Page 49 - ИЕ_весна 2024 (14)
P. 49

Неточность в определении настоящих и будущих   В Правилах «О размещении и устройстве частных за-  заявлены в общем русле признания на глобальном, ре-
 издержек, являющихся результатом загрязнений, не   водов, мануфактурных, фабричных и иных заведений в   гиональном и национальных уровнях экологического
 может являться оправданием того, что мы затрудня-  С.-Петербурге» 1833 г. закреплялось природоохранное   фактора в качестве одного из ключевых в организации
 емся установить стоимость разрушения окружающей   требование о том, что «все вредные газы, могущие от-  жизнедеятельности человека и необходимости продви-
 среды. Точно так же, как простые граждане устанавли-  деляться при производстве работ, должны быть непре-  жения идеи устойчивого развития на всех уровнях и
 вают цену на свои личные вещи, общество должно со-  менно поглощаемы или сжигаемы». Этот же документ   интеграции его экономической, социальной и экологи-
 здать механизмы для определения стоимости ресурсов,   демонстрирует один из первых примеров дифференциа-  ческой составляющих.
 принадлежащих всему человечеству: водных запасов,   ции эколого-правовых ограничений хозяйственной дея-  Эколого-правовые  ограничения  можно  рассматри-
 атмосферы и т. д. Эта работа должна основываться на   тельности на основании ее влияния на природную среду.   вать в узком и широком смыслах: «соответственно, как
 современных научных данных и на приоритетах, кото-  В нем была проведена категоризация промышленных   синтетический, образуемый преимущественно запре-
 рые выбирает народ.  предприятий г. Санкт-Петербурга в зависимости от   тами  и  обязываниями  способ  правового  регулирова-
 Рынок не указывает нам, в какую сторону двигать-  вредности воздействия на атмосферный воздух на три   ния и как родовое понятие, включающее, собственно,
 ся, однако он создает наиболее эффективные средства   группы. К третьей группе были отнесены предприятия с   ограничения, а также обременения и разнообразные
 для достижения цели. Поэтому общество, опираясь   самым высоким уровнем выбросов в атмосферный воз-  требования,  которые  налагаются  и  предъявляются  к
 на свои политические системы, должно вырабатывать   дух. Такие промышленные предприятия не допускалось   субъектам экологических правоотношений и в конеч-
 стоимостные оценки, намечать цели на длительную   размещать в городе.  ном счете означают для них ограничения экономиче-
 перспективу, а следовательно, осуществлять политику   В советский период для целей правового регулиро-  ской свободы».
 взимания налогов и штрафов, а также корректировать   вания охраны природы в законодательстве СССР и за-  Замечу, что многие из этих проблем (такие как цено-
 курс на основе достигнутых результатов и изменяю-  конодательствах  союзных  республик  устанавливались   образование за услуги размещения отходов, налоговые
 щихся условий.  запреты на использование природной среды способами,   нарушения для первичного сырья и  ценовые  реше-
 Таким образом, при движении к устойчивому раз-  ухудшающими ее естественные свойства, полезные для   ния) — результат правительственных действий. Однако
 витию вполне достаточным было бы простое введе-  человека, вводились ограничения на выбросы и сбросы   это неверно относительно ущерба, связанного с охраной
 ние экологических налогов, постепенное, но предска-  загрязняющих веществ, закреплялись обязанности по   окружающей среды из-за разнообразия мусора, с загряз-
 зуемое.  В  этом случае неизбежный  рост  цен  в таких   реализации мер, направленных на сохранение, рацио-  нением воздуха, воды и с открытой добычей минераль-
 сферах, как расширение инфраструктуры, развития
 технологий, культуры и потребления, не стал бы нео-
 жиданным.             Общество узнало идеологические падения, предполагающие,
                       что проблемы окружающей среды могут решаться растущим
 ТАЙНЫЙ ЗНАК №2 —      значением правительственного контроля, хотя данный
 ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В СФЕРЕ   прием не несовершенен. Эффективная роль правительства
 ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
 Экономический рост, как правило, несет в себе не   в достижении баланса между экономической системой
 только решение проблем, но и потенциальный соци-  и окружающей средой требует меньше контроля в некоторых
 ально-экономический конфликт. Снимая одни проти-  районах и больше в других.
