jkte00387

Казахстан: перестройка на марше

Казахстан обладает крупными запасами энергетических ресурсов (нефть, газ, уголь, уран) и потенциально может производить достаточные объёмы электроэнергии как для собственного потребления, так и для продажи на экспорт.

Не только ограничивать, но и стимулировать.

По словам министра энергетики РК Владимира Школьника, энергетика надежно смогла покрыть потребности страны в тепле и электроэнергии в предыдущие годы и продолжает делать это и сегодня. Политика перехода к зеленой экономике набирает всё большие обороты, осуществляется государственная поддержка производства электроэнергии за счёт возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

В Казахстане (по итогам 2014 г.) доля генерирующих источников по видам топлива в Казахстане распределена следующим образом:

  • на угле – 73,1%;
  • на газе – 18,2%;
  • гидроэлектростанции (без малых ГЭС) – 8,1%;
  • ВИЭ (в том числе малые ГЭС) – 0,6%.

При этом в соответствии с Концепцией по переходу к «зеленой экономике» планиру-ется увеличить долю производства электроэнергии за счёт ВИЭ до 3% в 2020 г., к 2030 г. – до 10%,к 2050 г. – до 50% (с учётом АЭС).

В 2014 г. потребление электроэнергии составило 91,6 млрд кВтч, или 102,2% по сравнению с 2013 г., выработка электроэнергии составила 93,9 млрд кВтч, или 102,1%.Импорт электроэнергии по итогам 2014 г. составил 644,2 млн кВтч, экспорт – 2 918,5 млн кВтч.

Основой ЕЭС Казахстана являются национальная электрическая сеть и базовые объекты генерации. Связующую роль в единой электроэнергетической системе Казахстана выполняет национальная электросетевая организация AO KEGOC. На балансе KEGOC находится 297 линий электропередачи напряжением 35-1150 кВ, общая протяженность которых составляет 24,4 тыс. км. Также на балансе находятся 76 подстанций напряжением 35-1150 кВ.

Производство электроэнергии осуществляется 76 электростанциями, совокупная установленная мощность которых составляет 20 591,5 МВт. Распределением электроэнергии в Казахстане занимаются 20 региональных электросетевых компаний и 150 малых передающих, которые управляют электрическими сетями напряжением 0,4-220 кВ. Снабжение электроэнергией потребителей осуществляется 180 энергоснабжающими организациями.

Нормативно-правовая база отрасли постоянно совершенствуется. Но она должна быть не только ограничивающей, но и стимулирующей, полагает министр энергетики. За последние 5 лет в электроэнергетической отрасли разработаны и утверждены порядка 50 нормативно-правовых актов и более 200 нормативнотехнических документов, регулирующих отрасль, что позволило поднять законодательную базу отрасли на качественно новый уровень.

  • В электроэнергетической отрасли задействовано свыше 114 тыс. человек, в том числе:
  • в энергопроизводящих, энергопередающих и энергоснабжающих организациях – свыше 70 тыс. человек;
  • в сфере сервисных услуг (пуско-наладочные, строительно-монтажные, проектно-изыскательские, экспертные и т.д.) – свыше 30 тыс. человек;
  • прогнозная потребность в кадрах для реализации проектов энергетической отрасли составляет 6,5 тыс. человек.

Казахстан один из первых стран на постсоветском пространстве осуществил переход от вертикально интегрированной государственной монополии к конкурентному рынку.

В 1995 -1996 гг. проведена масштабная приватизация электростанций. За период с 1997 по 2003 гг. был создан оптовый рынок электрической энергии. Кризис 90-х годов привел к снижению уровня жизни населения и экономики страны. Данная ситуация продолжалось несколько лет и это привело к утрате значительного объёма располагаемых электрических мощностей в условиях отсутствия инвестиционных вложений в генерацию. В начале 2000-х годов экономика Казахстана и потребление электроэнергии начали расти быстрыми темпами.

В то же время экономика Казахстана начала испытывать дефицит электрических мощностей. Происходили частые аварии и веерные отключения, ограничения электрической мощности, выход из строя генерирующего оборудования и инфраструктуры, и др. Требовалось срочное вмешательство Правительства в решение сложившихся проблем.

В этих условиях, для дальнейшего развития электроэнергетической отрасли, был сделан вынужденный, но в то же время очень ответственный шаг. В 2009 г. стартовала программа предельных тарифов – тариф в обмен на инвестиции.

Предельные тарифы предусматривают реализацию мероприятий, направленных на создание новых активов, расширение, обновление, поддержку, реконструкцию и техническое перевооружение существующих активов энергопроизводящих организаций.

