Page 37 - ИЕ_04_2024_по разворотам (1)
P. 37

около 15 000 человек. Благодаря собственной железной доро-  За шесть месяцев 2024 года на железных дорогах погружено   Минэнерго России в прогнозах ориентируется на показатели   Основной головной болью
 ге и порту компания резко упростит себе экспорт добытого   169,2 млн тонн каменного угля, что на 5,5% ниже показателя за   прошлого года — 440 млн тонн по добыче угля и 220 млн тонн
 угля», — комментируют в «Эльге».  январь–июнь прошлого года (данные РЖД). При этом перевоз-  по экспорту (приводят данные «Ведомости»). Комиссия Госсо-  угольных экспортёров
 Вместе с этим бизнес расширяет мощности для перегрузки.   ки угля на экспорт по Дальневосточной железной дороге за ян-  вета по энергетике считает, что 2024 год может стать убыточ-  по-прежнему остаются
 Например, «Управляющая компания «Антрацитинвестпро-  варь–апрель 2024 года выросли на 6,9% в годовом выражении,   ным для отрасли — на фоне волатильности цен, действия по-  «узкие места» Восточного
 ект» — новый резидент ТОР «Амурская» — создаст логистиче-  до 9,4 млн тонн (публикует показатели PortNews).  шлин в Китае, роста себестоимости производства и экспортных   полигона (Транссиба и
 ский кластер для перевозки угля из Якутии в Приамурье.   По данным Kpler, с начала 2024 года морской экспорт угля из   поставок (пишет «Коммерсантъ»).
 Опережающее развёртывание инфраструктуры для перевоз-  РФ просел на 16,8% к аналогичному периоду 2023 года, причём   Отраслевое ведомство ищет меры поддержки участников от-  БАМа), железнодорожная
 ки угля необходимо отрасли. При этом планы развития желез-  уже в июне поставки снизились на 16,5% (приводит данные   расли (приводит предложения из его доклада «Коммерсантъ»).   инфраструктура которого
 нодорожной инфраструктуры, морских портов и объëмы добы-  РБК). Однако с погранпереходами в Китай ситуация противо-  В числе вариантов:  дефицитна. Пропускная
 чи должны быть синхронизированы, иначе отрасль так и будет   положная: с января по май 2024 года экспорт угля через них вы-  •  продолжить переговоры с КНР об отмене импортных по-
 сталкиваться с нехваткой мощностей Восточного полигона в   рос в среднем в 1,5 раза, что говорит о стремлении угольщиков   шлин на российский уголь;  способность железнодорожных
 ближайшие годы (отмечается в обзоре журнала «Морские ве-  решать проблемы экспорта любыми возможными путями.  •  выделить региональные квоты на вывоз экспортного угля не   магистралей Восточного
 сти России»).  В начале 2024 года цены на энергетический уголь FOB   только на восток, но и на северо-запад и юг;  полигона ограничена, а их
 Newcastle просели до 115 долларов за тонну на фоне роста до-  •  рекомендовать операторам формировать тарифы на перевал-  модернизация идёт
 ЭКСПОРТ: ДВИЖЕНИЕ ПО СИНУСОИДЕ  бычи угля в Индии, Китае и поставок из Австралии. Одновре-  ку на среднем по рынку уровне и не отклоняться от него бо-
 Несмотря на сложности в последние два года, России удалось   менно с этим упала и экспортная цена на российский уголь: по   лее чем на 20%;  с отставанием от графика.
 перенаправить основные экспортные потоки из Европы в Ин-  данным информационно-консалтингового агентства MMI, в   •  отказаться от индекса австралийского угля при расчёте
 дию и Китай. Благодаря этому динамика поставок в 2022-2023   2024 году стоимость энергетического угля (6000 ккал/кг) в пор-  НДПИ на коксующийся уголь;   падных и южных портов, а также стабилизировать стоимость
 годах оказалась лучше изначальных прогнозов. Россия не толь-  тах Дальнего Востока не превышала 110 долларов за тонну.  •  не увеличивать НДПИ для добытчиков угля в период санк-  перевалки в портах.
 ко нарастила отгрузки в Китай, Индию и Турцию, но и возоб-  С осени 2023 года правительство дважды вводило и дважды   ций;  «На фоне ценовой конъюнктуры на мировом угольном рын-
 новила после перерыва в 2022 году поставки угля в Аргентину,   отменяло экспортную пошлину на уголь. В первый раз она дей-  •  ввести цену отсечения в механизм курсовых экспортных по-  ке, а также роста себестоимости добычи угля и налоговой на-
 Мексику и Бангладеш, перечисляет консалтинговая компания   ствовала с октября по конец декабря 2023 года, затем снова за-  шлин.  грузки на угледобытчиков, мы ожидаем сокращения экспорта
 «Деловой профиль». Общий экспорт угля в 2023 году, по стати-  работала с 1 марта 2024 года и действовала до 1 мая. До конца   Кроме того, по оценкам экспертов, помимо ускоренной мо-  угля в текущем году. По оценкам Neft Research, показатель мо-
 стике Минэнерго России, сократился на 3,9% и составил 212,5   августа этого года пошлина снова отменена. В январе этого года   дернизации железных дорог необходимо вернуть понижающие   жет быть ниже 200 млн тонн по итогам 2024 года. Этот тренд
 млн тонн.  обсуждалось повышение налога на добычу полезных ископае-  коэффициенты на ж/д перевозку угля на экспорт, ввести скид-  может сохраниться и в ближайшие 2-3 года и будет тесно кор-
 Экспорт российского угля в первом квартале 2024 года сни-  мых на 380 рублей за тонну с 1 апреля 2024 года, чтобы компен-  ки на ж/д отгрузку угля на экспорт в направлении северо-за-  релировать с мировыми угольными индексами».
 зился на 13% в основном за счёт энергетического угля (пишут   сировать выпадающие доходы федерального бюджета от отмены
 «Ведомости»). В том числе Китай сократил импорт российского   пошлины (писал «Коммерсантъ»). Но спред – разность цен – на
 угля более чем на 20% к аналогичному периоду прошлого года   экспортном и внутреннем рынках тогда сильно сократился, и
 (приводит статистику РБК). Основная причина — возобновле-  вопрос о повышении отложили (сообщали «Ведомости»). «Надо
 ние действия ввозных пошлин с 1 января 2024 года, которые   учитывать, что логистические затраты угольных компаний со-
 были отменены в 2022 году: 6% — на энергетический уголь,   ставляют львиную долю в расходах (более половины), что грозит
 3% — на коксующийся.  потерей 30-40 млн тонн экспорта угля из России в этом году».



 Рисунок 3  Рисунок 4
 В какие страны Россия сильнее всего нарастила поставки угля в 2023 году,    Динамика мировых цен на энергетический уголь (австралийский)
 тыс. тонн  в 2021-2024 годах, доллары за тонну
 +50%

 100 000  500


 400

 300

 +300%  +55%
 200
 15 100  14 600

 141,5
 +60%
 100
 464
 0
 Индия  Китай  Турция  Египет  2020  2021  2022  2023  2024

 Источник: МГИМО  Источник: Investing.com

 34 I  ЗИМА 2024                                                                                                ЗИМА 2024  I  35
   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42