Page 74 - ИЕ_весна 2024 (14)
P. 74
долл. Все проекты были про ранжированы по степени их 04 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД 02 03
В нее вошли более 100 инвестиционных проектов, реали-
К УПРАВЛЕНИЮ ВОДНО-
зуемых в настоящее время либо запланированных к осу-
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ
ществлению до 2030 г., на общую сумму свыше 38 млрд
принципов
АРАЛЬСКОГО МОРЯ.
приоритетности и объединены в три группы (первая — РЕСУРСАМИ В БАССЕЙНЕ Система
наиболее важные проекты по строительству недостаю- Бассейн Аральского моря (БАМ) охватывает всю терри- эффективного
щих участков и устранению узких мест на транспортном торию Таджикистана, Узбекистана, большую часть Тур- 01 регулирования
коридоре, вторая — повышение качественных характе- кменистана, четыре области Кыргызстана, южную часть
ристик имеющейся инфраструктуры, развитие альтер- Казахстана и северную часть Афганистана и Ирана. Во- Модернизация Международный
нативных участков для повышения общей пропускной дные ресурсы бассейна Аральского моря принадлежат действующих водно-энергетический
способности коридора, третья — развитие ответвлений главным образом бассейнам рек Сырдарья и Амударья региональных консорциум (МВЭК)
коридора и примыкающих участков транспортной сети). (Винокуров и др., 2021a). Эти ресурсы распределены не- институтов (схема (два возможных
Однако предстоит еще большая работа по формирова- равномерно: 77% годового стока в БАМ сосредоточено функционирования) подхода)
нию Обсерватории транспортных проектов вдоль всего в странах верхнего течения — Таджикистане и Кыргыз- 04
транспортного каркаса Евразии. Методология формиро- стане. При этом 85% водных ресурсов используется для
вания Обсерватории транспортных проектов Евразии орошения в странах нижнего течения — Узбекистане,
может быть схожа с аналогичной обсерваторией, создан- Туркменистане и Казахстане. На территории БАМ про-
ной ЕЭК ООН для региона Европы. живает 60 млн человек, или 81% населения Центральной
03 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ проблемами: недостаток инвестиций в водно-энергети- Участие финансового 05 Международный исследовательский
Азии. БАМ сталкивается с двумя взаимосвязанными
оператора(-ов)
центр водно-энергетического
ТРАНСГРАНИЧНОГО
ческую инфраструктуру и отсутствие эффективного ре-
ГОСУДАРСТВЕННО-
в деятельности МВЭК
гионального сотрудничества (Винокуров и др., 2022b).
комплекса Центральной Азии
ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА.
В общем перечне транспортных проектов выделяется Центральная Азия нуждается в укреплении открытого и
конструктивного регионального диалога для выработки
развитие инфраструктуры, расположенной на терри- общих принципов регулирования водно-энергетическо- Источник: Винокуров и др., 2022b.
МБР смогут тории двух и более государств, на принципах государ- го комплекса региона. Наиболее эффективным решени-
обеспечить ственно-частного партнерства (ГЧП). Трансграничные ем для реализации этих принципов станет наделение
экологическую ГЧП на транспорте сложно реализуемы без привлече- большими полномочиями региональных организаций, инфраструктурных проектов ВЭК в Центральной восточных и северных регионов, в том числе столицы Рис.2
безопасность, ния внешнего финансирования, но при этом вносят задействованных в водно-энергетическом регулиро- Азии. Представляется возможным участие в консор- (города Астаны), снижение продовольственной безо- Предлагаемые
климатические особый вклад в развитие международных транспор- вании. Это относится, в первую очередь, к структурам циумах таких региональных объединений, как ШОС, пасности. В российской части бассейна увеличение во- решения по развитию
Международного фонда спасения Арала (МФСА) и
ЕАЭС и др. Такие проекты должны сбалансировать
тно-экономических связей. Примерами таких проектов
регионального
дозабора в Китае может привести к дефициту водных
и социальные в Евразии служат строительство пограничного моста Объединенной энергетической системы Центральной режим выработки гидроэлектроэнергии с ирригаци- ресурсов в районе города Омска уже при снижении обе- сотрудничества в сфере
выгоды путем через Амур между городами Благовещенск (Россия) и Азии (ОЭС ЦА). Важно способствовать трансформации онными потребностями и создать условия для водной спеченности до 75% (Красноярова и др., 2022). ВЭК в Центральной Азии
использования Хэйхэ (Китай), строительство скоростной железнодо- МФСА в полноценную политическую платформу. Это и экологической безопасности в низовьях рек. • Разработка трехстороннего соглашения между Ки-
инструментов рожной магистрали Китай — Лаос и др. (Винокуров и позволит обеспечить согласованное развитие водного таем, Казахстаном и Россией — оптимальный выход
