Page 72 - ИЕ_02_2025
P. 72

повышению промышленного потенциала государств-членов,   Рисунок 1                                                             Рисунок 2                                             Рисунок 3
                        наукоемкости их национальных экономик, сдвигу структуры   ВВП в постоянных ценах, темпы прироста в % к предыдущему году       Изменение долгосрочных темпов экономического роста государств-членов  Средние темпы прироста ВВП в постоянных ценах, %
                        производства  в  пользу  более  сложных  средне-  и  высокотех-
                        нологичных процессов и продукции, развитию региональных
                        производственных цепочек;
                      2) Увеличить инвестиции в сетевые отрасли, такие как телеком-
                        муникации, транспорт и электроэнергетика, направленные
                        на преодоление «узких мест» в инфраструктуре, связанных
                        с переориентацией торговых потоков (расширение и модер-
                        низация инфраструктуры, увеличение транспортного парка,
                        повышение эффективности работы транспортно-логистиче-
                        ского комплекса), улучшение транспортной, логистической
                        связности экономик государств-членов, поддержку трудовой
                        мобильности;
                      3) Активизировать работу по выстраиванию единой транспорт-
                        ной системы, в том числе по проекту международного кори-
                        дора «Север – Юг», который может иметь  значимый эконо-
                        мический эффект для развития и диверсификации внешней
                        торговли, а также для улучшения транспортной связанности в
                        целях содействия дальнейшему развитию взаимной торговли;
                      4) Содействовать активной инвестиционной политике, направ-
                        ленной в том числе на структурную адаптацию – улучшение   Источник: МВФ, национальные статистические органы, расчеты ЕЭК.   Источник: национальные статистические органы, расчеты ЕЭК.  Источник: национальные статистические органы, расчеты ЕЭК.
                        инвестиционного климата и повышение долгосрочного потен-
                        циального роста;                                                                                                            населения и  субъектов хозяйствования), увеличение реальных   В ЕАЭС в январе-ноябре 2024 года по сравнению с анало-
                      5) Снизить проциклическую направленность фискальной по-  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ                                             располагаемых доходов населения. Темпы прироста ВВП были   гичным периодом 2023 года наблюдается рост большинства
                        литики и зависимость от финансирования из внебюджетных   Темпы экономического роста государств – членов ЕАЭС в              выше или находились вблизи ориентиров экономической поли-  макроэкономических показателей.  На фоне роста внутрен-
                        фондов, обеспечить фискальное пространство, связанное с   течение второго года подряд находятся выше среднемировых.         тики в Армении, Беларуси, Кыргызстане и России.       него спроса оборот розничной торговли в ЕАЭС вырос по
                        потенциальным ухудшением внешних условий функциониро-  За январь-сентябрь 2024 года совокупный ВВП государств-чле-            Экономики некоторых государств-членов демонстрируют   сравнению с соответствующим периодом предыдущего года
                        вания экономик, что может также способствовать нарастанию   нов увеличился на 4,2% (за аналогичный период 2023 года – уве-  признаки замедления. Экономики России, Казахстана и Кыргы-  на 7,7%. Промышленное производство в ЕАЭС в январе-но-
                        макроэкономических дисбалансов; рассматривать дополни-  личился на 3,4%), в то время как темпы роста мировой экономи-       зстана в декабре 2023 находились в фазе подъема деловой актив-  ябре 2024 года выросло на 4,3%, что соответствует динами-
                        тельные доходы бюджета как временные и направить их на   ки в 2024 году ожидаются на уровне 2,7-3,2%.                       ности. При этом в декабре 2024 года по оценке ЕЭК экономики   ке 2023 года. Несмотря на продолжающуюся в ЕАЭС работу
                        финансирование инфраструктурных проектов, содействую-  Рост большинства экономик государств ЕАЭС складывается               Казахстана и Кыргызстана продолжают находиться в фазе подъ-  по развитию логистических коридоров «Восток – Запад» и
                        щих развитию взаимной торговли;                     выше прогнозов, разработанных в конце 2023 года. По оценке              ема, а экономика России перешла в фазу замедления. Экономики   «Север – Юг», в том числе в рамках сопряжения с китайской
                      6) Содействовать повышению мобильности рабочей силы в   ЕЭК на основе прогнозов национальных министерств экономи-             Армении и Беларуси продолжают находиться в фазе замедления   инициативой «Один пояс, Один путь», наблюдаются низкие
                        ЕАЭС, совершенствование контроля и регулирования мигра-  ки и финансов на конец 2023 года темпы прироста совокупного        так же, как и в декабре 2023 года, что связано с активным ростом   темпы роста грузооборота. За январь-ноябрь 2024 года он уве-
                        ционных потоков не должно негативно сказываться на свободе   ВВП государств-членов в 2024 году ожидались на уровне 3,2%.    экономик в начале 2024 года и постепенным замедлением в конце   личился на 0,3%, за аналогичный период 2023 года – сократил-
                        передвижения рабочей силы.                            Во всех государствах-членах в 2021-2024 годах средние тем-            года.                                                 ся на 0,7%.
                                                                            пы прироста ВВП превысили допандемийные. При этом наи-
                      ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ                      большее увеличение темпов  роста происходило в  Армении  (с               Рисунок 4
                      ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ЕАЭС                              5,1% до 8,1%) и Кыргызстане (с 4,3% до 8,1%).                              Изменение циклов деловой активности в государствах – членах ЕАЭС
                      Текущие макроэкономические условия в государствах – членах   Реализованные государствами меры экономической поли-
                      ЕАЭС характеризовались сочетанием ряда факторов: реализаци-  тики способствовали достижению целей по экономическому
                      ей политики экономического стимулирования, направленной на   росту. Росту способствовали: фискальное стимулирование, бы-
                      восстановление и поддержку экономик, а также сохранением от-  стрый рост кредитов банков в экономике (увеличение потреби-
                      носительной макроэкономической сбалансированности в слож-  тельского и ипотечного кредитования, в том числе за счет реали-
                      ных внешних условиях.                                 зуемых в государствах-членах целевых программ кредитования


                       Таблица 1
                       Цели государств – членов ЕАЭС по экономическому росту, в %

                             Армения              Беларусь             Казахстан           Кыргызстан            Россия
                       Минимальный уровень  Рост не менее чем    Национальный        5%                   Выше среднемировых
                       среднегодового роста ВВП:   в 1,2 раза в реальном  план развития                   (до 2024 года –
                       7% (в благоприятных  выражении в 2025    до 2029 года :                            выше мировых)
                       внешних экономических  году к уровню 2020  в 2024 году – 5,3%
                       условиях – 9%)      года (в пересчете
                                           на годовые темпы
                                           прироста ВВП 3,7%)
                      Источник: Источник: национальные программы экономического развития                                                            Источник: данные, расчеты ЕЭК.

              70 I  ЛЕТО 2025                                                                                                                                                                                                                          ЛЕТО 2025  I  71
   67   68   69   70   71   72   73   74   75   76   77