Page 15 - IE_1_2025_по разворотам
P. 15

Как отмечал в своем трехтомном труде Е.П. Бажанов, «наи-
                                                                  вные представления о безоблачности перспектив интеграции, а
                                                                  отсюда и неумелая политика на постсоветском пространстве, не
                                                                  позволяли добиваться поставленной цели».
                                                                    Осмыслить во всей полноте и целостности сложнейшую ди-
                                                                  алектику распада СССР и его стремительную трансформацию
                                                                  в СНГ на принципах, не имеющих ничего общего с прежними,
                                                                  сугубо централизованными, было, конечно, объективно невоз-
                                                                  можно: слишком плотным оказалось переплетение центробеж-
                                                                  ных и центростремительных тенденций, сил сцепления и оттал-
                                                                  кивания, интеграции и дезинтеграции, взаимного притяжения,
                                                                  взаимозависимости и взаимосвязанности наций, народностей,
                                                                  территорий, административных делений и самих республик.
                                                                    В условиях вестернизации первой доктринальной платформы
                                                                  РФ, определяющей чертой которой стал американоцентризм,
                                                                  учет этих факторов оказался скорее пассивно-умозрительным.
                                                                    Структурное построение Концепции-93 вполне адекватно со-
                                                                  ответствовало  декларируемым  приоритетам  внешней  политики
                                                                  России. Раздел «Основные направления внешнеполитической
                                                                  деятельности» открывался проблематикой отношений России со
                                                                  странами СНГ и другими государствами ближнего зарубежья.
                                                                  Приоритетность постсоветского пространства рассматривалась
                                                                  прежде всего и главным образом под углом усиливающихся там
                                                                  кризисных явлений и тенденций, которые напрямую влияют на
                                                                  безопасность России, темпы и возможности преодоления эконо-
                                                                  мического и социального кризиса в самом российском государ-
                                                                  стве. Трезво оценивался тот факт, что на становлении внешней
                                                                  политики ряда стран СНГ негативно сказываются характерные
                                                                  для периода утверждения независимости «утрированное дис-
                                                                  танцирование от России, подогреваемые националистическими
                                                                  настроениями территориальные споры, включая претензии к Рос-
                                                                  сии, а также своего рода аллергия ко всему, что может напоминать
                                                                  прежнюю зависимость от союзных структур». При этом подчер-
                                                                  кивалось, что исход формирования ближайшего геополитиче-
                                                                  ского окружения будет во многом зависеть от способности РФ
                                                                  убеждением, а «в крайних случаях — и с использованием силовых
                                                                  средств», утверждать принципы международного права, включая
                                                                  права меньшинств, и «добиваться прочного добрососедства».
                                                                    Эта формулировка из вводной части Концепции-93 во мно-
                                                                  гом контрастировала с конструктивным российским подходом
                                                                  к политике на постсоветском пространстве, обозначенным в
                                                                  разделе, посвященном СНГ. В нем зафиксировано, что налажи-
                                                                  вание — на новой основе — многообразных связей, урегулиро-
                                                                  вание конфликтов и достижение стабильности по периметру
                                                                  границ России — важнейшее условие эффективного осущест-
                                                                  вления российской внешней политики в дальнем зарубежье.
                                                                  Взаимодействие с этой группой стран должно быть выведено
                                                                  на уровень полномасштабных межгосударственных отношений,
                                                                  обеспечивающих полнокровное сотрудничество с ними на осно-
                                                                  ве взаимности. В урегулировании конфликтов и формировании
                                                                  условий, способствующих предупреждению их возникновения,
                                                                  силовые меры уже не фигурировали, а решение этих задач мыс-
                                                                  лилось за счет использования прежде всего двусторонних форм
                                                                  российского посредничества и миротворчества, а также мно-
                                                                  госторонних механизмов СНГ с привлечением для поддержки
                                                                  (при необходимости) возможностей ООН, СБСЕ, ЕС и др. Ста-
                                                                  вилась цель добиваться превращения Содружества в действен-
                                                                  ное межгосударственное объединение суверенных субъектов
                                                                  международного общения, основанное на общности интересов
                                                                  и добровольном участии в тех или иных формах сотрудничества.

 12 I  ВЕСНА 2025                                                                                            ВЕСНА 2025  I  13
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20