Page 30 - IE_1_2025_по разворотам
P. 30

1. АО «Криогенмаш» (Московская область). С 1980-х гг. ком-                                                                                                                                     Есть наработки по переводу
                        пания выпускает установки для сжижения газа и криогенные                                                                                                                                     на СПГ и КПГ автомобильного,
                        системы хранения. Обеспечивает интегрированные решения                                                                                                                                       речного и морского транспорта.
                        «под ключ», включая монтаж и обучение.
                      2. АО «Казанькомпрессормаш» (Татарстан).  Крупнейший                                                                                                                                           Однако предстоит нарастить объем
                        производитель компрессоров; реализует проект по созданию                                                                                                                                     и качественно улучшить все стадии
                        мощных агрегатов для крупнотоннажного СПГ. Запланирова-                                                                                                                                      технологического процесса, чтобы
                        но развёртывание производства в Зеленодольске.
                      3. АО «Атомэнергомаш» (дивизион «Росатома»). Отвечает за                                                                                                                                       занять лидирующие позиции
                        криогенные насосы (ЭНК 2000/241), теплообменники и часть                                                                                                                                     на мировом рынке и обеспечить
                        вспомогательного оборудования. Испытания подтверждают                                                                                                                                        энергетическую безопасность внутри
                        высокую производительность разработок.
                      4. АО «ПЗЭМ» (Пенза).  Специализируется на газовых емко-                                                                                                                                       страны.
                        стях и сосудах для хранения СПГ. Предприятие обладает соб-
                        ственными производственными площадками, позволяющи-                                                                                                                               на арктические перевозки и планы по развитию Северного мор-
                        ми быстро выполнять заказы.                                                                                                                                                       ского пути создают мощный стимул к дальнейшим «прорывам»
                      5. АО  «Невский завод»  (Санкт-Петербург).  Выпускает ком-                                                                                                                          в данной сфере.
                        прессоры для заводов СПГ. Предприятие способно адапти-
                        ровать агрегаты под различные технологические процессы                                                                                                                                Каковы общие перспективы и что еще необходи-
                        сжижения.                                                                                                                                                                           ? мо для укрепления позиций России в СПГ-инду-
                      6. Холдинг «Аврора СПГ» (Москва).  Строит малотоннажные                                                                                                                               стрии?
                        производства (до 20 000 тонн в год) в Приморском крае, а                                                                                                                            — Общие перспективы российского СПГ-сектора выглядят
                        также формирует местную инфраструктуру — станции хра-                                                                                                                             довольно  позитивно,  учитывая  растущий  мировой  спрос  на
                        нения, регазификации и топливозаправочные модули СПГ.                                                                                                                             сжиженный газ, глобальные экологические тренды и обшир-
                        Успех отмечается в том, что компании, занимающиеся про-                                                                                                                           ную ресурсную базу России. Правительством поставлены ам-
                      изводством такого оборудования, уже имеют фактические                                                                                                                               бициозные цели — достичь к 2035 году производства до 140
                      поставки для крупных проектов: контракты с «Газпромом»,                                                                                                                             млн тонн СПГ в год и занять до 20% мирового рынка. Для этого
                      «НОВАТЭКом», «Роснефтью». Однако важно продолжить фи-                                                                                                                               в стране уже создана нормативная основа (например, «Долго-
                      нансирование, расширять производственные линии и внедрять                                                                                                                           срочная программа развития производства СПГ»), действуют
                      новые наработки в серийное производство, чтобы занять ещё                                                                                                                           федеральные проекты, такие как «Прорыв на рынки сжижен-
                      большую долю рынка.                                                                                                                                                                 ного газа» (2021) и инструменты субсидирования для развития
                                                                                                                                                                                                          газомоторного топлива.
                          Перевод транспорта на метан (КПГ, СПГ) – могут                                                                                                                                    Тем не менее, для успешной реализации планов требуются:
                        ? ли российские исследователи создавать конкурен-                                                                                                                                 1. Последовательное  импортозамещение ключевых компо-
                        тоспособные решения для отечественного и мирово-                                                                                                                                    нентов (компрессоры, теплообменники, насосы, криогенные
                        го рынков?                                                                                                                                                                          резервуары), достижение высоких степеней локализации
                        — Уже сегодня наблюдается активное развитие газомоторно-                                                                                                                            (цель — 80% к 2030 году).
                      го сегмента в России. По данным на 2023 год, в агропромышлен-  дает экономические и экологические преимущества. Россий-       газе. Так, на заводе «Звезда» (Приморский край) идёт реали-  2. Расширение мер поддержки для разработчиков и произво-
                      ном комплексе эксплуатировалось более 15 000 автомобилей на   ские решения могут быть востребованы в странах со схожим        зация проектов ледокольных танкеров-газовозов для работы в   дителей, включающей налоговые льготы, госгарантии и пря-
                      газомоторном топливе, из которых 3 800 работают на КПГ или   климатом и протяженной транспортной инфраструктурой. Од-         Арктике. В частности, в рамках проектов «Ямал СПГ» и «Ар-  мое финансирование ОКР и НИОКР.
