Page 51 - ИЕ_весна 2024 (14)
P. 51

В связи с этим возникает вопрос о том, какие из пред-  эколого-правовых стимулов вообще и правового стиму-  В настоящее время страховые компании
 усмотренных Законом об охране окружающей среды   лирования экологизации хозяйственной деятельности в   сталкиваются с большим количеством пре-
 ограничительных средств охватываются номинирован-  частности.  тензий по полисам, оформленным десятки лет
 Одним   ным в нем термином «природоохранные требования».   Если мы обратимся к Основам государственной по-  назад, когда экологический риск еще не учиты-
 из способов   Можно ли отнести к ним закрепленные этим Законом   литики в области экологического развития Российской   вался и не определял величину премии. Ком-
 покрытия   и иными законодательными актами, регламентиру-  Федерации на период до 2030 года, утвержденным Пре-  паниям, чья природоохранная деятельность
 экологических   ющими экологические отношения, нормы-запреты,   зидентом  Российской  Федерации  30  апреля  2012  г.,  то   еще четко не определена, будет чрезвычайно
 рисков,   нормы-обязанности, нормы-дефиниции, нормы-прин-  увидим, что решение обозначенных в них задач тесно   сложно и накладно застраховаться. Так же, как
 сочетающим   ципы и другие правовые средства, обладающие эколо-  увязывается с необходимостью расширения роли пра-  и в банковском деле, экологический аудит, по
 вового стимулирования в деле охраны природы.
 го-правовым ограничительным потенциалом?
             всей вероятности, станет частью механизма
 в себе как   Можно, поскольку многие из них и семантически, и   оценки деятельности страховых компаний.
 возмещение   по правовой природе являются требованием (или его   ТАЙНЫЙ ЗНАК №3 —    Оценка экологической опасности с точки
 ущерба, так   неотъемлемой составляющей), адресованным субъекту   СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ  зрения интересов предпринимателей может
 и осуществление   экологического права, цель установления которого  —   помочь компаниям выработать реальный
 превентивных   определение пределов (границ) допустимой с природо-  «Подобно тому, как множество свитых бечевок  курс, способный обеспечить природное рав-
 мероприятий,   охранной точки зрения деятельности.  образуют канат, нередко огромная глупость  новесие, что отвечало бы как интересам биз-
 является   На допустимость отнесения к природоохранным   является всего лишь суммой глупостей мелких».  неса, так и интересам населения.
 страхование.  требованиям закрепленных экологическим законода-  Виктор Гюго  Так, например, роль эколого-правовых сти-
 тельством норм-дефиниций, норм-принципов, регу-  мулов планируется усилить и в сфере госу-
 лятивных норм, устанавливающих обязанности субъ-  Мировое сообщество пришло к выводу, что устойчи-  дарственного регулирования охраны атмос-
 ектов  экономической деятельности, указывает  также   вое развитие общества, заключающееся в обеспечении   ферного воздуха в крупных промышленных
 сложившаяся нормотворческая и правоприменительная   возможности удовлетворения потребности людей без   центрах России. В частности, разрабатывает-
 практика. В частности, приказом Росприроднадзора от   угрозы  возможностям  удовлетворения  потребностей   ся проект федерального закона «О внесении
 30 декабря 2020 г. № 1839 определен Перечень норматив-  будущих поколений, невозможно без обеспечения эко-  изменений в статьи 1 и 11 Федерального за-
 ных правовых актов (их отдельных положений), содер-  логической безопасности.  кона «О проведении эксперимента по квоти-
 жащих обязательные требования, оценка соблюдения   Одним из способов покрытия экологических рисков,   рованию выбросов загрязняющих веществ и
 которых осуществляется в рамках государственного   сочетающим в себе как возмещение ущерба, так и осу-  внесении  изменений  в  отдельные  законода-
 контроля (надзора), привлечения к административной   ществление превентивных мероприятий, является стра-  тельные акты Российской Федерации в части
 ответственности, предоставления лицензий, иных раз-  хование.  снижения загрязнения атмосферного возду-
 решений, аккредитации.  В середине XX века предпосылками развития стра-  ха», в случае принятия которого будет суще-
 С принятием Закона об обязательных требованиях   хования экологических рисков в зарубежной практике   ственно расширена территория проведения
 возник и еще один острый вопрос — о соотношении   стали совместные действия общественных объедине-  эксперимента по квотированию выбросов на
 подпадающих под критерии указанного Закона обяза-  ний (общественная поддержка охраны окружающей   основе сводных расчетов загрязнения атмос-
 тельных требований и требований, которые являются   среды), государства (законодательные нововведения,   ферного воздуха.
