Page 67 - ИЕ_02_2025
P. 67

полную либерализацию торговли услугами и свободное движе-  2. Расширение сотрудничества с новыми партнерами и третьими   1. Усиление институциональной базы: повышение эффективно-
 ние капитала. Либерализация должна способствовать устра-  странами. Развитие соглашений о свободной торговле с госу-  сти работы Евразийской экономической комиссии, укрепле-
 нению оставшихся барьеров и более тесной интеграции, что в   дарствами Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии   ние ее полномочий и ресурсов; создание новых институтов
 свою очередь позволит создать более прочную и эффективную   и Латинской Америки существенно повышает конкурентоспо-  для решения специфических задач в сферах экономики, науки
 экономическую среду в рамках ЕАЭС. Стратегия также нацелена   собность Союза.  и технологий.
 на повышение привлекательности экономического пространства   3. Разработка единых стандартов и регламентов в сфере эколо-  2. Устранение внутренних барьеров: мониторинг и контроль за
 ЕАЭС для бизнеса путем устранения административных барье-  гической политики. Это позволяет адаптироваться к междуна-  выполнением обязательств, обеспечение исполнения решений
 ров и гармонизации налоговых режимов.  родным экологическим требованиям и создавать условия для   Союза на национальном уровне, активизация работы по гар-
 В условиях санкционного давления и глобальной нестабиль-  устойчивого роста.  монизации законодательства, проведение совместных меро-
 ности особое значение приобрела задача по развитию техноло-  Развитие научно-технического сотрудничества также является   приятий, обмен опытом.
 гической самостоятельности ЕАЭС. Один из приоритетов – со-  важным фактором для ускорения технологического развития, а   3. Инвестиции в человеческий капитал: развитие образования и
 здание  условий  для  научно-технологического  сотрудничества   укрепление институциональной базы ЕАЭС позволит улучшить   науки, создание совместных образовательных программ, под-
 между странами-участницами.  координацию и повысить эффективность интеграционных про-  держка академической мобильности, обеспечение социальных
 В Стратегии подчеркивается необходимость развития науч-  цессов.  гарантий для граждан государств – членов Союза, улучшение
 но-технического сотрудничества и поддержки инновационных   К настоящему моменту ЕАЭС прошел важный этап станов-  условий труда.
 проектов, что позволит странам Союза укрепить свои позиции   ления и укрепления экономического сотрудничества между его   4. Привлечение инвестиций и развитие инфраструктуры: созда-
 на фоне ограниченного доступа к западным технологиям.  странами-членами, показав потенциал для дальнейшего раз-  ние благоприятного инвестиционного климата, упрощение
 Важным направлением является также экологическая повест-  вития.  Стратегия  –  2025  сформировала  долгосрочное  видение,   процедур, обеспечение правовой защиты инвесторов; разви-
 ка, где предусмотрены шаги для сближения единой политики в   которое сориентировало ЕАЭС на углубление интеграции, со-  тие транспортной и энергетической инфраструктуры, реали-
 области устойчивого развития и внедрения зеленых стандартов.   здание устойчивой экономики и укрепление международных   зация совместных проектов, модернизация существующих
 Для стран ЕАЭС это станет возможностью интегрироваться в   позиций. Однако для полноценной реализации этих целей по-  сетей.
 мировые экологические инициативы и стимулировать переход к   требуются гибкость, способность к инновациям и готовность   Новым этапом стратегического планирования в ЕАЭС стало
 устойчивым экономическим моделям.  стран – членов Союза к более тесному взаимодействию.  подписание главами  государств в  декабре  2023 года  Деклара-
 Стратегия позволила усилить роль ЕАЭС на международной   ции о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках
 арене. Союз «не строит крепость», а стремится расширять пар-  НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский эко-
 тнерства с другими интеграционными объединениями и страна-  Сейчас ЕАЭС стоит на пороге нового этапа своего развития, и   номический путь». В течение 2024 года ЕЭК совместно с государ-
 ми, формируя своеобразный «мост» между Востоком и Западом.   его способность адаптироваться к изменяющимся условиям   ствами-членами разрабатывали Программу действий-план по ее
 Сотрудничество с такими объединениями, как ШОС, АСЕАН и   будет ключевым фактором в достижении амбициозных целей.   реализации, который планируют утвердить в 2025 году.