зеленого, др., 2023c). Повышение трансграничной транспортной и энергетического секторов стран Центральной Азии, ТРЕХСТОРОННЕЕ из сложившейся ситуации в трансграничном бассей-
устойчивого, связанности способно генерировать кумулятивные в том числе рациональное использование ресурсов и 05 СОТРУДНИЧЕСТВО не реки Иртыш. Соглашение позволит создать ин-
социального эффекты для всех стран Большой Евразии, поскольку формирование скоординированной инвестиционной В БАССЕЙНЕ РЕКИ ИРТЫШ. ституциональную платформу для сотрудничества, а в
финансирования будет стимулировать торговлю, инвестиции, экономи- политики. Важным решением может стать создание • Бассейн реки Иртыш обеспечива- дальнейшем осуществлять эффективное управление
ческую активность и занятость, мобильность граждан
Международного исследовательского центра ВЭК ЦА
ет потребности в воде значительной
трансграничными водами и повысить безопасность
при и международный туризм. Международные банки раз- (рисунок 2). территории и населения трех стран — Китая (река водопользования в бассейне реки. Другая важная за-
инвестировании вития смогут внести существенный вклад в повыше- • Создание Международного водно-энергетического Черный Иртыш), Казахстана (река Ертыс) и России дача такого соглашения — выстроить механизмы под-
в объекты ние транспортной связанности путем финансирования консорциума Центральной Азии (МВЭК ЦА) спо- (река Иртыш). В формировании водного стока и по- держания качества воды в самой реке и рационально-
транспортной и со финансирования проектов трансграничных ГЧП, собствовало бы эффективному диалогу с инвестора- требностями между тремя странами наблюдаются го водного баланса каждой стороны. Это может быть
инфраструктуры. привлечения экспертизы и содействия государствен- ми. Консорциум взял бы на себя ключевую функцию диспропорции. Соотношение площади водосбора со- сделано в том числе путем реализации проектов по
но-частным партнерствам. МБР смогут обеспечить по поиску и обеспечению финансирования инфра- ставляет в Китае, Казахстане и России соответственно мониторингу качества вод в бассейне реки и созда-
экологическую безопасность, климатические и соци- структурных проектов. Можно рассмотреть два ва- примерно 1:30:69, объемы среднемноголетнего стока нию региональной системы оповещения в случае ава-
альные выгоды путем использования инструментов рианта: создание полноценной международной ор- соотносятся как 5:35:60, а вот численность населе- рий, вызванных внезапным сбросом загрязняющих
зеленого, устойчивого, социального финансирования ганизации или создание проектно-инвестиционных ния — как 18:53:29. На территории бассейна прожи- веществ.
при инвестировании в объекты транспортной инфра- консорциумов для реализации крупномасштабных вает 17 млн человек: около 3 млн в Алтайском округе
структуры. Повышение транспортной связанности в проектов. Второй вариант может оказаться более Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР),
регионе может стать ярким примером «игры с поло- практичным, поскольку будет способствовать ускоре- 5 млн в Казахстане и 9 млн в российских регионах ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ЛИНИИ
жительной суммой» (win-win), создавая выгоды как нию строительства и более эффективной реализации интенсивное загрязнение являются ключевыми вызо- 06 ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ.
(Красноярова и др., 2022).
для транспортных компаний, так и для потребите- крупных инвестиционных проектов. Возрастающее изъятие речного стока Иртыша и его Тесная взаимосвязанность между во-
лей транспортных услуг, экспортеров и импортеров, • Финансовые институты могли бы сыграть решаю- дой, энергией и продовольствием обу-
а также граждан всех стран-участниц. От развития щую роль в качестве финансовых агентов по моби- вами для трех стран. Среди основных рисков в Казах- словливает необходимость интеграции
транспортной инфраструктуры при реализации про- лизации и объединению средств международных до- стане — деградация проточного озера Зайсан на при- рынков электроэнергии на межгосударственном уровне
ектов трансграничных ГЧП одинаково выиграют как норов и других заинтересованных сторон (таких как граничной территории, нарушение режимов работы в формате Большой Евразии. Основой для интеграции
страны, не имеющие выхода к морю, так и страны Китай и Россия). Они также могли бы участвовать в Иртышского каскада ГЭС (источника 80% гидроэлек- выступает развитие технологической инфраструкту-
транзита. финансировании национальных и трансграничных троэнергии Казахстана), ухудшение водоснабжения ры — трансграничных линий электропередачи (ЛЭП).
72 I ВЕСНА 2024 ВЕСНА 2024 I 73