Page 33 - IE_1_2025_по разворотам
P. 33

С. В. Олейников, к.т.н., ассоциированный профессор
 Л. А.Садыкова, к.т.н., ассоциированный профессор, Западно-Казахстанский инновационно-технологический  университет, Казахстан, г. Уральск




 БЕЗОПАСНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ






 СУХИХ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИХ УПЛОТНЕНИЙ   Рис.2


              Схема одноступенчатого СГДУ
 НА ЦЕНТРОБЕЖНОМ КОМПРЕССОРЕ   загрязнения дорогостоящего катализатора, используемого в ре-

            акторах каталитического риформинга на НПЗ. Так, на установке
            каталитического риформинга, утечки масла при перекачке водо-
            родосодержащего газа сокращают срок службы рениево-плати-
            нового катализатора примерно в 3 раза. А учитывая стоимость
            такого катализатора, становится ясно, что стоимость катализата
            для производства высокооктанового бензина значительно уве-
 ПРОАНАЛИЗИРОВАНЫ ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИХ УПЛОТНЕНИЙ НА ЦЕНТРОБЕЖНЫХ   личивается. Что, собственно, сказывается и на конечной продук-
 КОМПРЕССОРНЫХ АГРЕГАТАХ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ КАЗАХСТАНА. РАССМОТРЕНЫ   ции Атырауского нефтеперерабатывающего завода (АНПЗ).
 ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТАКИМИ УПЛОТНЕНИЯМИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ИХ НАДЕЖНУЮ   В отличие от «масляных» уплотнений, в «сухих» уплотнениях
 И БЕЗОПАСНУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА ЦК-1 АТЫРАУСКОГО   непосредственного контакта между уплотняющими втулками во
            время работы нет и, соответственно, отсутствует нагрев.
 НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ЗАВОДА.
              Описание работы сухого газодинамического уплотнения
            (СГДУ). Принцип работы газодинамической ступени, представ-
            ленной на рис. 2 заключается в следующем: аксиально-подвиж-
 бщеизвестно, что центробежные компрес-  ное кольцо 2 совместно с вращающимся кольцом 1 образуют
 соры различного типа и назначения широко   торцовый уплотнительный зазор. Область высокого давления
 применяются в нефтегазовой отрасли для пе-  газа P0 отделяется от области низкого давления P2 резиновыми
 Орекачки газообразных углеводородных газов.   уплотнительными кольцами 3 и 4. Кольцо 4 не препятствует осе-
 При этом, одной из наиболее остро стоящих технических   вой подвижности кольца 2. На вращающемся кольце 1 лазером
 проблем у таких компрессоров, является проблема на-  выполнены спиральные канавки глубиной 5 ÷ 10 мкм и углом
 дежности уплотнений вала ротора.  наклона φ1 и φ2 к наружному радиусу.  Рис.3
 До 2004 года большинство центробежных компрессоров   Следует отметить, что формы канавок, предлагаемые фир-  Принципиальная схема системы сухих газодинамических уплотнений
 выпускались с торцевыми уплотнениями масляного типа   мами-производителями СГДУ, могут быть различными, в зави-
 (рис. 1), когда запирание пар трения (неподвижный 1 и   симости  от  таких  параметров  компрессоров,  как  скоростных,
 вращающийся 2 картриджи) осуществлялось давлением   реверсивное или не реверсивное исполнение компрессора, дав-
 масла, подаваемого под давлением на 1,5 ÷ 2,0 % выше, не-  лением перекачиваемого газа и т.д. В частности, приведенная на
 Л. А.Садыкова                                                               В отличие от «масляных»
 жели давление перекачиваемого газа.   рис. 2 форма канавок однонаправленного вращения вала ком-
 Однако, проблема при использовании традиционных   прессора, получила наибольшее распространение у фирм-произ-  уплотнений, в «сухих»
 «масляных» уплотнений, состоит в риске перегрева  кар-  водителей СГДУ: ЗАО «НИИтурбокомпрессор им. В.Б. Шнеппа»,   уплотнениях
 триджей из-за высоких окружных скоростей, особенно,   «JohnCrane», ЗАО  «ТРЭМ Инжиниринг», ООО НПФ «Грейс-ин-  непосредственного контакта
 если при этом и давление среды высокое. Например, при-  жиниринг»,  «EagleBurgmann» и др.
 родный газ под давлением 70 кгс/см² и при частоте вра-  При вращении кольца 1 (направление вращения показано на   между уплотняющими
 щения 6500 об/мин очень сложно уплотнить обычным   Рис.1  схеме стрелкой с угловой скоростью ω) на тыльных стенках ка-  втулками во время работы нет
 «масляным» уплотнением. При таких высоких значениях   Схема масляного уплотнения  навок возникают аэродинамические силы, которые захватывают   и, соответственно, отсутствует
 давления и скоростей, торцевое уплотнение должно иметь   газ из полости с давлением P0 и перемещают его вдоль осей кана-
 высокий нормированный уровень протечек между поло-  вок к центру. Газодинамическое давление в канавках возрастает   нагрев.
 стями А и В (рис. 1) для предотвращения перегрева и вы-  одних потребителей это «всего лишь» стоимость масла, ча-  до некоторого наибольшего значения Pк > P0, распространяясь и
 хода из строя картриджей, а, следовательно, всего уплот-  сто 1-3 бочки в сутки, как например, в системе масляных   за пределы канавок. Далее давление уменьшается в направлении
 нения.  уплотнений компрессоров RF 2BB-30 фирмы Купер-Бессе-  к центру, постепенно достигая значения давления за уплотнени-  Долговечность пар трения достигается за счет обеспечения ра-
 Основная часть протечек «масло — газ» собирается и   мер, работающих в составе газоперекачивающих агрегатов   ем P2 . Вследствие  влияния аэродинамических сил, действующих   бочего зазора между вращающимся 1 и аксиально-подвижным
 С. В. Олейников
 возвращается в маслобак с последующим выводом газа   УМГ  «Уральск».   между кольцами газодинамической ступени, аксиально-подвиж-  кольцом 2 величиной h = 2÷4 мкм, обеспечивающего «сухое»
 в факельный резервуар или на свечу. А вот с маслом воз-  Утечки масла для некоторых технологических процес-  ное кольцо отодвигается от вращающегося кольца («подвсплы-  газодинамическое  трение  в  рабочем  режиме.  При  остановках
 никает другая проблема. Какое-то количество барьерной   сов, создавали свои проблемы, решение которых требова-  вает»), образуя уплотнительный зазор h, проходя через который   компрессора, герметизация достигается за счет плотного приле-
 жидкости (масла)  попадает  в компримируемый газ. Для   ло значительных финансовых затрат. Например, потери от   уплотняемый газ составляет утечку Q.  гания торцевых поверхностей диска и кольца.

 30 I  ВЕСНА 2025                                                                                            ВЕСНА 2025  I  31
   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38