Page 13 - IE_1_2025_по разворотам
P. 13

Марк Афроимович Неймарк, доктор исторических наук, профессор кафедры политологии и политической философии Дипломатической академии МИД России  нисценции былого советского величия, перенесение роли СССР   Специфику положения дел в ряде государств СНГ определяла
            как сверхдержавы на страну, внезапно сделавшую ставку на ры-  сохранившаяся клановость, заменившая руководящую парто-
            ночно-капиталистические принципы хозяйствования, вокруг   кратию. Угроза перерастания националистической идеологии в
            которых совсем недавно велась беспощадная идеологическая и   тоталитарную была не пустым звуком, как это произошло с при-
            политическая борьба на мировой арене.                 ходом к власти З.К. Гамсахурдиа в Грузии.
                                                                    Обвальный характер дезинтеграции СССР не мог не сказаться
              Разработка понятийно-категориального аппарата и полити-  на форсированной модальности, в рамках которой оформлялось
            ко-методологических  подходов к  проблемному  комплексу,  свя-
 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ОПЫТ   занному с международным статусом и стратегическими импера-  создание СНГ, и, соответственно, на тех недоработках, которые
                                                                  нашли отражение в Концепции внешней политики России 1993
            тивами только что распавшейся страны, находилась в зачаточном
                                                                  года. Все центробежные тенденции, копившиеся десятилетиями,
            состоянии. Выработать сходу адекватный интегральный подход к
            стратегически выверенному пониманию последствий принципи-
                                                                  но выплеснулись на поверхность политической жизни страны,
            ально изменившихся геополитических парадигмы и положения   стремление освободиться от диктата союзного Центра, мгновен-
 ФОРМИРОВАНИЯ  ров, определяющих параметры, основные направления и кон-  нально-территориальных образований. Это была спонтанная,
            новой России в мире было, конечно же, нереалистично.
                                                                  трансформируясь в жесткие требования суверенизации нацио-
              Надо было, по сути, заново осмыслить весь комплекс факто-
                                                                  но психологически накопленная в течение длительного времени
            кретные установки в отношении различных стран и регионов,
            наметить и зафиксировать меры, направленные на противодей-  реакция национальных элит на юридически закрепленный по-
                                                                  рядок выхода республик из состава СССР, который практически
            ствие реальным и потенциальным угрозам и решение острейших   сводил на нет любую попытку предпринять какие-либо шаги
 НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ  проблем, конфликтных ситуаций, ожидаемых и непредвиден-  в этом направлении. Обострение конфликтов на этнической,
            ных. Содержательное наполнение и направленность формиро-
                                                                  религиозной, межрегиональной почве еще больше нагнетало
            вания концептуальных основ политики России на постсовет-  атмосферу неопределенности и непредсказуемости во всех ре-
            ском пространстве предопределяли совокупность объективных   гионах страны, подталкивая руководителей республик к реши-
            обстоятельств и субъективных факторов. Ситуацию осложняли   тельным действиям.
            историческая беспрецедентность и подвижная зыбкость только   Мыслительную логику разработчиков «постсоветского» раз-
 В СТАТЬЕ ИССЛЕДОВАНЫ ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ   что возникшего и никем не ожидаемого геополитического про-  дела Концепции-93 явно предопределяла практическая задача
 В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ ОСЛАБЛЕНИЯ ЕЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ В НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ. ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ   странства, где сталкивались трудноуловимые новейшие тенден-  обеспечения в первую очередь максимально мягкого цивили-
 ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ХОД РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ   ции и контртенденции, непредсказуемо и спонтанно накладыва-  зационного развода бывших советских республик. Тщательная
 ОСНОВ ЭТОЙ ПОЛИТИКИ. ПРОАНАЛИЗИРОВАНЫ ОШИБКИ И ИЗЪЯНЫ ПЕРВОЙ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ   лись друг на друга разнопорядковые событийные ряды.   подгонка узлов, их взаимодействие, не говоря уже о проработке
 МОДЕЛИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ, СОВОКУПНОСТЬ КОТОРЫХ ПРЕДОПРЕДЕЛИЛА ОСОБЕННОСТИ   В  этих  условиях  первая  попытка  доктринального обеспечения   на системной основе целостной доктринальной модели самого
 ЕЕ ПОЗИЦИЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. ОШИБКИ, КОТОРЫЕ В ТРУДНЫЙ ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ   внешней политики России могла осуществляться не иначе как ме-  постсоветского пространства в столь сжатые сроки и в условиях
 ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РОССИИ БЫЛИ ОБЪЕКТИВНО НЕИЗБЕЖНЫМИ. АВТОР ФОКУСИРУЕТ ВНИМАНИЕ НА ТОМ,   тодом проб и ошибок. Приходилось действовать в оценочных кате-  нарастающих неопределенностей (внутриполитической и геопо-
            гориях видимого и возможного, мнимого и реального, ориентиро-
                                                                  литической), неизбежно отодвигались. Сколько-нибудь внятный
 ЧТО ОБРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ РОССИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ   ваться на сложнейший выбор: либо увеличение желательного, либо   формат интеграционного взаимодействия отсутствовал. Более
 ПРОСТРАНСТВЕ ИМЕЕТ ВАЖНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ   уменьшение нежелательного. Многие заблуждения и ошибки тех,   того, «балласт в виде вертикально-ориентированных связей с
 ЕЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ.  кто стоял у истоков Концепции-93 (которые, впрочем, не считали   бывшими советскими республиками, значительное косвенное
            их заблуждениями и ошибками), были объективно неизбежными.  дотирование новых национальных экономик, зачастую парази-
              Острейший проблемный узел — несовпадение администра-  тировавших на остаточных связях, рассматривались как помеха
            тивного  деления  страны  и  уникального  расселения  свыше   движению в новом направлении». До продуманной и обосно-
            150 наций и народностей на территории бывшего СССР. Из 150   ванной концепции реинтеграции постсоветского пространства,
 аспад конфронтационной двухполюсности в ре-  переизбыток завышенных ожиданий, были во многом умо-  млн русских 25 млн проживало за пределами РСФСР, из них   вариативные особенности которой лишь пунктирно начинали
 зультате исчезновения СССР как сверхдержавы   зрительными. Не могли не сказаться ошибочные представ-  11 млн — на Украине (20% населения), более 6 млн — в Казах-  вырисовываться в умозрительных построениях экспертов и по-
 обозначил новый формат статусного положения   ления о грядущем формировании ценностной однородно-  стане (38% населения) и т.д. Это относилось и ко многим другим   литиков, было, конечно же, далеко.
 РРоссии в мире. Ее внешнеполитические позиции   сти международной среды, а также надежды на устранение   нациям и народностям. В целом же национальные меньшинства
 резко ослабли. Предстояло фактически заново обеспечить   былых геополитических антагонизмов.   составляли более 70 млн человек, или почти четверть населения
 стране достойное место в системе мировых геополитиче-  Чрезмерный оптимизм, характерный для многих по-  бывшего Союза.   Самое трудное заключалось
 ских координат.   ложений первой концепции внешней политики России,   Важнейшей практико-политической проблемой стали вну-
 Не имеющий прецедента в истории человеческой ци-  был предопределен представлениями Б.Н. Ельцина и А.В.   тренние границы и территориальные споры. В пределах бывшего   в переосмыслении прежних
 вилизации, столь стремительный (в одночасье) обратный   Козырева, который, оценивая состояние и перспективы   Союза не было маркировано до 85% границ. За годы советской   подходов и выработке в кратчайшие
 формационный скачок от реального социализма к реаль-  международной деятельности России в год принятия Кон-  власти внутри страны происходили все мыслимые типы изме-  сроки самой методологии
 ному капитализму предопределил ту поспешность, с кото-  цепции-93, утверждал: «Таким образом, этап создания по-  нений границ национально-территориальных образований. Со-
 рой была обозначена установка на одностороннюю страте-  литических рамок и возможностей для развертывания на   хранившиеся территориальные притязания вместе с иноэтни-  формирования концептуальных основ
 гическую конвергенцию России с Западом.   благоприятных для нас условиях сотрудничества с внеш-  ческим расселением не могли не стать источником реальных и   международной деятельности
 Отказ от базовых идеологем советского прошлого в   ним миром, будь то так называемое дальнее или ближнее   потенциальных конфликтов.   России, на основе которой велись
 международных отношениях сменился резкой переори-  зарубежье, по сути дела пройден».  Стремительный разрыв торгово-экономических связей усугу-
 ентацией на прямо противоположные концептуальные   Концептуальное преодоление кризиса адаптации России   бил социально-экономический кризис как в России, так и в но-  бы поиски взаимосвязанных
 векторы и форматы, рассчитанные на вхождение России в   к кардинально изменившимся внутри- и внешнеполити-  вообразованных государствах. Под вопросом оказались единая   ответов на вопросы о политике
 клуб наиболее влиятельных стран Запада, ранжированных   ческим условиям началось с поиска опорных скреп новой   система железных дорог, связи, воздушного транспорта, нефте-  на постсоветском пространстве,
 по шкале геополитического влияния. Оценочные позиции   модели  внутри-  и  внешнеполитической  деятельности  го-  проводов, единая энергетическая система, другие народно-хо-
 относительно готовности коллективного Запада во главе с   сударства. В ходе поиска международно-статусного пози-  зяйственные  комплексы,  степень  интегрированности  которых   имеющие для нее стратегическое
 США к равноправному диалогу с Россией, опиравшиеся на   ционирования со всей очевидностью проявились реми-  оказалась выше, чем в Западной Европе.   значение.

 10 I  ВЕСНА 2025                                                                                            ВЕСНА 2025  I  11
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18