Page 73 - №3-3 2022
P. 73

№3 (3) осень 2022 г.                                                                                              №3 (3) осень 2022 г.




 Андрей Величко, главный редактор сайта «Авиация России»
 КИТАЙСКИЙ







 ФЛАГМАН C919









 ГОТОВ БРОСИТЬ ВЫЗОВ ДУОПОЛИИ BOEING И AIRBUS





 С ЗАДЕРЖКОЙ В ШЕСТЬ ЛЕТ ОТ НАМЕЧЕННЫХ ПЛАНОВ, ПЕРВЫЙ КИТАЙСКИЙ СРЕДНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ   участвуют Thales, Honeywell, Moog, Parker и другие западные по-  Конечно, звание флагмана нужно ещё завоевать, потому что
 САМОЛЁТ С919 ЗАВЕРШИЛ ЛЁТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ И ГОТОВ ДО КОНЦА ТЕКУЩЕГО ГОДА ПОСТУПИТЬ   ставщики.  на  завершающем этапе сертификации самолёт не  может быть
               При этом в КНР выделили пять аспектов, почему самолёт явля-
 В ПАРК АВИАКОМПАНИИ OTT AIRLINES — ДОЧЕРНЕЙ CHINA EASTERN. СЕЙЧАС В ПАРКЕ OTT AIRLINES —   ется китайским:  флагманским. В тоже время, учитывая, что у КНР нет другого кан-
                                                                  дидата и в обозримом будущем не появится, можно согласиться,
 СЕМЬ КИТАЙСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ САМОЛЁТОВ ARJ21 И ДВА «БИЗНЕС-ДЖЕТА» EMBRAER. ОКОНЧАНИЕ   1.   общий план конструкции и разработки лайнера исходит   что С919 будет и уже является гордостью китайского авиа прома.
 ЗАТЯНУВШЕЙСЯ СЕРТИФИКАЦИИ И ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА ТИПА ОЖИДАЕТСЯ В БЛИЖАЙШИЕ МЕСЯЦЫ.  от китайских инженеров;  При этом назвать С919  инновационным проектом нельзя.
               2.   руководит проектированием аэродинамических форм   COMAC отказалась от  разработки композитного крыла, а  кон-
                   и  проводит соответствующие испытания китайская   струкция в целом представляет собой набор комплектующих, си-
 шанхайском  международном  аэропорту  Пудун   самолёт через шесть лет — в 2014 году, а серийные поставки   COMAC;  стем и  агрегатов иностранного производства, интегрированных
 первый серийный C919 поднялся в воздух. Лай-  начать в 2016-м. Однако, как это обычно происходит, сроки   3.   проектирование и  изготовление планера полностью вы-  в планер собственной разработки. Отечественный ТРДД CJ-1000A
 нер с б/н B-001J (MSN107) выполнил первый по-  имели тенденцию сдвигаться на более поздние, и сборка пер-  полнены Китаем;  находится пока ещё на  стадии ОКР, летом 2020  года были сооб-
 лёт, который продолжался немногим более трёх   вого С919 завершилась в ноябре 2015 года, а в воздух он под-  4.   COMAC самостоятельно интегрировала системы от  раз-  щения о  его подготовке к  лётным испытаниям в  составе летаю-
 часов. На  следующий день продолжительность   нялся только 5 мая 2017 года. В конце года к нему присоеди-  ных поставщиков;  щей лаборатории на базе Ил-76. Сертифицировать силовую уста-
 Вполёта составила 4 часа 45 минут.  нился второй опытный образец, в декабре 2018-го — третий,   5.   управление проектом полностью выполняется китайской   новку и ввести её в эксплуатацию на С919 планируется в период
 Генеральный директор группы Airbus Гийом Фори допу-  а во второй половине 2019 года — ещё три опытных машины.  компанией.  с 2022 по 2025 годы.
 стил, что появление в ближайшее время на авиарынке китай-  Крыло лайнера выполнено из титановых сплавов. Сверх-  В начале 2021 года в COMAC заверяли, что сертификат типа   В  целом проект китайского гражданского турбореактивного
 ского среднемагистрального лайнера создаст прямую конку-  критический профиль повышает аэродинамическую эф-  С919 получит до конца года, но позже стало ясно, что последует оче-  двигателя, как и весь лайнер, критически зависим от зарубежных
 ренцию самолётам A220, A320 и Boeing 737.  фективность и снижает лобовое сопротивление. В 2012 году   редная сдвижка сроков. Сказались неизбежные «детские болезни»   технологий и комплектующих. Лопатки вентилятора из титанового
