20161011154253_264

Глобальное перераспределение: энергия идёт на Юго-восток

Айдер Куртмулаев, главный редактор журнала «Индустрия Евразии».

 

   Сложившаяся геополитическая реальность существенно повлияла на внешнеэкономическое сотрудничество во всём мире и требует не только пересмотра существовавших связей, но и активного расширения взаимодействия на новых растущих рынках.

   «Разворот на Восток», которому в нашей стране в последние годы уделялось существенное внимание, стал главным вектором диверсификации экономических связей в условиях антироссийских санкций.

Китайские инициативы

   Идея «Пояс и путь», о которой председатель Си Цзиньпин впервые объявил в Астане в 2013 году – крупнейший инфраструктурный проект в истории человечества. Он охватывает более 70 стран, более двух третей населения мира и более 40% мирового ВВП. Планируемый общий объём инвестиций в эту глобальную проектную сеть – более 1 триллиона долларов. Суть мегапроекта – поиск, формирование и продвижение новой модели международного сотрудничества и развития на богатой ресурсами территории, где проживает 63%     населения планеты.

   «Экономический пояс Шёлкового пути» — это сухопутные инфраструктурные коридоры, расположенные на древнем караванном пути, связывавшем Китай, Центральную и Западную Азию, Ближний Восток и Европу. Конечная цель инициативы – интеграция региона в единое экономическое пространство путём создания инфраструктуры, расширения торговых и гуманитарных обменов. Помимо регионов, расположенных на историческом Шелковом пути, «пояс» охватывает также Южную и Юго-Восточную Азию. Соглашения о сотрудничестве с Китаем подписали 124 страны и 29 международных организаций.

         Китайская интеграционная инициатива не уникальна – существует ещё ряд эффективных интеграционных инициатив: ЕАЭС (Евразийский экономический союз), индийский проект «Идти на Запад» (Go-West), казахстанская инфраструктурная программа «Светлый путь» («Нурлы жол»), АСЕАН, Турция (сопряжение с проектом «Центральный коридор»), Монголия (программа «Путь развития»), Вьетнам (проект «Два коридора, один круг»), Великобритания (стратегия Northern Powerhouse), Польша (план «Янтарный путь») и  другие.

Сегодня происходит широкомасштабное укрепление двусторонних отношений РФ и КНР – прежде всего, в транспортно-логистическом и торговом измерениях. Это серьёзный сигнал об увеличивающемся «удельном весе» альтернативных центров экономической силы, что приобретает важный геополитический подтекст.

   В ходе переговоров с Председателем КНР Си Цзиньпином в марте 2023 года российский лидер подчеркнул, что «за последние годы Китай сделал колоссальный рывок вперед в своём развитии».

   Инициатива «Один пояс – один путь» объединяет две составляющие: сухопутную – «Экономический пояс шёлкового пути» (ЭПШП) и морскую – «Морской шёлковый путь 21 века» (МШП). В обеих составляющих явно доминируют энергетические инвестиционные проекты, призванные, помимо коммерческой выгоды, повысить энергетическую безопасность самого Китая, диверсифицировать источники снабжения энергоресурсами, сделав их более надёжными и управляемыми. Наибольшее практическое значение для китайской энергетики имеет морская составляющая проекта. В настоящее время 90% всех нефтегазовых поставок в страну идут морем, что делает их уязвимыми и небезопасными, имея в ввиду напряженную ситуацию в Южно-Китайском море, пиратство в Аденском заливе и Малаккском проливе, контроль военно-морского флота США над коммуникациями в Индийском океане и возможность их блокирования в свете обострившихся торговых отношений между КНР и США, необходимость прохождения ненадежными геополитически «узкостями» – Ормузским и Малаккским проливами. Через Ормузский и Малаккский проливы проходит более 80% китайского нефтяного импорта.

