Page 48 - ИЕ_весна 2024 (14)
P. 48

Неточность в определении настоящих и будущих                      В Правилах «О размещении и устройстве частных за-  заявлены в общем русле признания на глобальном, ре-
                                                                                  издержек, являющихся результатом загрязнений, не                    водов, мануфактурных, фабричных и иных заведений в   гиональном и национальных уровнях экологического
                                                                                  может являться оправданием того, что мы затрудня-                   С.-Петербурге» 1833 г. закреплялось природоохранное   фактора в качестве одного из ключевых в организации
                                                                                  емся установить стоимость разрушения окружающей                     требование о том, что «все вредные газы, могущие от-  жизнедеятельности человека и необходимости продви-
                                                                                  среды. Точно так же, как простые граждане устанавли-                деляться при производстве работ, должны быть непре-  жения идеи устойчивого развития на всех уровнях и
                                                                                  вают цену на свои личные вещи, общество должно со-                  менно поглощаемы или сжигаемы». Этот же документ   интеграции его экономической, социальной и экологи-
                                                                                  здать механизмы для определения стоимости ресурсов,                 демонстрирует один из первых примеров дифференциа-  ческой составляющих.
                                                                                  принадлежащих всему человечеству: водных запасов,                   ции эколого-правовых ограничений хозяйственной дея-  Эколого-правовые  ограничения  можно  рассматри-
                                                                                  атмосферы и т. д. Эта работа должна основываться на                 тельности на основании ее влияния на природную среду.   вать в узком и широком смыслах: «соответственно, как
                                                                                  современных научных данных и на приоритетах, кото-                  В нем была проведена категоризация промышленных   синтетический, образуемый преимущественно запре-
                                                                                  рые выбирает народ.                                                 предприятий г. Санкт-Петербурга в зависимости от   тами  и  обязываниями  способ  правового  регулирова-
                                                                                    Рынок не указывает нам, в какую сторону двигать-                  вредности воздействия на атмосферный воздух на три   ния и как родовое понятие, включающее, собственно,
                                                                                  ся, однако он создает наиболее эффективные средства                 группы. К третьей группе были отнесены предприятия с   ограничения, а также обременения и разнообразные
                                                                                  для достижения цели. Поэтому общество, опираясь                     самым высоким уровнем выбросов в атмосферный воз-  требования,  которые  налагаются  и  предъявляются  к
                                                                                  на свои политические системы, должно вырабатывать                   дух. Такие промышленные предприятия не допускалось   субъектам экологических правоотношений и в конеч-
                                                                                  стоимостные оценки, намечать цели на длительную                     размещать в городе.                          ном счете означают для них ограничения экономиче-
                                                                                  перспективу, а следовательно, осуществлять политику                  В советский период для целей правового регулиро-  ской свободы».
                                                                                  взимания налогов и штрафов, а также корректировать                  вания охраны природы в законодательстве СССР и за-  Замечу, что многие из этих проблем (такие как цено-
                                                                                  курс на основе достигнутых результатов и изменяю-                   конодательствах  союзных  республик  устанавливались   образование за услуги размещения отходов, налоговые
                                                                                  щихся условий.                                                      запреты на использование природной среды способами,   нарушения для первичного сырья и  ценовые  реше-
                                                                                    Таким образом, при движении к устойчивому раз-                    ухудшающими ее естественные свойства, полезные для   ния) — результат правительственных действий. Однако
                                                                                  витию вполне достаточным было бы простое введе-                     человека, вводились ограничения на выбросы и сбросы   это неверно относительно ущерба, связанного с охраной
                                                                                  ние экологических налогов, постепенное, но предска-                 загрязняющих веществ, закреплялись обязанности по   окружающей среды из-за разнообразия мусора, с загряз-
                                                                                  зуемое.  В  этом случае неизбежный  рост  цен  в таких              реализации мер, направленных на сохранение, рацио-  нением воздуха, воды и с открытой добычей минераль-
                                                                                  сферах, как расширение инфраструктуры, развития
                                                                                  технологий, культуры и потребления, не стал бы нео-
                                                                                  жиданным.                                                                    Общество узнало идеологические падения, предполагающие,
                                                                                                                                                               что проблемы окружающей среды могут решаться растущим
                                                                                  ТАЙНЫЙ ЗНАК №2 —                                                             значением правительственного контроля, хотя данный
                                                                                  ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В СФЕРЕ                                                 прием не несовершенен. Эффективная роль правительства
                                                                                  ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
                                                                                  Экономический рост, как правило, несет в себе не                             в достижении баланса между экономической системой
                                                                                  только решение проблем, но и потенциальный соци-                             и окружающей средой требует меньше контроля в некоторых
                                                                                  ально-экономический конфликт. Снимая одни проти-                             районах и больше в других.
