Page 35 - ИЕ_04_2024_по разворотам (1)
P. 35

Рисунок 1                                           СЛОЖНОСТИ НОВОЙ ЛОГИСТИКИ
              Добыча угля в России в 2019-2023 годах, млн тонн    Перевозки угля на экспорт в этом году снижаются — не толь-
                                                                  ко из-за волатильного спроса, но и из-за проблем с логистикой
                                                                  (приводит оценки участников рынка «РЖД-Партнëр»). В связи
                 430       437      432                439        с переориентацией внешней торговли с Европы на Азиатско-Ти-
                                              398                 хоокеанский регион (АТР), поток грузов через восточные пор-
                                                                  ты резко увеличился. Восточный полигон оказался загружен
                                                                  контейнерами с высокомаржинальными товарами. В 2023 году
                                                                  объëм перевалки контейнеров вырос на 12% относительно 2022
                                                                  года и на 21% по сравнению с 2021 годом и продолжил расти в
                                                                  2023 году, приводит данные Infranews.
                                                                    Квота на перевозку угля по железной дороге в этом году уве-
                                                                  личена на 6% по отношению к прошлому году, до 100 млн тонн
                                                                  (пишет РБК). Квотирование обеспечивает приоритет попада-
                                                                  ния грузов на железную дорогу.
                                                                    Но из-за высокой загруженности возникли сложности со
                                                                  своевременной транспортировкой угля через порты Дальнего
                                                                  Востока (отмечают «Ведомости»). Задержка поставок в страны
                                                                  АТР достигала месяца, говорится в докладе Банка России, на
                                                                  который ссылается «Интерфакс». Решить проблему вывоза угля
                 2023      2022     2021     2020      2019       может увеличение пропускной способности железнодорожных
                                                                  магистралей.
            Источник: Росстат
                                                                  ЧАСТНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
            Добыча бурого угля (лигнита), который используется в основ-  Одним из инфраструктурных угольных проектов стало стро-
            ном для отопления частных домов, для работы небольших те-  ительство частной Тихоокеанской железной дороги (ТЖД).
            плоэлектростанций и в химпроизводстве, увеличилась на 2%.   Основным инвестором  выступает угольная компания «Эль-
              По данным Минэнерго, общее потребление угля в России   га». С учётом разъездов и станций «развёрнутая» длина ТЖД
            в 2023 году выросло на 14,7% до 181,6 млн тонн (пишут «Ве-  достигнет 626 км. Это рекорд среди железнодорожных веток
            домости»). Это во многом связано с повышенным спросом со   в России, которые построены полностью за счёт частных вло-
            стороны промышленности, прежде всего — металлургических   жений. Инвестиции в проект на данный момент составили
            компаний, говорится в докладе МГИМО.                  146 млрд рублей, пуск первых составов запланирован к концу
              За первые четыре месяца 2024 года добыча угля увеличилась,   2024 года.
 Александр Котов, руководитель направления консалтинга Neft Research  по данным Росстата, на 3% относительно того же периода в   Новые железнодорожные пути ведут от Эльгинского ка-
            2023 году – до 144 млн тонн. Однако у крупнейших угледобы-  менноугольного месторождения, через территории Якутии
            вающих компаний наблюдается сокращение добычи угля низ-  и Хабаровского края — к мысу Манорский в Охотском море,
                                                                  где одновременно с железной дорогой строится частный мор-
            кого качества и наращивание добычи угля высококачественных
 В ПОИСКАХ РЕШЕНИЙ  марок.                                        ской порт «Эльга». «Сегодня на месторождении работает


              Рисунок 2
              Объёмы запланированных поставок угля из регионов Сибири по железной дороге в 2024 году, млн тонн
 КАК ИДЁТ ЭКСПОРТ РОССИЙСКОГО УГЛЯ В 2024 ГОДУ  Кемеровская область                                                54,1




 НЕСМОТРЯ НА ОБЩЕМИРОВОЙ ЗЕЛЁНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ, СПРОС НА УГОЛЬ ВЫРОС В 2023   Якутия  26,3
 ГОДУ НА 1,4% — В ОСНОВНОМ, ЗА СЧЁТ АЗИИ. КИТАЙ СОХРАНЯЕТ ЛИДЕРСКИЕ ПОЗИЦИИ И ОСТАЁТСЯ САМЫМ
 КРУПНЫМ МИРОВЫМ ПОТРЕБИТЕЛЕМ УГЛЯ. В ИНДИИ ЭТОТ ПОКАЗАТЕЛЬ, ПО ПОДСЧЁТАМ БРИТАНСКОГО   Бурятия  8,5
 ИНСТИТУТА ЭНЕРГЕТИКИ, В 2024 ГОДУ ПРЕВЫСИЛ СОВОКУПНЫЙ СПРОС НА УГОЛЬ В ЕВРОПЕ И СЕВЕРНОЙ
 АМЕРИКЕ.
                        Хакасия          6,5

 днако волатильность цен на энергетический и кок-  ДОБЫЧА: ОБЪЁМЫ РАСТУТ  Иркутская область  3,3
 сующийся уголь на мировых рынках, рост стоимо-  Уровень добычи в России в 2023 году, по данным Росстата,
 сти логистики и перевалки в РФ, загруженность   составил 430 млн тонн. По подсчётам Минэнерго, показатель
 Ожелезных дорог в восточном направлении, ввод   чуть выше — 438 млн тонн. Объём добычи каменного угля   Тува  0,65
 импортных пошлин с начала 2024 года в Китае усложняют дея-  снизился на 1,7% на фоне сокращения экспорта, частично
 тельность российских угледобывающих компаний.  компенсированного увеличением внутреннего потребления.    Источник: «Интерфакс»

 32 I  ЗИМА 2024                                                                                                ЗИМА 2024  I  33
   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40