 воречия, он обостряет другие. Экономический рост
 никогда не бывает равномерным — он всегда сопро-
 вождается структурной ломкой, нарастанием диффе-  нальное использование и воспроизводство природных   ного сырья. Когда продукт производится из первичных
 ренциации и напряженности между отдельными сег-  ресурсов, провозглашался принцип ответственности за   материалов, вместо повторно используемого минера-
 ментами хозяйства, перераспределением ресурсов из   нарушение законодательства об охране природы.  ла, а издержки, объединенные с ущербом, нанесенным
 отстающих секторов экономики, социальных групп,   На современном этапе развития экологического   окружающей среде, не учитываются, некоторые прави-
 территорий в интенсивно развивающийся уклад. Всё   законодательства  России  в  механизме  действия  эко-  тельственные действия могут быть ослаблены.
 это может порождать напряженность, которая должна   логического права также преобладают нормы-огра-  Поэтому государственное регулирование в данной об-
 гаситься соответствующей социально-экономической   ничения (запреты, санкции и другие средства админи-  ласти должно дополняться усилением программ, чтобы
 и экологической политикой государства и корпораций,   стративно-правового регулирования) экономической   учесть издержки от мероприятий по охране окружаю-
 перераспределяющих часть выигрыша лидеров роста в   деятельности. И такой подход российского законодателя   щей среды.
 пользу отстающих. Именно поэтому в настоящее время   является закономерным. Он обусловлен не только преи-  В отличие от доктринальных позиций в Законе об
 требуется механизм согласования и балансирования   мущественно публичным характером эколого-правовой   охране окружающей среды ограничения как право-
 интересов различных участников социальных и эконо-  регуляции, призванной охранять те или иные природ-  вое средство воздействия на поведение участников
 мических процессов.  ные объекты и складывающиеся вокруг них обществен-  экологических правоотношений включены в  состав
 История развития правового регулирования охра-  ные отношения, но и тем, что состояние окружающей   требований  в  области  охраны  окружающей  среды
 ны окружающей среды показывает, что в нем всегда   среды на территории Российской Федерации, где сосре-  (природоохранных  требований).  Таким  образом,
 преобладали правовые средства принудительного ха-  доточена большая часть населения страны и производ-  требования и ограничения в интерпретации законо-
 рактера, адресатами которых, как правило, являлись   ственных мощностей, оценивается как экологически   дателя  не являются однопорядковыми  категориями.
 субъекты, реализующие экономическую деятельность,   неблагополучное.  Одновременно с ограничениями к природоохран-
 оказывающую негативное воздействие на окружаю-  В общем виде эколого-правовые ориентиры россий-  ным требованиям Закон об охране окружающей сре-
 щую среду (далее также — субъекты экономической   ского государства определены Конституцией РФ (ст. 9,   ды относит обязательные условия осуществления
 деятельности,  субъекты  хозяйственной  деятельно-  42, 58, 75.1 и др.), Законом об охране окружающей   любой деятельности, оказывающей воздействие  на
 сти). Так, например, ст. 498 Строительного устава   среды и Основами государственной политики в обла-  окружающую среду. При этом ни нормативное со-
 Российской Империи 1832 г. вводился запрет на воз-  сти экологического развития Российской Федерации.   держание, ни перечень природоохранных ограни-
 ведение в городах заводов, вредных чистоте воздуха.    Национальные приоритеты экологического развития   чений и условий указанный Закон не определяет.

 46  I  ВЕСНА 2024                                                                                           ВЕСНА 2024  I  47
   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54