                                                                                  воречия, он обостряет другие. Экономический рост
                                                                                  никогда не бывает равномерным — он всегда сопро-
                                                                                  вождается структурной ломкой, нарастанием диффе-                    нальное использование и воспроизводство природных   ного сырья. Когда продукт производится из первичных
                                                                                  ренциации и напряженности между отдельными сег-                     ресурсов, провозглашался принцип ответственности за   материалов, вместо повторно используемого минера-
                                                                                  ментами хозяйства, перераспределением ресурсов из                   нарушение законодательства об охране природы.  ла, а издержки, объединенные с ущербом, нанесенным
                                                                                  отстающих секторов экономики, социальных групп,                      На современном этапе развития экологического   окружающей среде, не учитываются, некоторые прави-
                                                                                  территорий в интенсивно развивающийся уклад. Всё                    законодательства  России  в  механизме  действия  эко-  тельственные действия могут быть ослаблены.
                                                                                  это может порождать напряженность, которая должна                   логического права также преобладают нормы-огра-  Поэтому государственное регулирование в данной об-
                                                                                  гаситься соответствующей социально-экономической                    ничения (запреты, санкции и другие средства админи-  ласти должно дополняться усилением программ, чтобы
                                                                                  и экологической политикой государства и корпораций,                 стративно-правового регулирования) экономической   учесть издержки от мероприятий по охране окружаю-
                                                                                  перераспределяющих часть выигрыша лидеров роста в                   деятельности. И такой подход российского законодателя   щей среды.
                                                                                  пользу отстающих. Именно поэтому в настоящее время                  является закономерным. Он обусловлен не только преи-  В отличие от доктринальных позиций в Законе об
                                                                                  требуется механизм согласования и балансирования                    мущественно публичным характером эколого-правовой   охране окружающей среды ограничения как право-
                                                                                  интересов различных участников социальных и эконо-                  регуляции, призванной охранять те или иные природ-  вое средство воздействия на поведение участников
                                                                                  мических процессов.                                                 ные объекты и складывающиеся вокруг них обществен-  экологических правоотношений включены в  состав
                                                                                    История развития правового регулирования охра-                    ные отношения, но и тем, что состояние окружающей   требований  в  области  охраны  окружающей  среды
                                                                                  ны окружающей среды показывает, что в нем всегда                    среды на территории Российской Федерации, где сосре-  (природоохранных  требований).  Таким  образом,
                                                                                  преобладали правовые средства принудительного ха-                   доточена большая часть населения страны и производ-  требования и ограничения в интерпретации законо-
                                                                                  рактера, адресатами которых, как правило, являлись                  ственных мощностей, оценивается как экологически   дателя  не являются однопорядковыми  категориями.
                                                                                  субъекты, реализующие экономическую деятельность,                   неблагополучное.                             Одновременно с ограничениями к природоохран-
                                                                                  оказывающую негативное воздействие на окружаю-                       В общем виде эколого-правовые ориентиры россий-  ным требованиям Закон об охране окружающей сре-
                                                                                  щую среду (далее также — субъекты экономической                     ского государства определены Конституцией РФ (ст. 9,   ды относит обязательные условия осуществления
                                                                                  деятельности,  субъекты  хозяйственной  деятельно-                  42, 58, 75.1 и др.), Законом об охране окружающей   любой деятельности, оказывающей воздействие  на
                                                                                  сти). Так, например, ст. 498 Строительного устава                   среды и Основами государственной политики в обла-  окружающую среду. При этом ни нормативное со-
                                                                                  Российской Империи 1832 г. вводился запрет на воз-                  сти экологического развития Российской Федерации.   держание, ни перечень природоохранных ограни-
                                                                                  ведение в городах заводов, вредных чистоте воздуха.                 Национальные приоритеты экологического развития   чений и условий указанный Закон не определяет.

              46  I  ВЕСНА 2024                                                                                                                                                                                                                       ВЕСНА 2024  I  47
   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53