Page 74 - ИЕ_весна 2024 (14)
P. 74

долл. Все проекты были про ранжированы по степени их  04   РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД                                                                           02                                   03
                                    В нее вошли более 100 инвестиционных проектов, реали-
                                                                                               К УПРАВЛЕНИЮ ВОДНО-
                                    зуемых в настоящее время либо запланированных к осу-
                                                                                               ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ
                                    ществлению до 2030 г., на общую сумму свыше 38 млрд
                                                                                                                                                                      принципов
                                                                                               АРАЛЬСКОГО МОРЯ.
                                    приоритетности и объединены в три группы (первая —         РЕСУРСАМИ В БАССЕЙНЕ                                                   Система
                                    наиболее важные проекты по строительству недостаю-  Бассейн Аральского моря (БАМ) охватывает всю терри-                           эффективного
                                    щих участков и устранению узких мест на транспортном   торию Таджикистана, Узбекистана, большую часть Тур-          01 регулирования
                                    коридоре, вторая — повышение качественных характе-  кменистана, четыре области Кыргызстана, южную часть
                                    ристик имеющейся инфраструктуры, развитие альтер-  Казахстана и северную часть Афганистана и Ирана. Во-                                                        Модернизация                       Международный
                                    нативных  участков  для  повышения  общей  пропускной   дные ресурсы бассейна Аральского моря принадлежат                                                      действующих                        водно-энергетический
                                    способности коридора, третья — развитие ответвлений   главным образом бассейнам рек Сырдарья и Амударья                                                        региональных                       консорциум (МВЭК)
                                    коридора и примыкающих участков транспортной сети).   (Винокуров и др., 2021a). Эти ресурсы распределены не-                                                   институтов (схема                  (два возможных
                                    Однако предстоит еще большая работа по формирова-  равномерно: 77% годового стока в БАМ сосредоточено                                                          функционирования)                  подхода)
                                    нию Обсерватории транспортных проектов вдоль всего   в странах верхнего течения — Таджикистане и Кыргыз-            04
                                    транспортного каркаса Евразии. Методология формиро-  стане. При этом 85% водных ресурсов используется для
                                    вания Обсерватории транспортных проектов Евразии   орошения в странах нижнего течения — Узбекистане,
                                    может быть схожа с аналогичной обсерваторией, создан-  Туркменистане и Казахстане. На территории БАМ про-
                                    ной ЕЭК ООН для региона Европы.               живает 60 млн человек, или 81% населения Центральной
                                    03           РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ              проблемами: недостаток инвестиций в водно-энергети-                    Участие финансового                   05                 Международный исследовательский
                                                                                  Азии. БАМ сталкивается с двумя взаимосвязанными
                                                                                                                                                         оператора(-ов)
                                                                                                                                                                                                                  центр водно-энергетического
                                                 ТРАНСГРАНИЧНОГО
                                                                                  ческую инфраструктуру и отсутствие эффективного ре-
                                                 ГОСУДАРСТВЕННО-
                                                                                                                                                         в деятельности МВЭК
                                                                                  гионального сотрудничества (Винокуров и др., 2022b).
                                                                                                                                                                                                                  комплекса Центральной Азии
                                                 ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА.
                                    В общем перечне транспортных проектов выделяется   Центральная Азия нуждается в укреплении открытого и
                                                                                  конструктивного регионального диалога для выработки
                                    развитие инфраструктуры, расположенной на терри-  общих принципов регулирования водно-энергетическо-              Источник: Винокуров и др., 2022b.
             МБР смогут             тории двух и более государств, на принципах государ-  го комплекса региона. Наиболее эффективным решени-
             обеспечить             ственно-частного партнерства (ГЧП). Трансграничные   ем для реализации этих принципов станет наделение
             экологическую          ГЧП на транспорте сложно реализуемы без привлече-  большими  полномочиями  региональных  организаций,              инфраструктурных проектов ВЭК в Центральной   восточных и северных регионов, в том числе столицы   Рис.2
             безопасность,          ния внешнего финансирования, но при этом вносят   задействованных в водно-энергетическом регулиро-                 Азии. Представляется возможным участие в консор-  (города Астаны), снижение продовольственной безо-  Предлагаемые
             климатические          особый вклад в развитие международных транспор-  вании. Это относится, в первую очередь, к структурам              циумах таких региональных объединений, как ШОС,   пасности. В российской части бассейна увеличение во-  решения по развитию
                                                                                  Международного  фонда  спасения  Арала  (МФСА)  и
                                                                                                                                                       ЕАЭС и др. Такие проекты должны сбалансировать
                                    тно-экономических связей. Примерами таких проектов
                                                                                                                                                                                                                                                  регионального
                                                                                                                                                                                                   дозабора в Китае может привести к дефициту водных