 «Похоже, что приближается ввод в  эксплуатацию   китайская компания AVIC начала проектирование композит-  нового самолёта, и ограничения на работу китайских авиационных   сплава производятся британской Morgan Advanced Materials Group,
 C919 производства COMAC, и, действительно, на рынке бу-  ного крыла. Проект включал анализ конструкции, изготовле-  специалистов в условиях пандемии COVID-19. Кроме того появи-  компрессор высокого давления — немецкой MTU Aero, камера сго-
 дет новый игрок. В  прошлом были и  другие попытки дру-  ние и сборку, а также соответствующие испытания. Однако   лись сложности и задержки с получением западных комплектую-  рания изготавливается итальянской корпорацией Avio, а некоторые
 гих авиаконструкторов вмешаться в  соревнование между   уже в апреле 2013-го, спустя три месяца после заявления о го-  щих. Теперь разработчики заверяют, что сертификация С919 долж-  компоненты — компанией CFM International.
 Airbus и Boeing в сегменте ближнемагистральных и средне-  товности двигаться вперед с композитным кессоном крыла,   на завершиться до конца этого года, и тогда OTT Airlines сможет   Такая зависимость делает С919 крайне уязвимым от действий
 магистральных самолётов. К этому игроку надо относиться   СОМАС отказалась от использования в С919 композитных   получить свой первый самолёт.  и решений правительства США и руководства Евросоюза. Китай —
 очень серьёзно», — заявил Фори 28 июля в эфире телекана-  конструкций. Сообщалось, что разработка композитного кес-  Журнал «Взлёт» отмечает в своём телеграм-канале, что несмо-  это крупнейший рынок узкофюзеляжных самолётов, потерять ко-
 ла BFMTV.  сона крыла задержала бы программу.  тря на локдауны, сертификационные испытания С919 в этом году   торый дуополия не может себе позволить. Отсюда любое полити-
 Однако, по его мнению, COMAC «потребуется много вре-  С919 в значительной степени комплектуется иностранны-  заметно интенсифицировались. С начала этого года на шести опыт-  ческое решение Пекина, которое нанесёт существенный ущерб
 мени,  прежде  чем  удастся  нарастить  темпы  производства,   ми узлами, агрегатами и самолётными системами. В качестве   ных С919  осуществлено более 200  полётов. «Вполне возможно,   интересам США, или военное противостояние с Вашингтоном, мо-
 доказать  надёжность  самолёта,  чтобы  быть  одним  из  трёх   силовой установки используются франко-американские двига-  что очередное обещание COMAC начать пассажирские перевозки   жет привести к тому, что С919 перестанет существовать как полно-
 игроков при значительном доминировании сегодня Boeing   тели CFMI Leap-1C, а большинство бортовых систем поставля-  на С919 до конца 2022 года, наконец, сбудется», — резюмирует из-  ценный гражданский коммерческий самолёт и останется в истории
 и Airbus».  ется совместными предприятиями, образованными ведущими   дание.  амбициозным, но не осуществлённым до конца проектом.  И Е
 Глава европейского самолётостроительного концерна счи-  западными компаниями с их китайскими партнёрами.
 тает, что основным активом COMAC является огромный вну-  Гондола двигателя, реверс тяги и система выхлопа предо-
 тренний рынок Китая, и именно он представляет собой риск   ставлены компанией Nexcelle, Michelin поставляет шины Air
 для Airbus среди местных авиакомпаний, увеличивших коли-  X. Шасси производятся в  Китае совместным предприятием
 чество заказов на C919. Фори пообещал очень внимательно   немецкой  Liebherr  и  AVIC,  последняя  также  изготавливает
 следить за тем, что происходит в китайской авиастроительной   планер самолёта. Большинство систем производятся совмест-
 корпорации.  ными предприятиями: с UTAS — для электроснабжения, про-
 Программа создания С919 стартовала в 2008 году. В Под-  тивопожарной защиты и  освещения; с  Rockwell Collins  —
 небесной планировали поднять в  воздух первый опытный   системы кабины  пилотов и  авионика. В  кооперации  также



 70                                                                                                                           71
   68   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78