   Сухопутная составляющая инициативы «Один пояс, один путь» – программа «Экономический пояс шёлкового пути». Его стратегия предполагает, прежде всего, создание надёжного коридора поставок энергоресурсов из Центральной Азии в Китай. КНР рассматривает Центральную Азию в качестве надёжного поставщика нефти и газа (поскольку других вариантов сбыта энергетического сырья для континентальных стран региона, не обладающих необходимыми инвестиционными ресурсами и материальной базой, не существует) в удалённые от побережья западные районы страны, а также в качестве альтернативного поставщика на случай блокирования морских маршрутов. В энергетику Центральной Азии Китаем вложены огромные ресурсы. Объём накопленных китайских инвестиций в нефтегазовую отрасль Казахстана превысил 45 млрд. долларов, в добычу и транспортировку природного газа в Туркменистане – 15 млрд долларов, нефтегазовые проекты КНР в Узбекистане оцениваются в 2 млрд долларов. Кроме того, около 5 млрд долларов планируется инвестировать в центральноазиатские гидроэнергетические проекты и 2 млрд долларов в сырьевую базу атомной энергетики. Главным инфраструктурным энергетическим проектом в регионе является один из крупнейших в мире газопровод Центральная Азия – Китай, способный перекачивать до 100 млрд куб. м. туркменского и узбекского газа в год, что может обеспечить до 40% импортных потребностей КНР. Ещё в 2018 году на полную мощность функционировали нитки A, B и C, обеспечивавшие 24% годовой потребности Китая в импорте газа. Нитка D Туркменистан–Узбекистан–Таджикистан– Кыргызстан – Китай обеспечивает пропускную способность в 10% текущего годового потребления КНР. Китайские компании активно инвестируют также в расширение ресурсной базы и без того богатых природным газом Туркменистана и Узбекистана (соответственно 5-е и 9-е места в мире по разведанным запасам) с целью повышения надёжности долгосрочных поставок и частичного контроля над ресурсами. Национальная нефтегазовая компания КНР ведёт разведку и обустройство перспективных месторождений в районе бывшего Аральского моря и на правобережье Амударьи. Ключевой страной энергетической части ЭПШП становится Казахстан, обладающий перспективными запасами нефти и газа, соизмеримыми с ближневосточными, и непосредственно граничащий с территорией КНР. Под контролем китайских компаний находится около 80% добываемой в стране нефти. Вышедший на запроектированную пропускную способность нефтепровод Западный Казахстан – Китай обеспечивает около 5% потребления нефти в КНР. Не обойдены вниманием Китая не обладающие крупными топливными запасами, зато изобилующие гидроэнергоресурсами (в первой мировой «десятке» по гидроэнергетическим ресурсам), используемыми пока что лишь на 5%, Таджикистан и Кыргызстан. В стадии завершения находятся строительство новых железнодорожных веток и современные проекты международных транспортных коридоров на Евразийском сухопутном пространстве. Энергетическая составляющая инициативы «Один пояс – один путь» подразумевает строительство каскадов ГЭС на реках Вахш и Нарын. Серьёзным препятствием реализации проектов являлась жесткая позиция официального Ташкента по жизненно важному для страны вопросу водопользования этих трансграничных рек. Однако, огромные инвестиционные возможности КНР в состоянии решить и эту проблему. Масштабный план импорта в Китай «чистой» энергии касается также Казахстана. Проект включает строительство в Экибастузе 12 энергоблоков одной из крупнейших в мире угольных ТЭС мощностью 7200 мВт и экспортной ЛЭП Экибастуз –Урумчи. Общая смета проекта – 9,5 млрд долларов. Годовая выработка должна составить 40 млрд кВт. (около 4% потребления электроэнергии КНР).

   Возрастает роль Казахстана как сырьевой базы китайской атомной энергетики. Доля Казахстана в китайском импорте урана составляет 62% и быстрыми темпами возрастает. КНР развивает свою атомную энергетику темпами, опережающими развитие национальной сырьевой базы.

   Казахстан, доля которого на мировом рынке урана составляет 40% и продолжает расти, а запасы разведаны далеко на полностью, является для Китая практически безальтернативным долгосрочным поставщиком. Китайские компании не только ведут разведку, разработку и обогащение урана, но и наладили производство тепловыделяющих элементов. Казахстанские власти заявили, что страна готова к возведению первой атомной электростанции с китайскими инвестициями и технологиями с частичной поставкой электроэнергии в Китай.

   Разведка урана ведётся также на территории Узбекистана. В Центральной Азии, таким образом, обозначились основные контуры реализуемой энергетической составляющей ЭПШП. Речь идёт о создании подконтрольного Китаю коридора доставки энергоносителей либо электроэнергии, обеспечивающего порядка 15% потребности КНР в энергии.

