жизнь и здоровье, то есть между физическим и материальным ущербом выбирается первое, – уточнила Асель Джамансариева, председатель Ассоциации страховщиков КР.
Вопрос о том же, насколько реально уложиться в положенные сроки, остаётся открытым. В КР зарегистрировано более одного миллиона единиц транспорта, используется примерно 700 тысяч. На них приходится всего 17 частных страховых компаний, из которых сейчас работают только 13. Планируется, что ОСАГО приобрести можно будет лишь в 8-10 из них. Если граждан, не успевших получить страховку, окажется слишком много, вопрос о продлении срока будет подниматься на уровне правительства КР. Но ждать, пока это произойдёт, наученные горьким опытом бездействия властей кыргызстанцы не стали. И в понедельник, 18 января, в парламент КР и на стол к президенту республики Алмазбеку Атамбаеву было отправлено коллективное заявление автовладельцев республики с просьбой приостановить действие закона до тех пор, пока все неясности не будут разъяснены, а пробелы в организации процесса страхования, мешающие исполнению закона – не ликвидированы.
– К сожалению, большая часть автовладельцев в КР не владеет информацией касательно данного Закона, поскольку мы узнали об этом Законе уже постфактум, когда до вступления в силу осталось немного. Исполнение данного закона повлечет за собой волну негодования и недовольства, когда с подачи МВД дадут старт запретам использования транспортных средств без оформления ОСАГО и последующие за этим штрафные санкции. У нас появилось очень много вопросов о механизмах и процедурах автострахования, ответы на которые, к сожалению не исчерпывающие, – поясняет один из членов инициативной группы автовладельцев, сотрудник Центра защиты прав человека «Кылым Шамы» Рысбек Адамалиев. – Мы понимаем, что повернуть вспять закон не удастся, но хотя бы попробуем довести до логического завершения подзаконные акты, чтобы этот закон работал действительно в нашу пользу, а не в пользу отдельных лиц.
Спорных моментов и впрямь немало. Для удобства депутатов парламента и главы государства все они включены в обращение.
Источник: Центральноазиатский информационный портал (http://www.news-asia.ru/view/9138)