Page 48 - ИЕ_весна 2024 (14)
P. 48
Неточность в определении настоящих и будущих В Правилах «О размещении и устройстве частных за- заявлены в общем русле признания на глобальном, ре-
издержек, являющихся результатом загрязнений, не водов, мануфактурных, фабричных и иных заведений в гиональном и национальных уровнях экологического
может являться оправданием того, что мы затрудня- С.-Петербурге» 1833 г. закреплялось природоохранное фактора в качестве одного из ключевых в организации
емся установить стоимость разрушения окружающей требование о том, что «все вредные газы, могущие от- жизнедеятельности человека и необходимости продви-
среды. Точно так же, как простые граждане устанавли- деляться при производстве работ, должны быть непре- жения идеи устойчивого развития на всех уровнях и
вают цену на свои личные вещи, общество должно со- менно поглощаемы или сжигаемы». Этот же документ интеграции его экономической, социальной и экологи-
здать механизмы для определения стоимости ресурсов, демонстрирует один из первых примеров дифференциа- ческой составляющих.
принадлежащих всему человечеству: водных запасов, ции эколого-правовых ограничений хозяйственной дея- Эколого-правовые ограничения можно рассматри-
атмосферы и т. д. Эта работа должна основываться на тельности на основании ее влияния на природную среду. вать в узком и широком смыслах: «соответственно, как
современных научных данных и на приоритетах, кото- В нем была проведена категоризация промышленных синтетический, образуемый преимущественно запре-
рые выбирает народ. предприятий г. Санкт-Петербурга в зависимости от тами и обязываниями способ правового регулирова-
Рынок не указывает нам, в какую сторону двигать- вредности воздействия на атмосферный воздух на три ния и как родовое понятие, включающее, собственно,
ся, однако он создает наиболее эффективные средства группы. К третьей группе были отнесены предприятия с ограничения, а также обременения и разнообразные
для достижения цели. Поэтому общество, опираясь самым высоким уровнем выбросов в атмосферный воз- требования, которые налагаются и предъявляются к
на свои политические системы, должно вырабатывать дух. Такие промышленные предприятия не допускалось субъектам экологических правоотношений и в конеч-
стоимостные оценки, намечать цели на длительную размещать в городе. ном счете означают для них ограничения экономиче-
перспективу, а следовательно, осуществлять политику В советский период для целей правового регулиро- ской свободы».
взимания налогов и штрафов, а также корректировать вания охраны природы в законодательстве СССР и за- Замечу, что многие из этих проблем (такие как цено-
курс на основе достигнутых результатов и изменяю- конодательствах союзных республик устанавливались образование за услуги размещения отходов, налоговые
щихся условий. запреты на использование природной среды способами, нарушения для первичного сырья и ценовые реше-
Таким образом, при движении к устойчивому раз- ухудшающими ее естественные свойства, полезные для ния) — результат правительственных действий. Однако
витию вполне достаточным было бы простое введе- человека, вводились ограничения на выбросы и сбросы это неверно относительно ущерба, связанного с охраной
ние экологических налогов, постепенное, но предска- загрязняющих веществ, закреплялись обязанности по окружающей среды из-за разнообразия мусора, с загряз-
зуемое. В этом случае неизбежный рост цен в таких реализации мер, направленных на сохранение, рацио- нением воздуха, воды и с открытой добычей минераль-
сферах, как расширение инфраструктуры, развития
технологий, культуры и потребления, не стал бы нео-
жиданным. Общество узнало идеологические падения, предполагающие,
что проблемы окружающей среды могут решаться растущим
ТАЙНЫЙ ЗНАК №2 — значением правительственного контроля, хотя данный
ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В СФЕРЕ прием не несовершенен. Эффективная роль правительства
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Экономический рост, как правило, несет в себе не в достижении баланса между экономической системой
только решение проблем, но и потенциальный соци- и окружающей средой требует меньше контроля в некоторых
ально-экономический конфликт. Снимая одни проти- районах и больше в других.
воречия, он обостряет другие. Экономический рост
никогда не бывает равномерным — он всегда сопро-
вождается структурной ломкой, нарастанием диффе- нальное использование и воспроизводство природных ного сырья. Когда продукт производится из первичных
ренциации и напряженности между отдельными сег- ресурсов, провозглашался принцип ответственности за материалов, вместо повторно используемого минера-
ментами хозяйства, перераспределением ресурсов из нарушение законодательства об охране природы. ла, а издержки, объединенные с ущербом, нанесенным
отстающих секторов экономики, социальных групп, На современном этапе развития экологического окружающей среде, не учитываются, некоторые прави-
территорий в интенсивно развивающийся уклад. Всё законодательства России в механизме действия эко- тельственные действия могут быть ослаблены.
это может порождать напряженность, которая должна логического права также преобладают нормы-огра- Поэтому государственное регулирование в данной об-
гаситься соответствующей социально-экономической ничения (запреты, санкции и другие средства админи- ласти должно дополняться усилением программ, чтобы
и экологической политикой государства и корпораций, стративно-правового регулирования) экономической учесть издержки от мероприятий по охране окружаю-
перераспределяющих часть выигрыша лидеров роста в деятельности. И такой подход российского законодателя щей среды.
пользу отстающих. Именно поэтому в настоящее время является закономерным. Он обусловлен не только преи- В отличие от доктринальных позиций в Законе об
требуется механизм согласования и балансирования мущественно публичным характером эколого-правовой охране окружающей среды ограничения как право-
интересов различных участников социальных и эконо- регуляции, призванной охранять те или иные природ- вое средство воздействия на поведение участников
мических процессов. ные объекты и складывающиеся вокруг них обществен- экологических правоотношений включены в состав
История развития правового регулирования охра- ные отношения, но и тем, что состояние окружающей требований в области охраны окружающей среды
ны окружающей среды показывает, что в нем всегда среды на территории Российской Федерации, где сосре- (природоохранных требований). Таким образом,
преобладали правовые средства принудительного ха- доточена большая часть населения страны и производ- требования и ограничения в интерпретации законо-
рактера, адресатами которых, как правило, являлись ственных мощностей, оценивается как экологически дателя не являются однопорядковыми категориями.
субъекты, реализующие экономическую деятельность, неблагополучное. Одновременно с ограничениями к природоохран-
оказывающую негативное воздействие на окружаю- В общем виде эколого-правовые ориентиры россий- ным требованиям Закон об охране окружающей сре-
щую среду (далее также — субъекты экономической ского государства определены Конституцией РФ (ст. 9, ды относит обязательные условия осуществления
деятельности, субъекты хозяйственной деятельно- 42, 58, 75.1 и др.), Законом об охране окружающей любой деятельности, оказывающей воздействие на
сти). Так, например, ст. 498 Строительного устава среды и Основами государственной политики в обла- окружающую среду. При этом ни нормативное со-
Российской Империи 1832 г. вводился запрет на воз- сти экологического развития Российской Федерации. держание, ни перечень природоохранных ограни-
ведение в городах заводов, вредных чистоте воздуха. Национальные приоритеты экологического развития чений и условий указанный Закон не определяет.
46 I ВЕСНА 2024 ВЕСНА 2024 I 47