Page 34 - ИЕ_04_2024_по разворотам (1)
P. 34

Рисунок 1                                           СЛОЖНОСТИ НОВОЙ ЛОГИСТИКИ
                                                                                                                                                      Добыча угля в России в 2019-2023 годах, млн тонн    Перевозки угля на экспорт в этом году снижаются — не толь-
                                                                                                                                                                                                          ко из-за волатильного спроса, но и из-за проблем с логистикой
                                                                                                                                                                                                          (приводит оценки участников рынка «РЖД-Партнëр»). В связи
                                                                                                                                                          430      437      432                439        с переориентацией внешней торговли с Европы на Азиатско-Ти-
                                                                                                                                                                                      398                 хоокеанский регион (АТР), поток грузов через восточные пор-
                                                                                                                                                                                                          ты резко увеличился. Восточный полигон оказался загружен
                                                                                                                                                                                                          контейнерами с высокомаржинальными товарами. В 2023 году
                                                                                                                                                                                                          объëм перевалки контейнеров вырос на 12% относительно 2022
                                                                                                                                                                                                          года и на 21% по сравнению с 2021 годом и продолжил расти в
                                                                                                                                                                                                          2023 году, приводит данные Infranews.
                                                                                                                                                                                                            Квота на перевозку угля по железной дороге в этом году уве-
                                                                                                                                                                                                          личена на 6% по отношению к прошлому году, до 100 млн тонн
                                                                                                                                                                                                          (пишет РБК). Квотирование обеспечивает приоритет попада-
                                                                                                                                                                                                          ния грузов на железную дорогу.
                                                                                                                                                                                                            Но из-за высокой загруженности возникли сложности со
                                                                                                                                                                                                          своевременной транспортировкой угля через порты Дальнего
                                                                                                                                                                                                          Востока (отмечают «Ведомости»). Задержка поставок в страны
                                                                                                                                                                                                          АТР достигала месяца, говорится в докладе Банка России, на
                                                                                                                                                                                                          который ссылается «Интерфакс». Решить проблему вывоза угля
                                                                                                                                                         2023      2022     2021     2020      2019       может увеличение пропускной способности железнодорожных
                                                                                                                                                                                                          магистралей.
                                                                                                                                                    Источник: Росстат
                                                                                                                                                                                                          ЧАСТНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
                                                                                                                                                    Добыча бурого угля (лигнита), который используется в основ-  Одним из инфраструктурных угольных проектов стало стро-
                                                                                                                                                    ном для отопления частных домов, для работы небольших те-  ительство частной Тихоокеанской железной дороги (ТЖД).
                                                                                                                                                    плоэлектростанций и в химпроизводстве, увеличилась на 2%.   Основным инвестором  выступает угольная компания «Эль-
                                                                                                                                                      По данным Минэнерго, общее потребление угля в России   га». С учётом разъездов и станций «развёрнутая» длина ТЖД
                                                                                                                                                    в 2023 году выросло на 14,7% до 181,6 млн тонн (пишут «Ве-  достигнет 626 км. Это рекорд среди железнодорожных веток
                                                                                                                                                    домости»). Это во многом связано с повышенным спросом со   в России, которые построены полностью за счёт частных вло-
                                                                                                                                                    стороны промышленности, прежде всего — металлургических   жений. Инвестиции в проект на данный момент составили
                                                                                                                                                    компаний, говорится в докладе МГИМО.                  146 млрд рублей, пуск первых составов запланирован к концу
                                                                                                                                                      За первые четыре месяца 2024 года добыча угля увеличилась,   2024 года.
           Александр Котов, руководитель направления консалтинга Neft Research                                                                      по данным Росстата, на 3% относительно того же периода в   Новые железнодорожные пути ведут от Эльгинского ка-
                                                                                                                                                    2023 году – до 144 млн тонн. Однако у крупнейших угледобы-  менноугольного месторождения, через территории Якутии
                                                                                                                                                    вающих компаний наблюдается сокращение добычи угля низ-  и Хабаровского края — к мысу Манорский в Охотском море,
                                                                                                                                                                                                          где одновременно с железной дорогой строится частный мор-
                                                                                                                                                    кого качества и наращивание добычи угля высококачественных
                     В ПОИСКАХ РЕШЕНИЙ                                                                                                              марок.                                                ской порт «Эльга». «Сегодня на месторождении работает


                                                                                                                                                      Рисунок 2
                                                                                                                                                      Объёмы запланированных поставок угля из регионов Сибири по железной дороге в 2024 году, млн тонн
                   КАК ИДЁТ ЭКСПОРТ РОССИЙСКОГО УГЛЯ В 2024 ГОДУ                                                                                         Кемеровская область                                                                               54,1




           НЕСМОТРЯ НА ОБЩЕМИРОВОЙ ЗЕЛЁНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ, СПРОС НА УГОЛЬ ВЫРОС В 2023                                                                Якутия                                        26,3
           ГОДУ НА 1,4% — В ОСНОВНОМ, ЗА СЧЁТ АЗИИ. КИТАЙ СОХРАНЯЕТ ЛИДЕРСКИЕ ПОЗИЦИИ И ОСТАЁТСЯ САМЫМ
           КРУПНЫМ МИРОВЫМ ПОТРЕБИТЕЛЕМ УГЛЯ. В ИНДИИ ЭТОТ ПОКАЗАТЕЛЬ, ПО ПОДСЧЁТАМ БРИТАНСКОГО                                                                 Бурятия             8,5
           ИНСТИТУТА ЭНЕРГЕТИКИ, В 2024 ГОДУ ПРЕВЫСИЛ СОВОКУПНЫЙ СПРОС НА УГОЛЬ В ЕВРОПЕ И СЕВЕРНОЙ
           АМЕРИКЕ.
                                                                                                                                                                Хакасия          6,5

                                днако волатильность цен на энергетический и кок-  ДОБЫЧА: ОБЪЁМЫ РАСТУТ                                                    Иркутская область  3,3
                                сующийся уголь на мировых рынках, рост стоимо-  Уровень добычи в России в 2023 году, по данным Росстата,
                                сти логистики и перевалки в РФ, загруженность   составил 430 млн тонн. По подсчётам Минэнерго, показатель
                      Ожелезных дорог в восточном направлении, ввод         чуть выше — 438 млн тонн. Объём добычи каменного угля                                 Тува  0,65
                      импортных пошлин с начала 2024 года в Китае усложняют дея-  снизился на 1,7% на фоне сокращения экспорта, частично
                      тельность российских угледобывающих компаний.         компенсированного увеличением внутреннего потребления.                  Источник: «Интерфакс»

            32 I  ЗИМА 2024                                                                                                                                                                                                                             ЗИМА 2024  I  33
   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39