Как законодательное, так и правительственное решения были продиктованы необходимостью обеспечения электрической энергией потребителей всей страны, не только на тот момент, но и на будущее. С этого момента энергопроизводящие организации начали обновлять своё генерирующее оборудование, выполнять инвестиционные программы. Введение предельных тарифов дало электростанциям возможность планировать на перспективу до 2015 г. капиталоёмкие работы по восстановлению ресурсов, развитию мощностей, исходя из своих финансовых возможностей, а также с привлечением крупных банковских займов.

За шесть лет действия программы предельных тарифов ежегодный объём инвестиций в электроэнергетику увеличился в 5 раз и на сегодня инвестировано около 700 млрд тенге, что позволило модернизировать 5000 МВт существующих и ввести 1700 МВт дополнительных электрических мощностей, что в свою очередь полностью покрыло потребности экономики в электроэнергии. За период с 2009 по 2015 г. ввод дополнительных мощностей достигнет 3300 МВт. Планируемый объем инвестиций в 2015 г. составит 178 млрд тенге.

Износ основного оборудования был снижен, а аварийность уменьшена, годовое количество аварийных остановов крупных электростанций страны снизилось со 131 в 2008 г. до 39 в 2013 г., что обеспечило снижение времени аварийного простоя станций с 3200 часов/год в 2008 г.до 900 часов/год в 2013 г.

При этом эффект от вложенных средств в модернизацию выражается не только в обновлении энергетических активов, но и в снижении экологического воздействия электростанций на окружающую среду. Так, многими станциями устанавливаются электрофильтра, которые способствуют минимизации выбросов твердых веществ в атмосферу за счёт улавливания 99% вредных веществ.

Необходимо отметить, что действие предельных тарифов ограничивается 2015 г.

О развитии электроэнергетики

В июне 2014 г. была принята Концепция развития топливно-энергетического комплекса страны до 2030 г., согласно которой в структуре производства электроэнергии угольные электростанции останутся базовой составляющей генерации нашей страны. Их доля в общем объёме выработки к 2030 г. составит 55% против 74% в 2014 г.

В соответствии с этой концепцией, устойчивое функционирование отрасли планируется обеспечить за счёт совершенствования рынка электрической энергии и мощности.

Рынок электрической мощности, который в соответствии с Законом «Об электроэнергетике» вводится с 2016 г., призван решить проблему привлечения инвестиций в отрасль.

При всем при этом, необходимо будет выдерживать баланс, где с одной стороны должны быть «необходимые инвестиции», а с другой – «подъёмные тарифы для потребителей». В скором времени законопроект о рынке электрической мощности будет внесен в Мажилис.

О проектах.

По поручению Главы государства в рамках Послания народу Казахстана «Нурлыжол – путь в будущее» для повышения надежности электроснабжения будут построены высоковольтные линии в направлениях Экибастуз–Семей–Усть-Каменогорск и Семей–Актогай–Талдыкорган–Алматы (далее – транзит 500 кВ Север-Восток-Юг).

  • В результате реализации проекта строительства транзита 500кВ Север-Восток-Юг ожидается:
  • увеличение транзитного потенциала НЭС в направлении Север-Юг Казахстана с 1350 МВт до 2100 МВт (прирост 750 МВт), усиление связи Восточной зоны с ЕЭС Казахстана;
  • создание условий для электрификации участков железной дороги (Актогай – Мойынты, Актогай – Алматы, Актогай – Достык);
  • продолжение развития приграничных территорий и увеличение освоения потенциала возобновляемой энергии (Джунгарские ворота и др.);
  • создание благоприятных условий для развития ГМК Восточно-Казахстанской области (Актогайский ГОК и т.д.);
  • создание новых рабочих мест на период строительства и эксплуатации линии. Так, на период строительства ВЛ Экибастуз – Семей – Усть-Каменогорск будут созданы 747 рабочих мест, в период эксплуатации – 32 рабочих места. На период строительства ВЛ Семей – Актогай – Талдыкорган – Алматы будут созданы 1114 рабочих мест, в период эксплуатации – 65 рабочих мест.

Электроэнергетика должна стать плацдармом для диверсификации экономики. Сейчас промышленные предприятия (в особенности горнодобывающие и металлургические) потребляют 67% электроэнергии.

Задача No 1 – повысить их энергоэффективность, а также нарастить объёмы генерации электроэнергии. За пять лет этот показатель вырос более чем на 48%.

Второй приоритет для отрасли – перейти от «грязного» производства к экологически чистому. По итогам 2014 г. из угля было произведено 73,1% электроэнергии в РК, за счёт возобновляемых источников энергии – 0,6%. К 2020 г. доля ВИЭ вырастет до 3%.

В 2015 г. на приобретение 10 установок возобновляемых источников электроэнергии будет выделено 22,5 млн тенге. В апреле начнется реализация проекта по выработке электроэнергии на основе солнечной и термальной энергии в Актау, который будет производить от 10 млн литров опресненной воды и до 150 мВт электроэнергии. Новый завод будет представлен на международной выставке ЭКС-ПО-2017 в Астане.

