Одно из первых, свидетельств существования пути «из варяг в греки» содержится в Повести временных лет монаха Нестора: «Тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Неро, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река».
Несмотря на столь подробное изложение маршрута, определить его точную географию наука затрудняется. Историки продолжают спорить, кто первым проложил северную версию Великого шелкового пути. Нестор описал его скорее, как путь «из греков в варяги», сделав акцент на движение с юга на север. Отдельные участки пути подразумевали плавание против течения рек, что вызывает сомнения у исследователей.
Первопроходцами на пути «из варяг в греки», вероятнее всего, были жители северных земель. Перед началом второго тысячелетия Европу всколыхнула экспансия скандинавов, жестокие набеги викингов. На Восточно-Европейской равнине викинги сошлись со славянами, а их именитый конунг Рюрик стал во главе ильменских словен. По одной из версии, само слово «Русь» северного происхождения. Образованно от скандинавского глагола «грести», на финском – ruotsi, и именно так называли себя дружины викингов, ходившие на гребных судах по рекам от Балтики до черного и средиземного морей.
Если верить древним скандинавским сагам, то слава первооткрывателя пути «из варяг в греки» принадлежит датскому конунгу Эйрику Путешественнику. Говорят, вождь искал Одаинсак — мифические сады бессмертия, которые, по преданию, находились где-то на Востоке. В их поисках Эйрик, преодолел множество преград, оказался на Руси и в Византии. Эти сказания подтвердила археология: ученые обнаружили в местах следования конунга предметы быта, характерные для северных народов.
Путь «из варяг в греки» был магистральным для торгового и культурного обмена не только между странами, лежавшими к северу и югу от Древней Руси, но и для многих народов на Востоке и Западе. Этот путь пережил расцвет в X-XI веках при князьях Святославе и Святом Владимире, но лишился значения после захвата Нижнего и Среднего Поднепровья при монгольском нашествии.
Сегодня наблюдается интерес к возрождению древнего маршрута, чему способствуют не только археологические изыскания и находки, но и растущее стремление многих стран и регионов, лежащих на пути «из Варяг в Греки», поднять туристическую привлекательность родного края, «вкусить от плодов» того туристического бума, что сегодня наступает в Евразии.
Если о туристических «оазисах», лежащих на Новом Шелковом пути, пишется довольно много, то о достопримечательностях ее северных аналогов известно гораздо меньше, и наш журнал готов вместе с читателями-партнерами восполнить этот пробел.
Айдер Куртмулаев