ljtyro38764

Битва за Арктику – кому достанутся богатства?

В Арктике все смешалось и политика, и метеорологические условия, и финансы, и технологии, и социальные проблемы. А если анализировать все по порядку, то надо начинать с большой политики.

За богатства сурового края, лежащего севернее нашей страны на всем ее протяжении от Запада на Восток, началась настоящая геополитическая борьба. В ней принимают участие не только страны, которые территориально прилегают к Арктике – это Россия, Норвегия, Канада, США (Аляска), Швеция, Исландия и Дания (Гренландия и Фарерские острова), но и далекий от региона Китай.

А делить есть что, так, по общему мнению, на протяжении ближайших 50 лет Арктика станет главным поставщиком углеводородного сырья. По мнению экспертов, в регионе может находиться 30% мировых запасов газа и 15% нефти. Так со дна Северного Ледовитого океана можно добыть 90 млрд. баррелей нефти и 47 трлн куб. метана. Это потребности планеты в углеводородах на три года. Добавим, что, по отечественным подсчетам, запасы российского сектора составляют 5 млрд тонн нефти и 10 трлн кубометров газа. Кроме того, нельзя забывать про легендарный Северный морской путь (СМП), который стал открываться на 2 недели раньше.

Такие сведения предоставили метеорологи. Например, они определили, что моря, лежащие на СМП, в этом году избавятся ото льда на одну-две недели раньше, да и лед иногда бывает тоньше обычного. Так что потепление в Арктике охладило международные отношения. Совсем недавно глава Китая Ху Дзинтао был в Дании, где поднималась тема арктических территорий. Такое поведение КНР не нравится США, которые считают Север зоной национальных интересов. Хотя по общим вопросам использования Арктики поднебесная выступает вместе с Дядей Сэмом. Они хотят превратить Северный Ледовитый океан в международные воды, открытые для всех. Такой позиции противятся Россия и Канада.

Между тем, независимые эксперты утверждают – открытого конфликта не будет. Для него нет ни повода, ни тем более причин. Их позицию поддержал, посол по особым поручениям МИД РФ, Антон Васильев. Он в частности заявил, что в Арктике приходится соблюдать вежливость, поскольку в этом суровом крае трудно выжить в одиночку, как людям, так и странам.

Россия свою же позицию подтвердила однозначно – наши территории простираются далеко на Север. Символичным стало погружение команды Чилингарова на дно Северного Ледовитого океана, в районе Северного полюса, для последующей установки российского триколора. Дело в том, что Комиссия по границам континентального шельфа ООН, обычно, устанавливает исключительную экономическую зону шириной 200 миль от береговой черты. В случае продолжения континентального шельфа за пределы этих границ страна может расширить свою границу экономических интересов до 350 миль. Кстати, экспедиция была профинансирована шведской компанией, а задумана австралийцем и американцем, – вот уж точно международная кооперация.

О начале сотрудничества говорит и другой факт. «Роснефть» подписало соглашение с американской ExxonMobil. В них отражена договоренность совместной разработки арктического шельфа и сложных месторождений Западной Сибири. Стороны также договорились о формировании совместного Арктического научно-проектного центра шельфовых разработок. Он напрямую займется координацией работ по созданию шельфовой инфраструктуры, станет осуществлять мониторинг ледовой обстановки, примет участие в проектировании судов ледового класса и т.д.

Другой вопрос – финансирование. При стоимости нефти в 100 долларов за баррель работы на шельфе не рентабельны. Необходимы налоговые льготы. Для примера себестоимость добычи нефти на Ближнем Востоке составляет 5-10 долларов, в континентальной России – 30-60 долларов, на арктическом шельфе – 200-300 долларов. Между тем, льготная пошлина на экспорт нефти с Приразломного месторождения и других нефтепромыслов Восточной Сибири и Северного Каспия уже введена с 1 июля 2012 и составляет 173 долларов за тонну. Она снизилась на 37,8 доллара с 210,8. Для сверхвязкой нефти льготная пошлина составила 36,9 долларов за тонну. В планах правительства удерживать пониженную пошлину (10% от ставки обычной пошлины на нефть) десять лет с момента начала ее применения, но не более 1 января 2023 года.

Согласно российскому законодательству на шельфе могут работать только отечественные госкомпании или компании с преобладающим государственным пакетом акций. Более 5 лет в Российской Федерации действуют законы запрещающие иностранцам разарбатывать стратегические месторождения, иностранные граждане могут выступать только миноритариями в больших проектах.