             и социальные           в Евразии служат строительство пограничного моста   Объединенной энергетической системы Центральной                режим выработки гидроэлектроэнергии с ирригаци-  ресурсов в районе города Омска уже при снижении обе-  сотрудничества в сфере
             выгоды путем           через Амур между городами Благовещенск (Россия) и   Азии (ОЭС ЦА). Важно способствовать трансформации              онными потребностями и создать условия для водной   спеченности до 75% (Красноярова и др., 2022).  ВЭК в Центральной Азии
             использования          Хэйхэ (Китай), строительство скоростной железнодо-  МФСА в полноценную политическую платформу. Это                 и экологической безопасности в низовьях рек.  •  Разработка трехстороннего соглашения между Ки-
             инструментов           рожной магистрали Китай — Лаос и др. (Винокуров и   позволит обеспечить согласованное развитие водного                                                           таем, Казахстаном и Россией — оптимальный выход
             зеленого,              др., 2023c). Повышение трансграничной транспортной   и  энергетического  секторов  стран  Центральной  Азии,                   ТРЕХСТОРОННЕЕ                     из сложившейся ситуации в трансграничном бассей-
             устойчивого,           связанности способно генерировать кумулятивные   в том числе рациональное использование ресурсов и                05           СОТРУДНИЧЕСТВО                    не реки Иртыш. Соглашение позволит создать ин-
             социального            эффекты для всех стран Большой Евразии, поскольку   формирование скоординированной инвестиционной                              В БАССЕЙНЕ РЕКИ ИРТЫШ.            ституциональную платформу для сотрудничества, а в
             финансирования         будет стимулировать торговлю, инвестиции, экономи-  политики.  Важным  решением  может  стать  создание                        •  Бассейн реки Иртыш обеспечива-  дальнейшем осуществлять эффективное управление
                                    ческую активность и занятость, мобильность граждан
                                                                                  Международного исследовательского центра ВЭК ЦА
                                                                                                                                                                   ет потребности в воде значительной
                                                                                                                                                                                                     трансграничными водами и повысить безопасность
             при                    и международный туризм. Международные банки раз-  (рисунок 2).                                                     территории и населения трех стран — Китая (река   водопользования в бассейне реки. Другая важная за-
             инвестировании         вития смогут внести существенный вклад в повыше-  •  Создание Международного водно-энергетического                 Черный Иртыш), Казахстана (река Ертыс) и России   дача такого соглашения — выстроить механизмы под-
             в объекты              ние транспортной связанности путем финансирования   консорциума Центральной Азии (МВЭК ЦА) спо-                    (река Иртыш). В формировании водного стока и по-  держания качества воды в самой реке и рационально-
             транспортной           и со финансирования проектов трансграничных ГЧП,   собствовало бы эффективному диалогу с инвестора-                требностями между тремя странами наблюдаются   го водного баланса каждой стороны. Это может быть
             инфраструктуры.        привлечения экспертизы и содействия государствен-  ми. Консорциум взял бы на себя ключевую функцию                 диспропорции. Соотношение площади водосбора со-  сделано  в  том  числе  путем  реализации  проектов  по
                                    но-частным партнерствам. МБР смогут обеспечить   по поиску и обеспечению финансирования инфра-                     ставляет в Китае, Казахстане и России соответственно   мониторингу качества вод в бассейне реки и созда-
                                    экологическую безопасность, климатические и соци-  структурных проектов. Можно рассмотреть два ва-                 примерно 1:30:69, объемы среднемноголетнего стока   нию региональной системы оповещения в случае ава-
                                    альные  выгоды путем использования  инструментов   рианта: создание полноценной международной ор-                  соотносятся как 5:35:60, а  вот численность населе-  рий, вызванных внезапным сбросом загрязняющих
                                    зеленого, устойчивого, социального финансирования   ганизации или создание проектно-инвестиционных                 ния — как 18:53:29. На территории бассейна прожи-  веществ.
                                    при инвестировании в объекты транспортной инфра-  консорциумов  для  реализации  крупномасштабных                  вает 17 млн человек: около 3 млн в Алтайском округе
                                    структуры. Повышение транспортной связанности в   проектов. Второй вариант может оказаться более                   Синьцзян-Уйгурского  автономного  района  (СУАР),
                                    регионе может стать ярким примером «игры с поло-  практичным, поскольку будет способствовать ускоре-               5 млн в Казахстане и 9 млн в российских регионах         ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ЛИНИИ
                                    жительной суммой» (win-win), создавая выгоды как   нию строительства и более эффективной реализации               интенсивное загрязнение являются ключевыми вызо- 06       ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ.
                                                                                                                                                       (Красноярова и др., 2022).
                                    для транспортных компаний, так и для потребите-  крупных инвестиционных проектов.                                  Возрастающее изъятие речного стока Иртыша и его          Тесная взаимосвязанность  между  во-
                                    лей транспортных услуг, экспортеров и импортеров,   •  Финансовые институты могли бы сыграть решаю-                                                                         дой, энергией и продовольствием обу-
                                    а также  граждан  всех  стран-участниц. От развития   щую роль в качестве финансовых агентов по моби-             вами для трех стран. Среди основных рисков в Казах-       словливает необходимость интеграции
                                    транспортной инфраструктуры при реализации про-  лизации и объединению средств международных до-                  стане  — деградация проточного озера Зайсан на при-  рынков электроэнергии на межгосударственном уровне
                                    ектов  трансграничных  ГЧП  одинаково  выиграют  как   норов и других заинтересованных сторон (таких как          граничной территории, нарушение режимов работы   в формате Большой Евразии. Основой для интеграции
                                    страны, не имеющие выхода к морю, так и страны    Китай и Россия). Они также могли бы участвовать в               Иртышского  каскада  ГЭС  (источника  80%  гидроэлек-  выступает развитие технологической инфраструкту-
                                    транзита.                                       финансировании  национальных  и  трансграничных                   троэнергии Казахстана), ухудшение водоснабжения   ры — трансграничных линий электропередачи (ЛЭП).

              72  I  ВЕСНА 2024                                                                                                                                                                                                                       ВЕСНА 2024  I  73
   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79