Page 72 - ИЕ_02_2025
P. 72
повышению промышленного потенциала государств-членов, Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3
наукоемкости их национальных экономик, сдвигу структуры ВВП в постоянных ценах, темпы прироста в % к предыдущему году Изменение долгосрочных темпов экономического роста государств-членов Средние темпы прироста ВВП в постоянных ценах, %
производства в пользу более сложных средне- и высокотех-
нологичных процессов и продукции, развитию региональных
производственных цепочек;
2) Увеличить инвестиции в сетевые отрасли, такие как телеком-
муникации, транспорт и электроэнергетика, направленные
на преодоление «узких мест» в инфраструктуре, связанных
с переориентацией торговых потоков (расширение и модер-
низация инфраструктуры, увеличение транспортного парка,
повышение эффективности работы транспортно-логистиче-
ского комплекса), улучшение транспортной, логистической
связности экономик государств-членов, поддержку трудовой
мобильности;
3) Активизировать работу по выстраиванию единой транспорт-
ной системы, в том числе по проекту международного кори-
дора «Север – Юг», который может иметь значимый эконо-
мический эффект для развития и диверсификации внешней
торговли, а также для улучшения транспортной связанности в
целях содействия дальнейшему развитию взаимной торговли;
4) Содействовать активной инвестиционной политике, направ-
ленной в том числе на структурную адаптацию – улучшение Источник: МВФ, национальные статистические органы, расчеты ЕЭК. Источник: национальные статистические органы, расчеты ЕЭК. Источник: национальные статистические органы, расчеты ЕЭК.
инвестиционного климата и повышение долгосрочного потен-
циального роста; населения и субъектов хозяйствования), увеличение реальных В ЕАЭС в январе-ноябре 2024 года по сравнению с анало-
5) Снизить проциклическую направленность фискальной по- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ располагаемых доходов населения. Темпы прироста ВВП были гичным периодом 2023 года наблюдается рост большинства
литики и зависимость от финансирования из внебюджетных Темпы экономического роста государств – членов ЕАЭС в выше или находились вблизи ориентиров экономической поли- макроэкономических показателей. На фоне роста внутрен-
фондов, обеспечить фискальное пространство, связанное с течение второго года подряд находятся выше среднемировых. тики в Армении, Беларуси, Кыргызстане и России. него спроса оборот розничной торговли в ЕАЭС вырос по
потенциальным ухудшением внешних условий функциониро- За январь-сентябрь 2024 года совокупный ВВП государств-чле- Экономики некоторых государств-членов демонстрируют сравнению с соответствующим периодом предыдущего года
вания экономик, что может также способствовать нарастанию нов увеличился на 4,2% (за аналогичный период 2023 года – уве- признаки замедления. Экономики России, Казахстана и Кыргы- на 7,7%. Промышленное производство в ЕАЭС в январе-но-
макроэкономических дисбалансов; рассматривать дополни- личился на 3,4%), в то время как темпы роста мировой экономи- зстана в декабре 2023 находились в фазе подъема деловой актив- ябре 2024 года выросло на 4,3%, что соответствует динами-
тельные доходы бюджета как временные и направить их на ки в 2024 году ожидаются на уровне 2,7-3,2%. ности. При этом в декабре 2024 года по оценке ЕЭК экономики ке 2023 года. Несмотря на продолжающуюся в ЕАЭС работу
финансирование инфраструктурных проектов, содействую- Рост большинства экономик государств ЕАЭС складывается Казахстана и Кыргызстана продолжают находиться в фазе подъ- по развитию логистических коридоров «Восток – Запад» и
щих развитию взаимной торговли; выше прогнозов, разработанных в конце 2023 года. По оценке ема, а экономика России перешла в фазу замедления. Экономики «Север – Юг», в том числе в рамках сопряжения с китайской
6) Содействовать повышению мобильности рабочей силы в ЕЭК на основе прогнозов национальных министерств экономи- Армении и Беларуси продолжают находиться в фазе замедления инициативой «Один пояс, Один путь», наблюдаются низкие
ЕАЭС, совершенствование контроля и регулирования мигра- ки и финансов на конец 2023 года темпы прироста совокупного так же, как и в декабре 2023 года, что связано с активным ростом темпы роста грузооборота. За январь-ноябрь 2024 года он уве-
ционных потоков не должно негативно сказываться на свободе ВВП государств-членов в 2024 году ожидались на уровне 3,2%. экономик в начале 2024 года и постепенным замедлением в конце личился на 0,3%, за аналогичный период 2023 года – сократил-
передвижения рабочей силы. Во всех государствах-членах в 2021-2024 годах средние тем- года. ся на 0,7%.
пы прироста ВВП превысили допандемийные. При этом наи-
ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ большее увеличение темпов роста происходило в Армении (с Рисунок 4
ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ЕАЭС 5,1% до 8,1%) и Кыргызстане (с 4,3% до 8,1%). Изменение циклов деловой активности в государствах – членах ЕАЭС
Текущие макроэкономические условия в государствах – членах Реализованные государствами меры экономической поли-
ЕАЭС характеризовались сочетанием ряда факторов: реализаци- тики способствовали достижению целей по экономическому
ей политики экономического стимулирования, направленной на росту. Росту способствовали: фискальное стимулирование, бы-
восстановление и поддержку экономик, а также сохранением от- стрый рост кредитов банков в экономике (увеличение потреби-
носительной макроэкономической сбалансированности в слож- тельского и ипотечного кредитования, в том числе за счет реали-
ных внешних условиях. зуемых в государствах-членах целевых программ кредитования
Таблица 1
Цели государств – членов ЕАЭС по экономическому росту, в %
Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия
Минимальный уровень Рост не менее чем Национальный 5% Выше среднемировых
среднегодового роста ВВП: в 1,2 раза в реальном план развития (до 2024 года –
7% (в благоприятных выражении в 2025 до 2029 года : выше мировых)
внешних экономических году к уровню 2020 в 2024 году – 5,3%
условиях – 9%) года (в пересчете
на годовые темпы
прироста ВВП 3,7%)
Источник: Источник: национальные программы экономического развития Источник: данные, расчеты ЕЭК.
70 I ЛЕТО 2025 ЛЕТО 2025 I 71