                      СПГ. За последнее время этот парк вырос на 1 200 единиц.  нако для уверенного продвижения за рубеж нужно наращивать           ктик СПГ 2» создаются суда с повышенным ледовым классом,   3. Развитие компетенций специалистов, подготовка достаточ-
                        Российские конструкторские бюро и промышленные пред-  серию, добиваться конкурентной цены и соответствия между-             оснащённые двигателями, работающими на СПГ. Ставится    ного числа инженеров, конструкторов, операторов СПГ-объ-
                      приятия разрабатывают двигатели, адаптированные к работе   народным стандартам безопасности и качества.                       задача обеспечить российскому ледовому флоту максимально   ектов с современными знаниями и навыками.
                      на метане, а также системы хранения, подачи топлива, запра-                                                                   возможный уровень локализации, включая систему хранения   4. Совершенствование инфраструктуры хранения, транспор-
                      вочное оборудование и инфраструктурные решения. Суще-     Перевод морского транспорта на СПГ – есть ли в                      топлива и двигательную установку.                       тировки и бункеровки СПГ, а также укрепление сетей газоза-
                      ствует целая серия отечественных автобусов, спецтехники и   ? России разработчики подобных решений и при-                       В части оригинальных исследований выделяются инициати-  правочных станций на метане.
                      грузовиков (КАМАЗ, ГАЗ, УАЗ), работающих на КПГ или СПГ.   меры технологических прорывов?                                     вы по созданию СПГ-двигателей и топливных систем для реч-  5. Международная кооперация в тех областях, где санкции не
                      Несколько заводов («Криогенмаш», «Криогаз», «Техногаз»)   — Россия присоединяется к мировой тенденции использова-             ных судов. Также на уровне конструкторских бюро (например,   являются прямым барьером: обмен опытом, лицензирование
                      предлагают оборудование для переоборудования транспорта, а   ния сжиженного природного газа в качестве судового топлива,      в Центральном конструкторском бюро «Балтсудопроект») ве-  новых технических решений, участие в совместных проектах
                      также установки для получения и хранения сжиженного газа.  поскольку это снижает выбросы вредных веществ и зачастую           дется анализ возможности перевода ряда пассажирских судов   с азиатскими странами.
                        В России действует ряд программ субсидирования: с 2023   экономически оправдано на дальних рейсах.                          на газ, чтобы снизить эксплуатационные расходы и загрязнение   Суммируя, у России уже есть собственные технологии сжи-
                      года в некоторых регионах водители получили возможность   Один из знаковых проектов — терминал «Криогаз-Высоцк»,              окружающей среды.                                     жения (например, «Арктический каскад»), активно развивают-
                      практически бесплатно установить газобаллонное оборудо-  расположенный в Ленинградской области. Он с 2019 года обе-             Таким образом, в России есть как инфраструктурные проек-  ся проекты малотоннажного и крупнотоннажного СПГ, созда-
                      вание благодаря федеральным субсидиям и рассрочке, предо-  спечивает бункеровку судов СПГ, давая возможность морским          ты для бункеровки (терминалы «Криогаз-Высоцк» и др.), так и   ются отечественные компрессоры, насосы, криогенные емкости
                      ставляемой «Газпром газомоторное топливо». Кроме того, го-  компаниям применять сжиженное топливо в прибрежных и              практические примеры использования СПГ в морском судоход-  и линии газопереработки. Есть наработки по переводу на СПГ
                      сударство планирует расширять сеть метановых заправочных   международных перевозках. Развитие таких бункеровочных             стве (ледокольные танкеры, строящиеся на «Звезде»). С ростом   и КПГ автомобильного, речного и морского транспорта. Од-
                      станций: к 2035 году их число должно достигнуть примерно 2   станций — важнейшая часть инфраструктуры для перевода            требований к экологичности морских перевозок эти техноло-  нако предстоит нарастить объем и качественно улучшить все
                      700 (по сравнению с менее чем 1 200 сегодня).         флота на СПГ.                                                           гии будут расширяться.                                стадии технологического процесса, чтобы занять лидирующие
                        Таким образом, потенциал для выхода на глобальный рынок   Кроме того, судостроительные верфи постепенно осваивают             Хотя по уровню интеграции СПГ в морской транспорт Рос-  позиции на мировом рынке и обеспечить энергетическую безо-
                      существует, поскольку метан в качестве моторного топлива   строительство судов, работающих на сжиженном природном             сия еще отстает от некоторых мировых лидеров, общий тренд   пасность внутри страны.

              28 I  ВЕСНА 2025                                                                                                                                                                                                                        ВЕСНА 2025  I  29
   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35