Page 14 - IE_1_2025_по разворотам
P. 14
Как отмечал в своем трехтомном труде Е.П. Бажанов, «наи-
вные представления о безоблачности перспектив интеграции, а
отсюда и неумелая политика на постсоветском пространстве, не
позволяли добиваться поставленной цели».
Осмыслить во всей полноте и целостности сложнейшую ди-
алектику распада СССР и его стремительную трансформацию
в СНГ на принципах, не имеющих ничего общего с прежними,
сугубо централизованными, было, конечно, объективно невоз-
можно: слишком плотным оказалось переплетение центробеж-
ных и центростремительных тенденций, сил сцепления и оттал-
кивания, интеграции и дезинтеграции, взаимного притяжения,
взаимозависимости и взаимосвязанности наций, народностей,
территорий, административных делений и самих республик.
В условиях вестернизации первой доктринальной платформы
РФ, определяющей чертой которой стал американоцентризм,
учет этих факторов оказался скорее пассивно-умозрительным.
Структурное построение Концепции-93 вполне адекватно со-
ответствовало декларируемым приоритетам внешней политики
России. Раздел «Основные направления внешнеполитической
деятельности» открывался проблематикой отношений России со
странами СНГ и другими государствами ближнего зарубежья.
Приоритетность постсоветского пространства рассматривалась
прежде всего и главным образом под углом усиливающихся там
кризисных явлений и тенденций, которые напрямую влияют на
безопасность России, темпы и возможности преодоления эконо-
мического и социального кризиса в самом российском государ-
стве. Трезво оценивался тот факт, что на становлении внешней
политики ряда стран СНГ негативно сказываются характерные
для периода утверждения независимости «утрированное дис-
танцирование от России, подогреваемые националистическими
настроениями территориальные споры, включая претензии к Рос-
сии, а также своего рода аллергия ко всему, что может напоминать
прежнюю зависимость от союзных структур». При этом подчер-
кивалось, что исход формирования ближайшего геополитиче-
ского окружения будет во многом зависеть от способности РФ
убеждением, а «в крайних случаях — и с использованием силовых
средств», утверждать принципы международного права, включая
права меньшинств, и «добиваться прочного добрососедства».
Эта формулировка из вводной части Концепции-93 во мно-
гом контрастировала с конструктивным российским подходом
к политике на постсоветском пространстве, обозначенным в
разделе, посвященном СНГ. В нем зафиксировано, что налажи-
вание — на новой основе — многообразных связей, урегулиро-
вание конфликтов и достижение стабильности по периметру
границ России — важнейшее условие эффективного осущест-
вления российской внешней политики в дальнем зарубежье.
Взаимодействие с этой группой стран должно быть выведено
на уровень полномасштабных межгосударственных отношений,
обеспечивающих полнокровное сотрудничество с ними на осно-
ве взаимности. В урегулировании конфликтов и формировании
условий, способствующих предупреждению их возникновения,
силовые меры уже не фигурировали, а решение этих задач мыс-
лилось за счет использования прежде всего двусторонних форм
российского посредничества и миротворчества, а также мно-
госторонних механизмов СНГ с привлечением для поддержки
(при необходимости) возможностей ООН, СБСЕ, ЕС и др. Ста-
вилась цель добиваться превращения Содружества в действен-
ное межгосударственное объединение суверенных субъектов
международного общения, основанное на общности интересов
и добровольном участии в тех или иных формах сотрудничества.
12 I ВЕСНА 2025 ВЕСНА 2025 I 13