   Главным условием будущего успеха «Пояса и пути» в Центральной Азии может стать постепенный отход от сугубо инфраструктурного строительства в сторону промышленной и отраслевой кооперации, в том числе с созданием новых производственных цепочек на территории государств региона. Акцент на этих сферах сотрудничества будет не только содействовать экономическому развитию центральноазиатских республик, но и обеспечит более широкую поддержку китайской инициативы со стороны местного населения.

Ситуация в Центральной Азии

   В 2022 году состоялся 30-летний юбилей установления дипломатических отношений между Россией и странами Центральной Азии (ЦА), бывшими когда-то советскими республиками, но после распада СССР, начавшими свой путь в качестве независимых государств. Географически само понятие Центральной Азии в достаточной степени размыто. Однако в общепринятом смысле к государствам Центральной Азии относятся: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Общая площадь пяти стран ЦА составляет чуть больше 4 млн кв. км, на которых проживает около 70 млн человек. 

   За годы сотрудничества России со странами Центрально-Азиатского региона были налажены прочные торговые отношения, а товарооборот постоянно растёт. Особенно это стало заметно в 2022 году, когда российские торгово-дипломатические приоритеты были серьёзно смещены в сторону Востока. В торговом обороте стран региона российское участие оценивается в размере более 25 процентов. Россия суммарно инвестировала в агломерацию более 5 млрд долларов.

     Ключевые международные проекты между сторонами реализуются в области промышленного производства, энергетики, добычи полезных ископаемых. Так, в конце

 ноября прошлого года стало известно, что Россия, Казахстан и Узбекистан обсуждают вопрос создания «Тройственного союза» в газовой сфере. Правда пока до конкретики дело не дошло, на данном этапе речь идёт о создании координационного механизма. В целом, стороны готовы вести диалог на эту тему. 

      Кроме того, одним из наиболее актуальных вопросов взаимодействия между Россией и Центральной Азией становится вопрос совместного обеспечения безопасности государств. Так, президент Киргизии Садыр Жапаров осенью предложил странам Центральной Азии и РФ создать общую систему обеспечения продовольственной безопасности. В свою очередь, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что странам Центральной Азии и России необходимо оберегать общую историю и строить единое будущее. Он призвал соседей активизировать усилия по развитию внутрирегиональной торговли. «Хотел бы обратить внимание на создание благоприятных условий для торговли. Мы считаем, что предметно следует работать над устранением тарифных и нетарифных барьеров, недопущением протекционизма. Следует наладить взаимодействие в вопросах продовольственной безопасности», – сказал Токаев на декабрьском неформальном саммите лидеров стран СНГ.

Знаковые проекты

      В каждом из пяти государств Центральной Азии Россия реализует совместные инфраструктурные проекты. Например, с 2005 года на территории Казахстана работает совместное с Россией предприятие по выпуску грузовых автомобилей. А в 2021 году стороны заключили соглашение, в рамках которого предполагается создать в Казахстане химический консорциум с объемом инвестиций на сумму 1 млрд долларов. Это предприятие станет единственным на территории СНГ производителем оксихлорида циркония. Также проектом предусмотрено производство каустической соды, гидрохлорида натрия, двуокиси титана. Для реализации проекта планируется построить в Казахстане несколько горно-обогатительных комбинатов (ГОК), фабрику селективного обогащения, производственный комплекс по выпуску оксихлорида циркония. 

       Один из крупнейших проектов России в Узбекистане – строительство первой АЭС в республике. Реализация проекта началась в декабре 2017 года, когда было подписано российско-узбекское соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях, согласно которому на территории Узбекистана к 2028 году планируется построить АЭС с двумя энергоблоками поколения «3+» мощностью 1 200 МВт каждый. Запуск АЭС позволит Узбекистану ежегодно экономить 3,7 млрд кубометров природного газа, экспорт которого может приносить республике около миллиарда долларов в год. 

        Рудник Джеруй расположеный в Таласской области Киргизии. Это второе по разведанным запасам золота месторождение в республике после Кумтора. Оно было открыто в 1968 году, а проектно-изыскательные работы на нём проводились в 1985–1990 годах. С 2021 года разработкой этого месторождения занимается российское предприятие «Альянс-Алтын». По предварительным данным, запасы золота на месторождении составляют около 90 т, серебра – 25 т. Суммарные инвестиции в его развитие оцениваются более чем в 600 млн долларов.

