Page 51 - ИЕ_весна 2024 (14)
P. 51
В связи с этим возникает вопрос о том, какие из пред- эколого-правовых стимулов вообще и правового стиму- В настоящее время страховые компании
усмотренных Законом об охране окружающей среды лирования экологизации хозяйственной деятельности в сталкиваются с большим количеством пре-
ограничительных средств охватываются номинирован- частности. тензий по полисам, оформленным десятки лет
Одним ным в нем термином «природоохранные требования». Если мы обратимся к Основам государственной по- назад, когда экологический риск еще не учиты-
из способов Можно ли отнести к ним закрепленные этим Законом литики в области экологического развития Российской вался и не определял величину премии. Ком-
покрытия и иными законодательными актами, регламентиру- Федерации на период до 2030 года, утвержденным Пре- паниям, чья природоохранная деятельность
экологических ющими экологические отношения, нормы-запреты, зидентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., то еще четко не определена, будет чрезвычайно
рисков, нормы-обязанности, нормы-дефиниции, нормы-прин- увидим, что решение обозначенных в них задач тесно сложно и накладно застраховаться. Так же, как
сочетающим ципы и другие правовые средства, обладающие эколо- увязывается с необходимостью расширения роли пра- и в банковском деле, экологический аудит, по
вового стимулирования в деле охраны природы.
го-правовым ограничительным потенциалом?
всей вероятности, станет частью механизма
в себе как Можно, поскольку многие из них и семантически, и оценки деятельности страховых компаний.
возмещение по правовой природе являются требованием (или его ТАЙНЫЙ ЗНАК №3 — Оценка экологической опасности с точки
ущерба, так неотъемлемой составляющей), адресованным субъекту СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ зрения интересов предпринимателей может
и осуществление экологического права, цель установления которого — помочь компаниям выработать реальный
превентивных определение пределов (границ) допустимой с природо- «Подобно тому, как множество свитых бечевок курс, способный обеспечить природное рав-
мероприятий, охранной точки зрения деятельности. образуют канат, нередко огромная глупость новесие, что отвечало бы как интересам биз-
является На допустимость отнесения к природоохранным является всего лишь суммой глупостей мелких». неса, так и интересам населения.
страхование. требованиям закрепленных экологическим законода- Виктор Гюго Так, например, роль эколого-правовых сти-
тельством норм-дефиниций, норм-принципов, регу- мулов планируется усилить и в сфере госу-
лятивных норм, устанавливающих обязанности субъ- Мировое сообщество пришло к выводу, что устойчи- дарственного регулирования охраны атмос-
ектов экономической деятельности, указывает также вое развитие общества, заключающееся в обеспечении ферного воздуха в крупных промышленных
сложившаяся нормотворческая и правоприменительная возможности удовлетворения потребности людей без центрах России. В частности, разрабатывает-
практика. В частности, приказом Росприроднадзора от угрозы возможностям удовлетворения потребностей ся проект федерального закона «О внесении
30 декабря 2020 г. № 1839 определен Перечень норматив- будущих поколений, невозможно без обеспечения эко- изменений в статьи 1 и 11 Федерального за-
ных правовых актов (их отдельных положений), содер- логической безопасности. кона «О проведении эксперимента по квоти-
жащих обязательные требования, оценка соблюдения Одним из способов покрытия экологических рисков, рованию выбросов загрязняющих веществ и
которых осуществляется в рамках государственного сочетающим в себе как возмещение ущерба, так и осу- внесении изменений в отдельные законода-
контроля (надзора), привлечения к административной ществление превентивных мероприятий, является стра- тельные акты Российской Федерации в части
ответственности, предоставления лицензий, иных раз- хование. снижения загрязнения атмосферного возду-
решений, аккредитации. В середине XX века предпосылками развития стра- ха», в случае принятия которого будет суще-
С принятием Закона об обязательных требованиях хования экологических рисков в зарубежной практике ственно расширена территория проведения
возник и еще один острый вопрос — о соотношении стали совместные действия общественных объедине- эксперимента по квотированию выбросов на
подпадающих под критерии указанного Закона обяза- ний (общественная поддержка охраны окружающей основе сводных расчетов загрязнения атмос-
тельных требований и требований, которые являются среды), государства (законодательные нововведения, ферного воздуха.
обязательными в силу их прямого упоминания в иных осуществляемые под влиянием общественного движе- За последнее десятилетие платежи за раз-
законодательных актах, в том числе в экологическом за- ния) и страховщиков (в связи с появлением и повыше- личные виды экосистемных услуг стали од-
конодательстве. Так, Федеральный закон «Об обязатель- нием спроса по страхованию ответственности в области ними из самых инновационных подходов к
ных требованиях в Российской Федерации» от 31.07.2020 экологических правонарушений). Процесс эволюции управлению ресурсами экосистем.
N 247-ФЗ к категории обязательных требований относит страхования экологических рисков можно условно раз- В России есть тоже примеры предоставле-
любые требования, которые связаны с осуществлением делить на четыре этапа: до 1950-х гг. — предыстория; ния государством экосистемных услуг.
экономической деятельности и оценка соблюдения ко- 1950-е — 1970-е гг. — появление спроса на страховые Фактически компенсацию населению за со-
торых проводится в рамках государственного контроля услуги; 1970-е — 1980-е гг. — появление специальных хранение биоразнообразия в акватории Бело-
(надзора), муниципального контроля, привлечения к полисов страхования экологической ответственности; с го моря провел председатель Правительства
административной ответственности, предоставления 1980-х гг. — страхование экологических рисков как ком- РФ В.В. Путин в феврале 2009 г., когда Прави-
лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки со- плексный вид страхования. тельство России выделило 48 млн руб. на три
ответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы. В «Стратегии экологической безопасности Россий- года на программу занятости для населения
Однако вряд ли такой вариант толкования норм дан- ской Федерации на период до 2025 года» указывается, за отказ от охоты на белька.
ного Закона отвечает логике установления правовых что ежегодно экономические потери, обусловленные С учетом создания адекватных рынков,
требований вообще, поскольку по своей правовой при- ухудшением качества окружающей среды и связанны- включая стоимость экосистемных услуг в
роде любое требование, выраженное в норме права, яв- ми с ним экономическими факторами, без учета ущер- рыночный механизм, подобные расчеты по-
ляется императивным, т.е. обязательным. ба здоровью людей, составляют 4–6% ВВП страны. При могут повысить экономическую эффектив-
Стимулы? Стимулы! этом Росприроднадзор ежегодно взыскивает с компа- ность, изменить систему налогообложения за
Основу для формирования эколого-правовых сти- ний, навредивших окружающей среде в результате ава- пользование земельными и водными ресур-
мулов, установления их целевой направленности со- рий, около 2,5 млрд руб. Таким образом, значительная сами и улучшить окружающую среду.
ставляют прежде всего документы стратегического часть ущерба от загрязнения окружающей среды оста- Экосистемные услуги не бесплатны, и при-
планирования в сфере охраны окружающей среды. ется невозмещенной. Одной из важных причин этого родой необходимо дорожить. Что касается
В них предусмотрены ключевые направления цели и является недостаточная эффективность системы эконо- моральных аспектов защиты природы, то они
приоритеты экологического развития нашей страны, мических инструментов, гарантирующих возмещение должны учитываться параллельно с эконо-
а также механизмы их практического воплощения, во убытков, возникших в результате загрязнения окружа- мической стоимостью и эколого-правовыми
многом предопределяющие содержание и динамику ющей среды. ограничениями и стимулами.
48 I ВЕСНА 2024 ВЕСНА 2024 I 49