Page 32 - IE_1_2025_по разворотам
P. 32

С. В. Олейников, к.т.н., ассоциированный профессор
           Л. А.Садыкова, к.т.н., ассоциированный профессор, Западно-Казахстанский инновационно-технологический  университет, Казахстан, г. Уральск




                 БЕЗОПАСНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ






                      СУХИХ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИХ УПЛОТНЕНИЙ                                                                                               Рис.2


                                                                                                                                                      Схема одноступенчатого СГДУ
                              НА ЦЕНТРОБЕЖНОМ КОМПРЕССОРЕ                                                                                           загрязнения дорогостоящего катализатора, используемого в ре-

                                                                                                                                                    акторах каталитического риформинга на НПЗ. Так, на установке
                                                                                                                                                    каталитического риформинга, утечки масла при перекачке водо-
                                                                                                                                                    родосодержащего газа сокращают срок службы рениево-плати-
                                                                                                                                                    нового катализатора примерно в 3 раза. А учитывая стоимость
                                                                                                                                                    такого катализатора, становится ясно, что стоимость катализата
                                                                                                                                                    для производства высокооктанового бензина значительно уве-
           ПРОАНАЛИЗИРОВАНЫ ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИХ УПЛОТНЕНИЙ НА ЦЕНТРОБЕЖНЫХ                                                      личивается. Что, собственно, сказывается и на конечной продук-
           КОМПРЕССОРНЫХ АГРЕГАТАХ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ КАЗАХСТАНА. РАССМОТРЕНЫ                                                      ции Атырауского нефтеперерабатывающего завода (АНПЗ).
           ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТАКИМИ УПЛОТНЕНИЯМИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ИХ НАДЕЖНУЮ                                                           В отличие от «масляных» уплотнений, в «сухих» уплотнениях
           И БЕЗОПАСНУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА ЦК-1 АТЫРАУСКОГО                                                          непосредственного контакта между уплотняющими втулками во
                                                                                                                                                    время работы нет и, соответственно, отсутствует нагрев.
           НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ЗАВОДА.
                                                                                                                                                      Описание работы сухого газодинамического уплотнения
                                                                                                                                                    (СГДУ). Принцип работы газодинамической ступени, представ-
                                                                                                                                                    ленной на рис. 2 заключается в следующем: аксиально-подвиж-
                                          бщеизвестно, что центробежные компрес-                                                                    ное кольцо 2 совместно с вращающимся кольцом 1 образуют
                                          соры различного типа и назначения широко                                                                  торцовый уплотнительный зазор. Область высокого давления
                                          применяются в нефтегазовой отрасли для пе-                                                                газа P0 отделяется от области низкого давления P2 резиновыми
                                 Орекачки газообразных углеводородных газов.                                                                        уплотнительными кольцами 3 и 4. Кольцо 4 не препятствует осе-
                                 При этом, одной из наиболее остро стоящих технических                                                              вой подвижности кольца 2. На вращающемся кольце 1 лазером
                                 проблем у таких компрессоров, является проблема на-                                                                выполнены спиральные канавки глубиной 5 ÷ 10 мкм и углом
                                 дежности уплотнений вала ротора.                                                                                   наклона φ1 и φ2 к наружному радиусу.                   Рис.3
                                  До 2004 года большинство центробежных компрессоров                                                                  Следует отметить, что формы канавок, предлагаемые фир-  Принципиальная схема системы сухих газодинамических уплотнений
                                 выпускались с торцевыми уплотнениями масляного типа                                                                мами-производителями СГДУ, могут быть различными, в зави-
                                 (рис. 1), когда запирание пар трения (неподвижный 1 и                                                              симости  от  таких  параметров  компрессоров,  как  скоростных,
                                 вращающийся 2 картриджи) осуществлялось давлением                                                                  реверсивное или не реверсивное исполнение компрессора, дав-
                                 масла, подаваемого под давлением на 1,5 ÷ 2,0 % выше, не-                                                          лением перекачиваемого газа и т.д. В частности, приведенная на
                 Л. А.Садыкова                                                                                                                                                                                       В отличие от «масляных»
                                 жели давление перекачиваемого газа.                                                                                рис. 2 форма канавок однонаправленного вращения вала ком-
                                  Однако, проблема при использовании традиционных                                                                   прессора, получила наибольшее распространение у фирм-произ-      уплотнений, в «сухих»
                                 «масляных» уплотнений, состоит в риске перегрева  кар-                                                             водителей СГДУ: ЗАО «НИИтурбокомпрессор им. В.Б. Шнеппа»,        уплотнениях
                                 триджей из-за высоких окружных скоростей, особенно,                                                                «JohnCrane», ЗАО  «ТРЭМ Инжиниринг», ООО НПФ «Грейс-ин-          непосредственного контакта
                                 если при этом и давление среды высокое. Например, при-                                                             жиниринг»,  «EagleBurgmann» и др.
                                 родный газ под давлением 70 кгс/см² и при частоте вра-                                                               При вращении кольца 1 (направление вращения показано на        между уплотняющими
                                 щения 6500 об/мин очень сложно уплотнить обычным   Рис.1                                                           схеме стрелкой с угловой скоростью ω) на тыльных стенках ка-     втулками во время работы нет
                                 «масляным» уплотнением. При таких высоких значениях   Схема масляного уплотнения                                   навок возникают аэродинамические силы, которые захватывают       и, соответственно, отсутствует
                                 давления и скоростей, торцевое уплотнение должно иметь                                                             газ из полости с давлением P0 и перемещают его вдоль осей кана-
                                 высокий нормированный уровень протечек между поло-                                                                 вок к центру. Газодинамическое давление в канавках возрастает    нагрев.
                                 стями А и В (рис. 1) для предотвращения перегрева и вы-  одних потребителей это «всего лишь» стоимость масла, ча-  до некоторого наибольшего значения Pк > P0, распространяясь и
                                 хода из строя картриджей, а, следовательно, всего уплот-  сто 1-3 бочки в сутки, как например, в системе масляных   за пределы канавок. Далее давление уменьшается в направлении
                                 нения.                                         уплотнений компрессоров RF 2BB-30 фирмы Купер-Бессе-                к центру, постепенно достигая значения давления за уплотнени-  Долговечность пар трения достигается за счет обеспечения ра-
                                  Основная часть протечек «масло — газ» собирается и   мер, работающих в составе газоперекачивающих агрегатов       ем P2 . Вследствие  влияния аэродинамических сил, действующих   бочего зазора между вращающимся 1 и аксиально-подвижным
                С. В. Олейников
                                 возвращается в маслобак с последующим выводом газа   УМГ  «Уральск».                                               между кольцами газодинамической ступени, аксиально-подвиж-  кольцом 2 величиной h = 2÷4 мкм, обеспечивающего «сухое»
                                 в факельный резервуар или на свечу. А вот с маслом воз-  Утечки масла для некоторых технологических процес-        ное кольцо отодвигается от вращающегося кольца («подвсплы-  газодинамическое  трение  в  рабочем  режиме.  При  остановках
                                 никает другая проблема. Какое-то количество барьерной   сов, создавали свои проблемы, решение которых требова-     вает»), образуя уплотнительный зазор h, проходя через который   компрессора, герметизация достигается за счет плотного приле-
                                 жидкости (масла)  попадает  в компримируемый газ. Для   ло значительных финансовых затрат. Например, потери от     уплотняемый газ составляет утечку Q.                  гания торцевых поверхностей диска и кольца.

              30 I  ВЕСНА 2025                                                                                                                                                                                                                        ВЕСНА 2025  I  31
   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37