Page 20 - №3-3 2022
P. 20

№3 (3) осень 2022 г.



                         2.   Принятие специальной государственной политики сти-  Особенностью  российского  Севера  является  присутствие
                             мулирования граждан, привлекаемых на работу в север-  здесь коренных малочисленных народов Севера, ведущих тра-
                             ные регионы. Ее реализация без участия частных компа-  диционный образ жизни. В настоящее время вопросы взаимо-
                             ний невозможна;                                действия государства, бизнеса и коренного населения на эконо-
                         3.   Внедрение достижений научно-технического прогресса,   мическом пространстве северных территорий приобретают все
                             то есть переход к инновационной экономике. Несомнен-  большую остроту и актуальность. Это связано с тем, что разви-
                             ный факт, что экономика Севера с  учетом климатиче-  тие экономики, ориентированной на эксплуатацию природных
                             ских особенностей, ограниченности трудовых ресурсов   ресурсов, влечет за  собой сокращение площади оленьих паст-
                             и  низкой транспортной обеспеченности должна быть   бищ и, как следствие, занятости малых народов Севера в олене-
                             наиболее наукоемкой и высокотехнологичной.     водстве и других секторах традиционной экономики.
                         Широкий спектр средств корпоративной социальной ответ-  Многие руководители регионов справедливо ставят вопрос
                       ственности бизнеса позволяет решать проблему доверия тра-  о достижении и сохранении баланса интересов промышленно-
                       диционными и новыми инновационными инструментами. При   сти, общества и окружающей среды на территории действия та-
                       этом вопрос доверия напрямую связан с переходом предприятий   ких компаний.
                       на стратегию устойчивого развития.                      В настоящее время на Севере России наработаны практики
                                                                            успешного взаимодействия власти и бизнеса на благо социаль-
                       ВОРОНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ                                 но-экономического развития территорий, уже получены опреде-
                         В настоящее время на Севере сформировался крупный кор-  ленные положительные результаты (Ямало-Ненецкий автоном-
                       поративный сектор экономики в базовых отраслях. По оценке   ный  округ, Чукотский автономный  округ, Ханты-Мансийский
                       Института экономики и организации промышленного произ-  автономный округ — Югра, Республика Саха (Якутия).
                       водства (г. Новосибирск, СО РАН) более 70% предприятий ока-  Каковы же основные инструменты для гармоничного разви-
                       залось в частной собственности и около 25% в совместном ве-  тия северных регионов?
                       дении.                                                  1.   создание промышленных кластеров;
                         На северных территориях корпоративная социальная ответ-  2.   развитие инфраструктурных отраслей (энергетика,
                       ственность имеет свои особенности. Большая зависимость ра-  транспорт, связь, информатика и др.);
                       ботников предприятий от деятельности компаний в области обе-  3.   интеграция в социальную инфраструктуру через созда-
                       спечения занятости при отсутствии альтернативы, к сожалению,   ние ГЧП;
                       снижает требования населения к соблюдению принципов корпо-  4.   социальная поддержка  КМНС:  продвижение  культур-
                       ративной социальной ответственности руководством компаний.   ных, образовательных и медицинских проектов;
                                                                               5.   природоориентированная экономика.
                                                                               Сохранение окружающей природной среды, как и различных
                                                                            видов традиционной хозяйственной деятельности КМНС в зна-
                                                                            чительной степени зависят от социальной ответственности биз-
                                                                            неса, работающего на Севере.
                                                                               В условиях модернизации экономической и социальной базы
                                                                            российского  Севера,  повышения  их  конкурентоспособности,
                                                                            требуется модернизация самого  механизма подготовки управ-
                                                                            ленческого корпуса для северных регионов России.
                                                                               Россия, имея такой богатый природный потенциал Севера,
                                                                            вносит наибольший вклад в сохранение экологической устойчи-
                                                                            вости планеты, поэтому деятельность бизнеса и его социальная
                                                                            ответственность на северных территориях, должна быть в цен-
                                                                            тре внимания органов государственной власти и местных сооб-
                                                                            ществ.  И Е




























           18
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25