Page 73 - №3-3 2022
P. 73
№3 (3) осень 2022 г. №3 (3) осень 2022 г.
Андрей Величко, главный редактор сайта «Авиация России»
КИТАЙСКИЙ
ФЛАГМАН C919
ГОТОВ БРОСИТЬ ВЫЗОВ ДУОПОЛИИ BOEING И AIRBUS
С ЗАДЕРЖКОЙ В ШЕСТЬ ЛЕТ ОТ НАМЕЧЕННЫХ ПЛАНОВ, ПЕРВЫЙ КИТАЙСКИЙ СРЕДНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ участвуют Thales, Honeywell, Moog, Parker и другие западные по- Конечно, звание флагмана нужно ещё завоевать, потому что
САМОЛЁТ С919 ЗАВЕРШИЛ ЛЁТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ И ГОТОВ ДО КОНЦА ТЕКУЩЕГО ГОДА ПОСТУПИТЬ ставщики. на завершающем этапе сертификации самолёт не может быть
При этом в КНР выделили пять аспектов, почему самолёт явля-
В ПАРК АВИАКОМПАНИИ OTT AIRLINES — ДОЧЕРНЕЙ CHINA EASTERN. СЕЙЧАС В ПАРКЕ OTT AIRLINES — ется китайским: флагманским. В тоже время, учитывая, что у КНР нет другого кан-
дидата и в обозримом будущем не появится, можно согласиться,
СЕМЬ КИТАЙСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ САМОЛЁТОВ ARJ21 И ДВА «БИЗНЕС-ДЖЕТА» EMBRAER. ОКОНЧАНИЕ 1. общий план конструкции и разработки лайнера исходит что С919 будет и уже является гордостью китайского авиа прома.
ЗАТЯНУВШЕЙСЯ СЕРТИФИКАЦИИ И ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА ТИПА ОЖИДАЕТСЯ В БЛИЖАЙШИЕ МЕСЯЦЫ. от китайских инженеров; При этом назвать С919 инновационным проектом нельзя.
2. руководит проектированием аэродинамических форм COMAC отказалась от разработки композитного крыла, а кон-
и проводит соответствующие испытания китайская струкция в целом представляет собой набор комплектующих, си-
шанхайском международном аэропорту Пудун самолёт через шесть лет — в 2014 году, а серийные поставки COMAC; стем и агрегатов иностранного производства, интегрированных
первый серийный C919 поднялся в воздух. Лай- начать в 2016-м. Однако, как это обычно происходит, сроки 3. проектирование и изготовление планера полностью вы- в планер собственной разработки. Отечественный ТРДД CJ-1000A
нер с б/н B-001J (MSN107) выполнил первый по- имели тенденцию сдвигаться на более поздние, и сборка пер- полнены Китаем; находится пока ещё на стадии ОКР, летом 2020 года были сооб-
лёт, который продолжался немногим более трёх вого С919 завершилась в ноябре 2015 года, а в воздух он под- 4. COMAC самостоятельно интегрировала системы от раз- щения о его подготовке к лётным испытаниям в составе летаю-
часов. На следующий день продолжительность нялся только 5 мая 2017 года. В конце года к нему присоеди- ных поставщиков; щей лаборатории на базе Ил-76. Сертифицировать силовую уста-
Вполёта составила 4 часа 45 минут. нился второй опытный образец, в декабре 2018-го — третий, 5. управление проектом полностью выполняется китайской новку и ввести её в эксплуатацию на С919 планируется в период
Генеральный директор группы Airbus Гийом Фори допу- а во второй половине 2019 года — ещё три опытных машины. компанией. с 2022 по 2025 годы.