 БРИКС, становится одним из приоритетов.  Приоритеты, заложенные и реализованные в Стратегии – 2025,   Таким образом, для дальнейшего эффективного развития Со-
 Между тем реализация Стратегии – 2025 столкнулась с серьез-  безусловно, повлияли на формирование Союза, во многом су-  юза представляется целесообразным разработать новую, учиты-
 ными вызовами.  мевшего продемонстрировать устойчивость и конкурентоспо-  вающую современные вызовы, стратегию на следующую пяти-
 Политическая и экономическая нестабильность, являющаяся   собность. Однако, учитывая текущие вызовы и необходимость   летку, в которой могли бы найти отражение такие цели и задачи,
 следствием санкций  и напряженных  международных  отноше-  дальнейшего развития, возникает потребность в разработке   как:
 ний, негативно сказывается на развитии стран – членов ЕАЭС и   новых стратегических приоритетов на предстоящую пятилетку.   •  повышение эффективности работы органов ЕАЭС посред-
 усложняет выполнение долгосрочных целей. А различия в эконо-  Базой для этого могут стать «Основные направления экономиче-  ством укрепления институциональной системы Союза;
 мических интересах и подходах к развитию создают препятствия   ского развития ЕАЭС до 2030 года» – документ рекомендатель-  •  продолжение работы по устранению барьеров и ограничений,
 для дальнейшей гармонизации законодательства в переданных   ного характера, утвержденный 16 октября 2015 года Решением   препятствующих свободному движению товаров, услуг, капи-
 на уровень Союза сферах ведения и сближение подходов в клю-  Высшего Евразийского экономического совета.  тала и рабочей силы;
 чевых отраслях экономики. Некоторые страны-члены сталкива-  Среди ключевых потенциальных направлений дальнейшего   •  осуществление инвестиций в человеческий капитал и инно-
 ются также с трудностями в реализации мер по импортозамеще-  раз вития ЕАЭС можно рекомендовать следующие.  вации для обеспечения устойчивого развития экономик госу-
 нию и развитию локального производства.  Во-первых, углубление интеграции и создание общих рынков:   дарств – членов Союза;
 В современном контексте ЕАЭС вынужден искать пути для   единого рынка банковских, страховых и инвестиционных услуг.   •  дальнейшее развитие сотрудничества в сфере образования, в
 координации научно-технического сотрудничества в условиях   Важно также завершить формирование общих рынков нефти и   том числе путем создания совместных магистерских и бакалав-
 ограничений. Есть сложности и в реализации экологической   газа для обеспечения энергетической безопасности.  рских программ, консорциумов вузов, гармонизации учебных
 повестки: приоритеты в этой сфере, заложенные в Стратегии –   Во-вторых, развитие инноваций и цифровой экономики: вне-  планов. Возможно, следовало бы также предусмотреть созда-
 2025, требуют значительных финансовых и инфраструктурных   дрение общих цифровых платформ для бизнеса и граждан, под-  ние специальной высокой должности в Евразийской экономи-
 вложений, что усложняет переход к зеленой экономике, особен-  держка исследований в области искусственного интеллекта, био-  ческой комиссии по сотрудничеству в сфере образования.
 но  для стран,  экономика  которых  опирается на  традиционные   технологий и других перспективных направлений.  Десятилетие с момента подписания Договора о ЕАЭС проде-
 источники энергии.  В-третьих, гармонизация законодательства: унификация пра-  монстрировало значительные успехи в интеграционных процес-
 Для успешного достижения целей Стратегии – 2025 и преодо-  вовых норм в сферах налогового, таможенного и трудового за-  сах на евразийском пространстве. Союз смог укрепить экономи-
 ления вызовов ЕАЭС сосредоточился на следующих ключевых   конодательства, разработка общих стандартов в таких областях,   ческие связи между странами-членами, повысить уровень жизни
 направлениях:  как защита прав потребителей, экология, трудовые отношения.  населения и занять достойное место на мировой экономической
 1. Развитие цифровой инфраструктуры и создание единого циф-  В-четвертых, расширение международного сотрудничества:   карте.
 рового пространства между странами – членами Союза. Этот   продолжение переговоров с Индией, Египтом, Монголией, ОАЭ   Вместе с тем не все задачи были решены в полной мере, а не-
 процесс стал важным элементом для облегчения взаимодей-  и другими странами по выработке соглашений о свободной тор-  простая геополитическая и экономическая обстановка создаёт
 ствия и повышения эффективности торговли. Совместные   говле, активное взаимодействие с международными организаци-  для ЕАЭС новые вызовы, эффективно ответить на которые мож-
 проекты в области цифровизации позволяют сократить ад-  ями и инициативами.  но лишь с помощью совместных усилий и политической воли.
 министративные барьеры и упростить взаимодействие, делая   Целесообразно также продолжить развитие следующих пер-  Но, несмотря на это, можно с уверенностью сказать: ЕАЭС
 экономическое пространство Союза более доступным для   спективных направлений, частично сформулированных в Стра-  состоялся как важное региональное объединение, и впереди его
 предпринимательства.  тегии – 2025:  ждут новые горизонты развития.

 64 I  ЛЕТО 2025                                                                                               ЛЕТО 2025  I  65
   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72