        Сангтудинская ГЭС-1 — это совместное предприятие России и Таджикистана, образованное в феврале 2005 года для завершения строительства и последующей её эксплуатации. В уставном капитале ОАО «Сангтудинская ГЭС-1» доля России составляет 75%, Таджикистана – 25%. Эта ГЭС построена на средства РФ и российских энергетических компаний в рамках стратегического сотрудничества с Таджикистаном в области электроэнергетики. Российские инвестиции в строительство станции составили более 16 млрд рублей. Установленная мощность Сангтудинской ГЭС-1 с четырьмя гидроагрегатами оценивается в 670 МВт, она вырабатывает до 12% совокупной электроэнергии и входит в тройку крупнейших ГЭС республики.

   Туркмения – один из главных игроков на газовом рынке в регионе. Некоторое время монополию на закупку газа держал Китай. Однако в 2019 году «Газпром» заключил контракт на закупку природного газа у государственной компании «Туркменгаз» сроком на пять лет – по 30 июня 2024 года. Согласно контракту, ежегодно из Туркмении в адрес «Газпрома» поставляется до 5,5 млрд куб. м газа.

   Вопросы энергетической безопасности, декарбонизации и экономического роста обсуждались в Лондоне на Центральноазиатском торгово-инвестиционном энергетическом форуме 2–3 марта 2023 года. Форум собрал представителей правительств Казахстана, Кыргызской Республики, Таджикистана и Узбекистана, международных финансовых институтов и деловых кругов.

   Страны Центральной Азии обладают значительными запасами природных ресурсов и необходимым опытом для достижения устойчивой энергетической безопасности за счёт перехода на чистые источники энергии. Правительства стран региона признают необходимость срочных мер по развитию сотрудничества, торговли и инвестиций в энергетическом секторе. Во многих центральноазиатских странах уже осуществляются реформы, способствующие более масштабному использованию возобновляемых источников энергии.

   Прошедшая зима – одна из самых холодных за последние десятилетия в Центральной Азии – в очередной раз продемонстрировала острую необходимость укрепления энергетической безопасности стран региона. Создание регионального рынка электроэнергии на основе диверсифицированных источников генерации будет содействовать стабильным поставкам энергии и декарбонизации, стимулировать рост «зелёной» экономики в регионе в целом, а также поможет создать новые рабочие места. Эти усилия помогут Центральной Азии в среднесрочной перспективе достичь статуса региона с доходом выше среднего.

   Также в ходе форума представители стран Центральной Азии проинформировали потенциальных частных инвесторов и международные финансовые институты об инвестиционных возможностях и потребностях региона в секторе энергетики. По предварительным оценкам, до 2030 года Центральной Азии потребуется около 20 млрд долларов в виде инвестиций в сектор энергетики, включая солнечную, ветровую и гидроэнергетику, а также в модернизацию национальных и региональных электросетей, что улучшит взаимосвязанность сетей и возможности для региональной торговли.

   С целью привлечения инвесторов и снижения общих затрат на переход к чистым источникам энергии, каждой стране необходимо ускорить реформы, направленные на расширение использования возобновляемых источников энергии и укрепление доверия инвесторов касательно надежности торговли электроэнергией между странами. Для решения этих задач странам региона потребуется улучшить управление и прозрачность сектора энергетики, обеспечить его финансовую жизнеспособность при сохранении доступности услуг для уязвимых групп населения, расширить объёмы региональной торговли электроэнергией, а также обеспечить финансово эффективное развитие энергетических систем в регионе.

Сотрудничество с АТР – приоритет для российской энергетики

   Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак отмечает, что на Дальнем Востоке сосредоточены огромные энергетические ресурсы, порядка 13% всех нефтяных запасов России и более 16% запасов газа. И это при том, что изученность региона составляет всего 6%. Здесь имеются огромные перспективы для того, чтобы развивать нефтегазовую отрасль, угольную отрасль, электроэнергетику. Что касается нашего сотрудничества с азиатско-тихоокеанским регионом, для нас это приоритет. В АТР рынок будет развиваться, экономика будет расти более высокими темпами, чем в среднем мировая. Особенно это касается энергопотребления, которое будет расти, в среднем, в два раза больше, чем среднемировые показатели. Для этого есть объективные причины – 60% населения планеты живет в Азиатско-Тихоокеанском регионе, ещё и потенциал огромный по улучшению качества жизни. «Мы поставили цель увеличить объёмы поставок сжиженного природного газа на мировой рынок. Сегодня в мире потребляется 275 млн тонн сжиженного природного газа, к 2035 году эта цифра достигнет, по самым скромным оценкам, 550 млн тонн. 70% этого потребления будет в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