стил, что появление в ближайшее время на авиарынке китай- Крыло лайнера выполнено из титановых сплавов. Сверх- В начале 2021 года в COMAC заверяли, что сертификат типа В целом проект китайского гражданского турбореактивного
ского среднемагистрального лайнера создаст прямую конку- критический профиль повышает аэродинамическую эф- С919 получит до конца года, но позже стало ясно, что последует оче- двигателя, как и весь лайнер, критически зависим от зарубежных
ренцию самолётам A220, A320 и Boeing 737. фективность и снижает лобовое сопротивление. В 2012 году редная сдвижка сроков. Сказались неизбежные «детские болезни» технологий и комплектующих. Лопатки вентилятора из титанового
«Похоже, что приближается ввод в эксплуатацию китайская компания AVIC начала проектирование композит- нового самолёта, и ограничения на работу китайских авиационных сплава производятся британской Morgan Advanced Materials Group,
C919 производства COMAC, и, действительно, на рынке бу- ного крыла. Проект включал анализ конструкции, изготовле- специалистов в условиях пандемии COVID-19. Кроме того появи- компрессор высокого давления — немецкой MTU Aero, камера сго-
дет новый игрок. В прошлом были и другие попытки дру- ние и сборку, а также соответствующие испытания. Однако лись сложности и задержки с получением западных комплектую- рания изготавливается итальянской корпорацией Avio, а некоторые
гих авиаконструкторов вмешаться в соревнование между уже в апреле 2013-го, спустя три месяца после заявления о го- щих. Теперь разработчики заверяют, что сертификация С919 долж- компоненты — компанией CFM International.
Airbus и Boeing в сегменте ближнемагистральных и средне- товности двигаться вперед с композитным кессоном крыла, на завершиться до конца этого года, и тогда OTT Airlines сможет Такая зависимость делает С919 крайне уязвимым от действий
магистральных самолётов. К этому игроку надо относиться СОМАС отказалась от использования в С919 композитных получить свой первый самолёт. и решений правительства США и руководства Евросоюза. Китай —
очень серьёзно», — заявил Фори 28 июля в эфире телекана- конструкций. Сообщалось, что разработка композитного кес- Журнал «Взлёт» отмечает в своём телеграм-канале, что несмо- это крупнейший рынок узкофюзеляжных самолётов, потерять ко-
ла BFMTV. сона крыла задержала бы программу. тря на локдауны, сертификационные испытания С919 в этом году торый дуополия не может себе позволить. Отсюда любое полити-
Однако, по его мнению, COMAC «потребуется много вре- С919 в значительной степени комплектуется иностранны- заметно интенсифицировались. С начала этого года на шести опыт- ческое решение Пекина, которое нанесёт существенный ущерб
мени, прежде чем удастся нарастить темпы производства, ми узлами, агрегатами и самолётными системами. В качестве ных С919 осуществлено более 200 полётов. «Вполне возможно, интересам США, или военное противостояние с Вашингтоном, мо-
доказать надёжность самолёта, чтобы быть одним из трёх силовой установки используются франко-американские двига- что очередное обещание COMAC начать пассажирские перевозки жет привести к тому, что С919 перестанет существовать как полно-
игроков при значительном доминировании сегодня Boeing тели CFMI Leap-1C, а большинство бортовых систем поставля- на С919 до конца 2022 года, наконец, сбудется», — резюмирует из- ценный гражданский коммерческий самолёт и останется в истории
и Airbus». ется совместными предприятиями, образованными ведущими дание. амбициозным, но не осуществлённым до конца проектом. И Е
Глава европейского самолётостроительного концерна счи- западными компаниями с их китайскими партнёрами.
тает, что основным активом COMAC является огромный вну- Гондола двигателя, реверс тяги и система выхлопа предо-
тренний рынок Китая, и именно он представляет собой риск ставлены компанией Nexcelle, Michelin поставляет шины Air
для Airbus среди местных авиакомпаний, увеличивших коли- X. Шасси производятся в Китае совместным предприятием
чество заказов на C919. Фори пообещал очень внимательно немецкой Liebherr и AVIC, последняя также изготавливает
следить за тем, что происходит в китайской авиастроительной планер самолёта. Большинство систем производятся совмест-
корпорации. ными предприятиями: с UTAS — для электроснабжения, про-
Программа создания С919 стартовала в 2008 году. В Под- тивопожарной защиты и освещения; с Rockwell Collins —
небесной планировали поднять в воздух первый опытный системы кабины пилотов и авионика. В кооперации также
70 71