Ещё 6 электростанций будет построено в Акмолинской области до 2017 г.: ветровой парк «Самал» в Ерментау (инициатором проекта является АО «Самрук-Энерго»), ветроэлектростанции в Зерендинском, Аккольском и Есильских районах, а также две солнечные электростанции – в городе Атбасаре и селе Кабанбай Батыр Целиноградского района. Их суммарная мощность составит 700 мВт.

Балхашская ТЭС

Проект реализуется в рамках Соглашения между Правительствами Республики Казахстан и Кореи в области развития, финансирования, проектирования, строительства, эксплуатации и технического обслуживания Балхашской ТЭС.

Целью строительства Балхашской ТЭС мощностью 1320 МВт является снижение дефицита энергии южных регионов Казахстана. Для реализации проекта создано АО «БТЭС», акционерами которого являются АО «Самрук-Энерго» (25%+1 акция) и корейский консорциум (Самсунг и КЕPCO 75%-1 акция).

На сегодня правительством РК полностью создана законодательная база для реализации Проекта.

В данной сфере продолжается реализация проектов увеличивающих генерацию электрической энергии на существующих электростанциях, по строительству новых электростанций (Балхашской ТЭС, третьего энергоблока на Экибастузской ГРЭС-2), по модернизации национальной электрической сети, по строительству и реконструкции региональной электрической сети (РЭК).

О сотрудничестве с приграничными странами.

В настоящее время Единая электроэнергетическая система Казахстана работает устойчиво, в параллельном режиме с энергосистемами Российской Федерации и стран Центральной Азии.

По просьбе Кыргызской стороны об организации поставки казахстанской электроэнергии в Кыргызстан в связи с критическим уровнем накопления воды в Нарын-Сырдарьинском каскаде ГЭС в рамках достигнутых договоренностей Правительств Казахстана и Кыргызстана организована поставка казахстанской
электроэнергии в Кыргызстан в объёме до 1,0 млрд. кВтч в ОЗП 2014-2015 г.

Необходимо отметить, что продолжаются несанкционированные отборы мощности энергосистемой Узбекистана, а также не производится оплата ими за потребленные мощности.

Растет возможность экспорта электроэнергии из Казахстана.

В мае 2014 г. был подписан Договор о Евразийском Экономическом Союзе. В рамках Союза предполагается формирование общего электроэнергетического рынка с 2019 г. Для этих целей будет принята Концепция создания общего электроэнергетического рынка, позволяющая обеспечить беспрепятственный доступ к сетям для осуществления межгосударственной передачи в пределах технической возможности всем участникам электроэнергетического рынка при условии приоритетного использования электроэнергии для обеспечения внутренних потребностей государств-членов ЕЭП.

Все это даёт возможность увеличивать экспорт электроэнергии Казахстана в рамках единого экономического пространства. Уже в данный момент экспортный потенциал энергетиков страны составляет 2 тыс. МВт.

В качестве другого перспективного направления рассматривается вопрос расширения экспортного потенциала электроэнергии Казахстана путем строительства ВЛ постоянного тока от Экибастуза до ПС Хами в СУАР напряжением 800 кВ до центрального и восточного регионов Китая.При достижении соглашения по цене реализации электроэнергии, необходимого объёма поставок электроэнергии и другим вопросам создаются условия для строительства новых угольных конденсационных электростанций на экибастузских и тургайских углях. Сейчас на эту тему идут непростые переговоры.

Новая система линий электропередач CASA-1000 соединит четыре страны и позволит максимально эффективно использовать экологически чистые гидроэнергетические ресурсы центральноазиатских стран, давая возможность передавать и продавать летний избыток электроэнергии энергодефицитным странам Южной Азии.

Кроме того, проект CASA-1000 поддержит действия стран, направленные на улучшение доступа к электроэнергии, интеграцию и расширениерынков в интересах развития торговли, а также поможет найти устойчивые решения в области управления водными ресурсами.

Проект CASA-1000, как объект передачи электроэнергии, позволит обеспечить максимальное использование летнего избытка электроэнергии в объёме до 1300 МВт государств Центральной Азии (Кыргызская Республика, Республика Таджикистан) с транзитом ее в государства Южной Азии (Афганистан и Пакистан),
испытывающих дефицит электроэнергии.

В электроэнергетике находят широкое применение новые технологические решения. Это повышенные параметры пара на строящемся 3-м энергоблоке мощностью 630 МВт на Экибастузской ГРЭС-2. Внедрение данной технологии позволит повысить КПД энергоустановки. Экономия угля оценивается на уровне 400
тыс. тонн ежегодно, снижение выбросов вредных веществ – на 15%.

* Материал подготовлен на основе доклада Министра энергетики Республики Казахстан Владимира Школьника «Электроэнергетика и уголь: итоги и перспективы», который он сделал 26 января в Мажилисе на Правительственном часе.

Комментарии закрыты.