Таким образом, до шельфа допущены государственные «Газпром» и «Роснефть». Если говорить об объемах финансирования, то ранее, будучи премьером Владимир Путин заявлял, что прямые инвестиции в освоение Арктики составят ориентировочно около 300 млрд долларов, а с учетом формирования инфраструктуры – 500 млрд долларов. По мнению экспертов, учитывая коррупционную составляющую, точных цифр пока нет, но не сложно подсчитать, сколько уйдет на создание добывающих платформ и береговой инфраструктуры.

При этом вопросы финансирования упираются в рентабельность проекта. Например, разработка Штокмановского месторождения увязывалась со строительством завода по сжиживанию газа для его поставок в Соединенные Штаты Америки. Хотя обстановка такова, что могут быть и дальнейшие изменения, достаточно обратиться к информации поступающей из Европейского Союза и США.

Кроме высокой себестоимости аналитики называют еще одну труднорешаемую проблему – это соответствующие технологии, тем более в условиях санкций. Ведь Арктика представляет собой малопригодные для жизни территории. Те же эксперты указывают на высокую степень изменчивости погоды, очень низкие температуры воздуха и их внутрисезонную изменчивость, туманы и большое количество осадков, значительно число штормовых дней, благоприятные условия для обледенения инженерных сооружений, длительность ледового покрова и его изменчивость, пропашку дна килями дрейфующих торосов на мелководье и т.д.

Отсюда необходимо строительство нефтедобывающих платформ. Причем опробованные в мире технологии не подходят для Арктики. Здесь нужны специальные ледостойкие платформы, которые способны противостоять огромному боковому давлению многометрового льда и выдержать удар айсберга. Поэтому они должны иметь вес в сотни тысяч тонн. Приводимый некоторыми специалистами, норвежский опыт в данном случае также не подходит. В Норвежском море благодаря теплому Гольфстриму нет айсбергов, да и ледяной покров там не превышает 0,8 м.

Обычно ледостойкие платформы представляют собой конусные бетонные сооружения, установленные на дне. Себестоимость строительства данного сооружения зависит от глубины. В качестве примера аналитики приводят единственную в мире стационарную ледостойкую платформу Hibernia, сооруженную у острова Ньюфаундленд (Канада). Двадцать лет назад она стоила восемь млрд долларов. С другой стороны, России их рано или поздно придется строить и предложения есть. В Северодвинске, была построена первая самоподъемная плавучая буровая установка (СПБУ) «Арктическая». Ее вес 16 тыс. тонн, длина 88 метров, ширина 66 метров, высота борта около 10 метров. Также спущены на воду две полупогружные буровые установки «Северное сияние» и «Полярная звезда» (ОАО «Выборгский судостроительный завод»). В ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова, по заказу «Газпрома» ведутся разработки морской ледостойкой буровой установки и 11 судов для обеспечения сервиса платформ.

Существуют предложения уйти от ледовой нагрузки, на средние глубины. В данном случае на глубине устанавливаются добычные комплексы и различные транспортные сооружения. Либо воспользоваться списанными атомными подводными лодками, оснастив их буровым оборудованием. Эти проекты имеют право на существование, поскольку их стоимость гораздо ниже строительства стационарной ледостойкой платформы.

Особые задачи стоят и перед развитием транспортной инфраструктуры. Это прокладка трубопроводов до большой земли, требующая и особых труб, способных выдержать не только глубинное давление, но и воздействие минусовых температур. Также создание особых компрессорных станций, создающих давление в трубе, специального насосного оборудования, приборов контроля и т.д. Необходимо также формирование нового сервисного флота. Напомню, что на шельфе должны работать различного типа ледоколы, морские буксиры, пожарные и аварийно-спасательные суда с боновыми заграждениями, нефтесборными системами и емкостями, всевозможные исследовательские суда, плавучие краны, танкеры и газовозы.

Появление нефтедобывающих платформ в Арктике вызывает озабоченность у экологов. Ведь северная природа весьма ранимая. Более того, существующие методы борьбы с чрезвычайными ситуациями в акватории теплых морей совсем не подходят для Северного Ледовитого океана, например, заграждения или метод выжигания, поскольку лед впитывает нефть.

И еще, на сегодняшний день, в регионе остро стоит кадровый вопрос. Наиболее активные жители уезжают на «большую» землю, а оставшиеся остаются без работы и живут в старом жилье. Для освоения Арктики эти все вопросы придется решать комплексно.

Комментарии закрыты.