Page 85 - ИЕ_02_2025
P. 85

Рисунок 30  Рисунок 31  Таблица 3
 Распределение денежного дохода по 20-процентным группам населения  Кривая Лоренца для государств – членов ЕАЭС в 2023 году  Сопоставление прогноза ВВП государств – членов ЕАЭС в постоянных ценах с фактическими данными, темпы прироста в % к предыдущему году

                                    2020        2021       2022        2023        2024        2025        2026       Источник
                                    6,3         5,8         12,6        8,7         6,3         5,8         5,7
             Армения                                                                                                    МФ
                                    -7,2        5,8         12,6        8,3        6,0***
                                    2,8         1,8         2,9         3,8         3,8         4,1
             Беларусь                                                                                                   МЭ
                                    -0,7        2,4         -4,7        4,1        4,0***
                                    4,1         3,1         3,9         4,2         5,3         5,6         6,3
             Казахстан                                                                                                 МНЭ
                                    -2,5        4,3         3,2         5,1        4,4***
                                    3,6         5,0         6,5         4,5         6,3         6,0
             Кыргызстан                                                                                                МЭК
                                    -7,1        5,5         9,0         9,0        9,0***
                                    1,7         3,3         3,0         -0,8        2,8         2,5         2,6
             Россия                                                                                                    МЭР
                                    -2,7        5,9         -1,2        3,6        3,9***
                                    1,9         3,8         3,1         3,0         3,8*       2,9**       3,1**
             ЕАЭС*                                                                                                      ЕЭК
                                    -2,6        5,6         -0,8        3,8         4,0*


                                   прогнозные значения            фактические значения
                                *– оценка ЕЭК; **– прогноз ЕЭК; *** - данные за последний доступный период 2024 г.
            Источник: Кемеровстат



 Источник: ЕЭК, национальные статистические службы, расчеты ЕЭК  ПРОГНОЗ ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ  Рисунок 32
              По итогам 2024 года прирост взаимной торговли в стоимост-  Прогноз динамики взаимной торговли, млн долл.
            ном выражении по предварительным оценкам составил 8,8%, что
 доля доходов, полученных от трудовой деятельности за границей   ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ   соответствует увеличению стоимостных объемов до 98,3 млрд
 (порядка трети для последнего дециля и около 14% – для двух   ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ЕАЭС  долл. Положительная динамика сформирована преимуществен-
 предпоследних).  ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОГНОЗА   но за счёт увеличения экспорта из России и Беларуси, которые
 Подготовленные  уполномоченными  органами  государств  –   активно работают над поиском новых рынков сбыта своей про-
 ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ   членов ЕАЭС прогнозы социально-экономического развития   дукции. Вместе с тем экспорт товаров из Армении и Казахстана в
 1. Увеличение бюджетного пространства может повысить воз-  на 2025 год и последующие года исходят из сохранения благо-  ЕАЭС перестал демонстрировать высокие темы роста, имевшие
 можности государств-членов противостоять потенциальным   приятных внутренних и внешних макроэкономических условий,   место в 2022-2023 годах. Это отражает факт, что рост за счёт пе-
 шокам.  Целесообразно  снизить  проциклическую  направлен-  замедления темпов роста мировой экономики. Ожидается посте-  реориентации в значительной мере исчерпан. Предприятия за
 ность фискальной политики и зависимости от финансирования   пенное снижение цен на основных товарных рынках. Ожидается   счёт своей гибкости в настройке производственных процессов,
 из внебюджетных фондов, активизировать работу по сокраще-  сохранение экономических мер, направленных на стимулирова-  логистике сбыта воспользовались доступными им возможностя-
 нию теневой экономики с целью увеличения поступлений в бюд-  ние внутреннего спроса и увеличение инвестиционной активно-  ми. Поиск новых возможностей является сложной задачей.
 жеты государств-членов за счет расширения налогооблагаемой   сти, улучшение социально-экономических условий, в том числе   В 2025 году динамика взаимной торговли останется положи-
 базы. Рассмотреть возможность при привлечении государством   на повышение располагаемых доходов населения.  тельной.  Ожидаемый прирост  стоимостных  объемов торговли
 денежных средств расширения использования новых инстру-  В большинстве прогнозов отмечены сохраняющиеся риски для   составит 1,7%. Рост взаимной торговли будет происходить пре-
 ментов финансирования бюджетных расходов (инфраструктур-  сбалансированного развития экономик. Среди них наибольшее   имущественно за счет увеличения физических объемов (4,8%
 ных облигаций и др.).  внимание уделяется  перспективе  ухудшения условий торговли   в 2025 и 2026 году). В 2026 году ожидаются более высокие тем-
  2. Целесообразно продолжение мер, направленных на под-  из-за снижения мировых цен, замедлению темпов роста спроса   пы прироста стоимостных объемов торговли – на уровне 3,4%.   Источник: ЕЭК.
 держку активной инвестиционной политики, направленной в   на основные категории экспортируемых странами ЕАЭС товаров.   Сложность в оценке динамики взаимной торговли связана с
 том числе на структурную адаптацию – на улучшение инвести-  возросшей за последние три года зависимостью взаимной тор-  возможностью быстрого и масштабного изменения объёмов тор-
 ционного климата и повышение долгосрочного потенциального   ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ЕАЭС   говли от внешних неэкономических факторов и, как следствие,   говли.
 роста. Макроэкономическая политика должна быть направлена   Ключевой предпосылкой прогнозов социально-экономиче-
 на корректировку дисбалансов.   ского развития, разработанных государствами – членами ЕАЭС,   Таблица 4
 3. С  целью  обеспечения  финансовой стабильности, а также   выступает более умеренный рост национальных экономик, сни-  Прогноз взаимной торговли государств – членов ЕАЭС
 выработки мер по обеспечению экономической стабильности   жение темпов роста мировой экономики.
 государств-членов центральным (национальным) банкам целе-  В соответствии с оценкой ЕЭК совокупный ВВП ЕАЭС в 2024   2022  2023  2024  2025  2026
 сообразно провести всесторонний анализ и консультации по во-  году увеличился на 4,0%, в 2025 году его темпы прироста будут
 просам идентификации потенциальных источников уязвимости   находиться вблизи 2,9%, в 2026 году – около 3,1%. В 2025-2026   Факт  Прогноз
 и внешних шоков, которые могут стать причинами нестабиль-  годах темпы прироста ВВП в государствах-членах составят: в Ар-  Стоимостные объемы взаимной   млрд   84,7  90,4  98,3  100,0  103,4
 ности на внутренних финансовых рынках государств – членов   мении – 5,8%, в Кыргызстане – около 6%, в России 2,5% – 2,6%.   торговли  долларов США
 ЕАЭС.  Прогноз развития экономик повышен в Беларуси до 4,1% и Ка-  к предыдущему году  %  115,9  106,7  108,8  101,7  103,4
 захстане до 5,6%-6,3%.   Источник: Кемеровстат  * – оценка ЕЭК

 82 I  ЛЕТО 2025                                                                                               ЛЕТО 2025  I  83
   80   81   82   83   84   85   86   87   88   89   90