   Расширяется сотрудничество России со странами АТР и в области электроэнергетики. Председатель исполнительного комитета Государственной электросетевой корпорации Китая Шу Иньбяо заявил, что ГЭК тесно работает с российскими поставщиками электроэнергии. Он выделил три преимущества в совместной работе по транспортировке электроэнергии. Первое – Россия является богатейшей страной по природным ресурсам. Второе – географическое расположение. Максимальное расстояние между точкой выдачи электроэнергии и точкой потребления – 2 000 км. Третье – оптимизация распределения и оптимизация производства потребления электроэнергии».

   Прошедший 2022 год был Годом научно-технического сотрудничества России и АСЕАН. Его цель – расширение научно-технического и инновационного взаимодействия. В его рамках проведена серия совместных мероприятий и запущена целая линейка высокотехнологичных проектов. АТР будет играть критически важную роль в энергетическом переходе – это центр роста народонаселения в мире.

   В настоящее время на страны АТР приходится более половины объема потребляемой в мире энергии, а также порядка 40% общих объёмов выбросов в атмосферу. Многие страны региона поставили перед собой цель достичь нулевого выброса к середине текущего века. Всё больше стран АТР становятся лидерами в части использования возобновляемых источников энергии.

   По целому ряду прогнозов развития энергетики, к 2050 году ожидается увеличение доли газа в мировом топливно-энергетическом балансе – с 23% до 26% – благодаря изобилию природного газа, его доступности и экологичности. Наибольший рост потребления газа ожидается именно в странах АТР.

   В настоящее время 60% потребности в энергии стран АСЕАН – покрывается за счет угля.  В 2022 году экспорт угля в государства АТР превысил 140 миллионов тонн.

   В текущем году РФ планирует нарастить экспорт угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом экспорт нефти вырос за минувший года на 7,6%, до 242,2 миллиона тонн, а энергопотребление увеличилось на 1,5%, до 1,124 триллиона кВт∙ч.

Альтернативы ВИЭ нет, но четвертый энергопереход непрост.

   Недавние геополитические события значительно усилили необходимость разработки надёжных устойчивых механизмов для обеспечения плавного перехода на более чистые источники энергии. Отсутствие диверсифицированных источников энергии создаёт огромные риски и волатильность поставок энергии и цен на неё.
   При переходе к возобновляемым источникам энергии существует неотъемлемый компромисс, которым необходимо управлять. Экономический рост требует стабильной базовой нагрузки, которая в настоящее время обеспечивается ископаемым топливом. Это должно быть тщательно сбалансировано с более долгосрочной необходимостью перехода на возобновляемые источники.

   В апреле 2023 года глава ООН Гутерриш сказал: «Многие развивающиеся страны не могут выделять достаточно средств на цели в области развития, потому что они сталкиваются с «финансовой черной дырой», до пандемии ежегодный дефицит финансирования ЦУР составлял 2,5 триллиона долларов, а сегодня этот показатель достиг 4,2 триллиона долларов. Развитые страны оправились от пандемии, приняв экспансионистскую налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику, и в значительной степени вернулись к допандемическим траекториям роста. А развивающиеся страны не смогли этого сделать, отчасти потому, что обвалились их валюты». Он призвал оказать помощь развивающимся странам, в том числе изменив международную финансовую архитектуру.

   Для успешного энергетического перехода развивающиеся страны региона должны работать со своими партнёрами  над решением геополитических проблем, технологических ограничений и финансовых трудностей.

   Как показала недавняя оценка Азиатского банка развития, плавный переход к альтернативной энергетике является ключевым фактором устойчивого развития и климатической устойчивости, требующим согласованных усилий по многим направлениям, включая регулирование, политику, корпоративное управление, вовлечение инвесторов, ориентацию на потребителей и социальную сферу, а также прорывной технологический прогресс.

Метки: нет меток

Комментарии закрыты.