Page 50 - ИЕ_весна 2024 (14)
P. 50

В связи с этим возникает вопрос о том, какие из пред-  эколого-правовых стимулов вообще и правового стиму-         В настоящее время страховые компании
                                    усмотренных Законом об охране окружающей среды   лирования экологизации хозяйственной деятельности в              сталкиваются с большим количеством пре-
                                    ограничительных средств охватываются номинирован-  частности.                                                     тензий по полисам, оформленным десятки лет
             Одним                  ным в нем термином «природоохранные требования».   Если мы обратимся к Основам государственной по-                назад, когда экологический риск еще не учиты-
             из способов            Можно ли отнести к ним закрепленные этим Законом   литики в области экологического развития Российской            вался и не определял величину премии. Ком-
             покрытия               и иными законодательными актами, регламентиру-  Федерации на период до 2030 года, утвержденным Пре-               паниям, чья природоохранная деятельность
             экологических          ющими экологические отношения, нормы-запреты,   зидентом  Российской  Федерации  30  апреля  2012  г.,  то        еще четко не определена, будет чрезвычайно
             рисков,                нормы-обязанности, нормы-дефиниции, нормы-прин-  увидим, что решение обозначенных в них задач тесно               сложно и накладно застраховаться. Так же, как
             сочетающим             ципы и другие правовые средства, обладающие эколо-  увязывается с необходимостью расширения роли пра-             и в банковском деле, экологический аудит, по
                                                                                  вового стимулирования в деле охраны природы.
                                    го-правовым ограничительным потенциалом?
                                                                                                                                                      всей вероятности, станет частью механизма
             в себе как               Можно, поскольку многие из них и семантически, и                                                                оценки деятельности страховых компаний.
             возмещение             по правовой природе являются требованием (или его   ТАЙНЫЙ ЗНАК №3 —                                               Оценка экологической опасности с точки
             ущерба, так            неотъемлемой составляющей), адресованным субъекту   СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ                                            зрения интересов предпринимателей может
             и осуществление        экологического права, цель установления которого  —                                                               помочь компаниям выработать реальный
             превентивных           определение пределов (границ) допустимой с природо-  «Подобно тому, как множество свитых бечевок                  курс, способный обеспечить природное рав-
             мероприятий,           охранной точки зрения деятельности.                    образуют канат, нередко огромная глупость                  новесие, что отвечало бы как интересам биз-
             является                 На допустимость отнесения к природоохранным        является всего лишь суммой глупостей мелких».                неса, так и интересам населения.
             страхование.           требованиям закрепленных экологическим законода-                              Виктор Гюго                          Так, например, роль эколого-правовых сти-
                                    тельством норм-дефиниций, норм-принципов, регу-                                                                   мулов планируется усилить и в сфере госу-
                                    лятивных норм, устанавливающих обязанности субъ-  Мировое сообщество пришло к выводу, что устойчи-                дарственного регулирования охраны атмос-
                                    ектов  экономической деятельности, указывает  также   вое развитие общества, заключающееся в обеспечении          ферного воздуха в крупных промышленных
                                    сложившаяся нормотворческая и правоприменительная   возможности удовлетворения потребности людей без              центрах России. В частности, разрабатывает-
                                    практика. В частности, приказом Росприроднадзора от   угрозы  возможностям  удовлетворения  потребностей          ся проект федерального закона «О внесении
                                    30 декабря 2020 г. № 1839 определен Перечень норматив-  будущих поколений, невозможно без обеспечения эко-        изменений в статьи 1 и 11 Федерального за-
                                    ных правовых актов (их отдельных положений), содер-  логической безопасности.                                     кона «О проведении эксперимента по квоти-
                                    жащих обязательные требования, оценка соблюдения   Одним из способов покрытия экологических рисков,               рованию выбросов загрязняющих веществ и
                                    которых осуществляется в рамках государственного   сочетающим в себе как возмещение ущерба, так и осу-            внесении  изменений  в  отдельные  законода-
                                    контроля (надзора), привлечения к административной   ществление превентивных мероприятий, является стра-          тельные акты Российской Федерации в части
                                    ответственности, предоставления лицензий, иных раз-  хование.                                                     снижения загрязнения атмосферного возду-
                                    решений, аккредитации.                          В середине XX века предпосылками развития стра-                   ха», в случае принятия которого будет суще-
                                      С принятием Закона об обязательных требованиях   хования экологических рисков в зарубежной практике             ственно расширена территория проведения
                                    возник и еще один острый вопрос — о соотношении   стали совместные действия общественных объедине-                эксперимента по квотированию выбросов на
                                    подпадающих под критерии указанного Закона обяза-  ний (общественная поддержка охраны окружающей                  основе сводных расчетов загрязнения атмос-
                                    тельных требований и требований, которые являются   среды), государства (законодательные нововведения,            ферного воздуха.