 обязательными в силу их прямого упоминания в иных   осуществляемые под влиянием общественного движе-  За последнее десятилетие платежи за раз-
 законодательных актах, в том числе в экологическом за-  ния) и страховщиков (в связи с появлением и повыше-  личные виды экосистемных услуг стали од-
 конодательстве. Так, Федеральный закон «Об обязатель-  нием спроса по страхованию ответственности в области   ними из самых инновационных подходов к
 ных требованиях в Российской Федерации» от 31.07.2020   экологических правонарушений). Процесс эволюции   управлению ресурсами экосистем.
 N 247-ФЗ к категории обязательных требований относит   страхования экологических рисков можно условно раз-  В России есть тоже примеры предоставле-
 любые требования, которые связаны с осуществлением   делить на четыре этапа: до 1950-х гг. — предыстория;   ния государством экосистемных услуг.
 экономической деятельности и оценка соблюдения ко-  1950-е —  1970-е гг. —  появление  спроса  на страховые   Фактически компенсацию населению за со-
 торых проводится в рамках государственного контроля   услуги; 1970-е — 1980-е гг. — появление специальных   хранение биоразнообразия в акватории Бело-
 (надзора), муниципального контроля, привлечения к   полисов страхования экологической ответственности; с   го моря провел председатель Правительства
 административной ответственности, предоставления   1980-х гг. — страхование экологических рисков как ком-  РФ В.В. Путин в феврале 2009 г., когда Прави-
 лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки со-  плексный вид страхования.  тельство России выделило 48 млн руб. на три
 ответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.  В «Стратегии экологической безопасности Россий-  года на программу занятости для населения
 Однако вряд ли такой вариант толкования норм дан-  ской Федерации на период до 2025 года» указывается,   за отказ от охоты на белька.
 ного Закона отвечает логике установления правовых   что ежегодно экономические потери, обусловленные   С учетом создания адекватных рынков,
 требований вообще, поскольку по своей правовой при-  ухудшением качества окружающей среды и связанны-  включая стоимость экосистемных услуг в
 роде любое требование, выраженное в норме права, яв-  ми с ним экономическими факторами, без учета ущер-  рыночный механизм, подобные расчеты по-
 ляется императивным, т.е. обязательным.  ба здоровью людей, составляют 4–6% ВВП страны. При   могут повысить экономическую эффектив-
 Стимулы? Стимулы!  этом  Росприроднадзор  ежегодно  взыскивает  с  компа-  ность, изменить систему налогообложения за
 Основу для формирования эколого-правовых сти-  ний, навредивших окружающей среде в результате ава-  пользование земельными и водными ресур-
 мулов, установления их целевой направленности со-  рий, около 2,5 млрд руб. Таким образом, значительная   сами и улучшить окружающую среду.
 ставляют прежде всего документы стратегического   часть ущерба от загрязнения окружающей среды оста-  Экосистемные услуги не бесплатны, и при-
 планирования в сфере охраны окружающей среды.   ется невозмещенной. Одной из важных причин этого   родой необходимо дорожить. Что касается
 В них предусмотрены ключевые направления цели и   является недостаточная эффективность системы эконо-  моральных аспектов защиты природы, то они
 приоритеты экологического развития нашей страны,   мических инструментов, гарантирующих возмещение   должны учитываться параллельно с эконо-
 а также механизмы их практического воплощения, во   убытков, возникших в результате загрязнения окружа-  мической стоимостью и эколого-правовыми
 многом предопределяющие содержание и динамику   ющей среды.  ограничениями и стимулами.

 48  I  ВЕСНА 2024                                                                                           ВЕСНА 2024  I  49
   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56