                                    обязательными в силу их прямого упоминания в иных   осуществляемые под влиянием общественного движе-               За последнее десятилетие платежи за раз-
                                    законодательных актах, в том числе в экологическом за-  ния) и страховщиков (в связи с появлением и повыше-       личные виды экосистемных услуг стали од-
                                    конодательстве. Так, Федеральный закон «Об обязатель-  нием спроса по страхованию ответственности в области       ними из самых инновационных подходов к
                                    ных требованиях в Российской Федерации» от 31.07.2020   экологических правонарушений). Процесс эволюции           управлению ресурсами экосистем.
                                    N 247-ФЗ к категории обязательных требований относит   страхования экологических рисков можно условно раз-         В России есть тоже примеры предоставле-
                                    любые требования, которые связаны с осуществлением   делить на четыре этапа: до 1950-х гг. — предыстория;         ния государством экосистемных услуг.
                                    экономической деятельности и оценка соблюдения ко-  1950-е —  1970-е гг. —  появление  спроса  на страховые        Фактически компенсацию населению за со-
                                    торых проводится в рамках государственного контроля   услуги; 1970-е — 1980-е гг. — появление специальных         хранение биоразнообразия в акватории Бело-
                                    (надзора), муниципального контроля, привлечения к   полисов страхования экологической ответственности; с          го моря провел председатель Правительства
                                    административной ответственности, предоставления   1980-х гг. — страхование экологических рисков как ком-         РФ В.В. Путин в феврале 2009 г., когда Прави-
                                    лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки со-  плексный вид страхования.                                   тельство России выделило 48 млн руб. на три
                                    ответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.  В «Стратегии экологической безопасности Россий-             года на программу занятости для населения
                                      Однако вряд ли такой вариант толкования норм дан-  ской Федерации на период до 2025 года» указывается,          за отказ от охоты на белька.
                                    ного Закона отвечает логике установления правовых   что ежегодно экономические потери, обусловленные               С учетом создания адекватных рынков,
                                    требований вообще, поскольку по своей правовой при-  ухудшением качества окружающей среды и связанны-             включая стоимость экосистемных услуг в
                                    роде любое требование, выраженное в норме права, яв-  ми с ним экономическими факторами, без учета ущер-          рыночный механизм, подобные расчеты по-
                                    ляется императивным, т.е. обязательным.       ба здоровью людей, составляют 4–6% ВВП страны. При                  могут повысить экономическую эффектив-
                                      Стимулы? Стимулы!                           этом  Росприроднадзор  ежегодно  взыскивает  с  компа-              ность, изменить систему налогообложения за
                                      Основу для формирования эколого-правовых сти-  ний, навредивших окружающей среде в результате ава-              пользование земельными и водными ресур-
                                    мулов, установления их целевой направленности со-  рий, около 2,5 млрд руб. Таким образом, значительная           сами и улучшить окружающую среду.
                                    ставляют прежде всего документы стратегического   часть ущерба от загрязнения окружающей среды оста-               Экосистемные услуги не бесплатны, и при-
                                    планирования в сфере охраны окружающей среды.   ется невозмещенной. Одной из важных причин этого                  родой необходимо дорожить. Что касается
                                    В них предусмотрены ключевые направления цели и   является недостаточная эффективность системы эконо-             моральных аспектов защиты природы, то они
                                    приоритеты экологического развития нашей страны,   мических инструментов, гарантирующих возмещение                должны учитываться параллельно с эконо-
                                    а также механизмы их практического воплощения, во   убытков, возникших в результате загрязнения окружа-           мической стоимостью и эколого-правовыми
                                    многом предопределяющие содержание и динамику   ющей среды.                                                       ограничениями и стимулами.

              48  I  ВЕСНА 2024                                                                                                                                                                                                                       ВЕСНА 2024  I  49
   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55